Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

«Вы не оставите меня» Аллы Суриковой на московских экранах

1952 год. Нестоличный город, который глухой провинцией, впрочем, не назовешь. Местный чекистский босс (Михаил Боярский) играет в теннис с иностранцами и отлично изъясняется по-английски, столичные музыканты приезжают сюда на гастроли (роль орденоносного скрипача-виртуоза стала блистательным камео Николая Фоменко), а драмтеатр городка прославлен на всю страну. И главная звезда в нем – художник-постановщик, которому то ли природная скромность, то ли глубокая убежденность в том, что для рожденных в империи лучшее место проживания – провинция, не позволяет покинуть городок. В роли художника Алла Сурикова снимает Александра Балуева – не просто состарив его на несколько лет (герою пятьдесят два), но старательно изгоняя из облика актера все, что давно и прочно притягивает к нему режиссеров: мужскую стать, мужественные, крупной лепки черты лица, подчеркнутый короткой стрижкой правильной формы череп. В этой картине на голове у Балуева беспорядочный пушок редеющих волос (будь он женщиной, прическа называлась бы «воронье гнездо»), на носу – круглые очки, до неузнаваемости меняющие лицо, одет он во что-то художественно-балахонистое, скрывающее фигуру. Единственная балуевская «опция», оставленная Суриковой за актером, – способность привлекать женщин вне зависимости от их возраста и социального положения.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Вы не оставите меня"

Его жена – юная актриса театра, избалованная дочь чекистского босса, капризная, взбалмошная, но, похоже, искренне влюбленная в своего мужа особа в исполнении Елизаветы Боярской. И если относительно ее героини еще могут возникнуть сомнения (талантлива она на самом деле или лишь в глазах влюбленного в нее мужчины), то относительно таланта самой Боярской после фильма сомнения вряд ли останутся. На протяжении всей картины она по-эквилибристски ловко балансирует на грани эгоцентризма и преданности, глупости и проницательности, провинциальной спеси старлетки, возомнившей себя примой, и желанием служить искусству.

Ее родители, папаша-плейбой (Михаил Боярский выглядит на экране гораздо молодцеватее своего зятя) и тихая красавица мама (Наталья Селезнева), одобряют брак дочери, и семейная жизнь героев могла бы быть идеально счастливой (неприготовленный обед и незапланированная покупка шубы не в счет), но однажды он вынимает из почтового ящика открытку, адресованную жене…

Адресат, некто Виктор, пишет о счастье мимолетной встречи в Крыму, о глубоком впечатлении, которое оставила у него молодая женщина, о себе – инженере закрытого московского НИИ, об интересном проекте, который он разрабатывает, словом о жизни, манящей и красивой, как всякая незнакомая жизнь. Муж не показывает открытку жене, но отвечает сам. Завязывается почтовый роман, признание в любви, договоренность о встрече – все то, что, случись история лет сорок-пятьдесят спустя, назвали бы провокацией. Но герой вовсе не думает никого провоцировать: просто он так сильно влюблен, так страшится потери, что готов, уж если разлука суждена, ее ускорить – ожидание невыносимо. И пусть любимой достанется тот, кто моложе, красивее и сильнее…

Именно страх потери и мазохистское желание крах приблизить дает фильму то, чего меньше всего ждешь от картины Суриковой: мощнейшее напряжение. Причем происходит этот саспенс на фоне глазом опытного комедиографа увиденных сцен из жизни провинциального театра: истерики неувядающей премьерши (Елена Сафонова) и здорового цинизма премьерши, старению подверженной (Галина Бокушевская); нарцисизма премьера (Игорь Скляр); беспомощных воплей режиссера (Сергей Никоненко); испуга директора (Андрей Федорцов); интриг бессменного исполнителя роли Ленина (Юрий Кузнецов) и всеведающей секретарши (Мария Кузнецова).

Алла Сурикова из числа режиссеров, которых принято считать «генералами» российского кинематографа, тех, чья работа неизменно финансируется государством, кому не составляет труда даже в крошечных ролях занять известных актеров (неразлучную пару алкашей в картине сыграли Александр Адабашьян и Михаил Мишин), кого чтут (порой из вежливости) коллеги и чьи работы при выходе на экран иногда вызывают недоуменное пожатие плеч и законный вопрос: «Чего ему еще не хватает, зачем подставляться?» – последняя премьера Эльдара Рязанова тому примером. На этот раз задавать такой вопрос Алле Суриковой было бы неуместно. Ответ понятен: она снимала свой фильм просто потому, что до сих пор умеет снимать кино.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Вы не оставите меня"

Да, сейчас сценарии с героями старше сорока в успешных студиях не приветствуют; да, фильм выходит немыслимо маленьким тиражом, и опасения прокатчиков вполне понятны (одно название способно отпугнуть зрителей), но как же иногда приятно посмотреть кино с внятно выстроенной драматургией (сценарий написан по повести Сергея Ашкенази «Григорий Евсеевич»), живыми характерами и продуманностью каждого эпизода. Рядом с некоторыми из премьер нынешней осени – самодеятельными «Дикарями» (2006), неприлично молодящейся «Флэш.кой» (2006), манерно-невнятным «Многоточием», список можно продолжить, – у фильма Суриковой действительно если и не генеральская, то полковничья выправка. Недаром все-таки говорят, что женщины выносливее мужчин.

Комментарии  67



Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть