
История нацистского доктора Йозефа Менгеле, который проводил опыты на заключённых Освенцима. Во время Второй мировой войны он сбежал Южную Америку, где скрывался от агентов «Моссада» и других.
По роману «Исчезновение Йозефа Менгеле» французского писателя Оливье Геза (также выступил сценаристом фильма).
Фильм-участник Каннского кинофестиваля-2025 («Каннские премьеры»).
Йозеф Менгеле - немецкий доктор, который проводил медицинские опыты на узниках концлагеря Освенцим во время Второй мировой. После войны Менгеле бежал из Германии в Латинскую Америку, потому что боялся преследований, где под разными именами он прожил остаток своей жизни. Розыск не привел к ус...пеху и Менгеле умер своей смертью, так и не представ перед судом.
Свет и композиция — главные визуальные приёмы фильма. В чёрно-белой палитре чувства обостряются, и зритель яснее улавливает скрытые сигналы и метафоры. Так, руки в крови становятся символом вины Менгеле, резкий контраст интерьеров подчёркивает перелом между «до» и «после», повешенный костюм напоминает о вердикте других людей, а агрессивные жесты выдают подавляемые чувства.
Отключение цвета превращается в эмоциональный лифт: он поднимает зрителя к насыщенной и успешной жизни нацистского учёного в рассвете его карьеры, а затем обрушивает в подвал к бесцветному старику. Даже под ярким бразильским солнцем герой остаётся пленником черно-белого военного кино, ведь его личная война так и не закончилась.
Это не документальная хроника зверств нацистов и не детектив о поимке хитрого преступника. Это фильм про внутреннюю драму человека, наказавшего себя самого.
Как у великих классиков, здесь нет прямых оценок: режиссёр не называет героя плохими или хорошим, не берёт на себя роль судьи, хотя едва ли вызывает в наблюдателях сострадание. Судьей в этом смысле является, если угодно, жизнь, карма, совесть или Бог. Некурящий доктор — человек, который сгнил внутри задолго до клинической смерти, но физически продолжал существовать.
"Обиженный на мир представитель расы господ, болезненно эгоцентричный и потому одинокий, он давно утоптал свою совесть в песок". Не получив ни спасительного раскаяния, ни быстрого выстрела, он обречён на долгие годы в образе загнанного зверя, съедаемого собственной тревогой. Чувство несправедливости, ущемлённое эго, подавленная национальная гордость, осуждение близкими и злость на систему бурлили в нём, распространяя коррозию дальше. Плесень, что оставляет следы вины на страницах будущих поколений.
Портрет Дориана Грея наоборот: вместо холста — всеми забытый старик, которому приходится жить среди самых неарийских людей и наблюдать закат любимой Германии.
Что же есть возмездие? Внешний суд или сгорание личности вместе с углями её идеалов? Может, зло разрушается само, даже без вмешательств? И может, в мире действуют законы справедливости, которые мы пока не видим, но можем на них надеяться?
Менгеле складывал чужие скелеты в коробки, и сам оказался экспонатом, как напоминание и прецедент.
автор: Полина Петришина
тгк: @paulinesnotes