Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Подборки фильмов

13 культовых фильмов, которые провалились в прокате

Некоторым фильмам удается моментально покорить своих зрителей. Будь то, например, «Звездные войны» или «Титаник», которые побили в свое время рекорды по кассовым сборам. Но иные культовые картины опередили свое время и не имели никакого коммерческого успеха, что, впрочем, не помешало им изменить историю кинематографа и оставить особый след в сердцах синефилов.

Добавить в закладки
13 культовых фильмов, которые провалились в прокате

Тим Карри в роли Фрэнка‑эн‑Фёртера на кадре из фильма «Шоу ужасов Рокки Хоррора»

Тим Карри в роли Фрэнка‑эн‑Фёртера на кадре из фильма «Шоу ужасов Рокки Хоррора»

Творение Джима Шармена, ставшее сегодня уже культовой классикой, было подвергнуто критике после премьеры в Великобритании и Америке в 1975 году. Зрители не совсем понимали, что их ждет, и не предвкушали возможности увидеть мюзикл в кинотеатрах. В конечном счете низкая явка привела к тому, что киноленту сняли с экранов. Мюзикл успел появиться только в восьми городах и заработать 22 тысячи долларов. Обретение статуса культовой классики с Тимом Карри в главной роли произошло год спустя, в 1976 году. Тогда один из нью-йоркских кинотеатров начал свои полуночные показы, которые к тому же были интерактивными – зрители могли со своего места выкрикивать реплики. Подобные просмотры фильмов завоевали популярность во многих американских городах и вскоре возродили «Шоу ужасов Рокки Хоррора».

Орсон Уэллс в роли Чарльза Фостера Кейна на кадре из фильма «Гражданин Кейн»

Орсон Уэллс в роли Чарльза Фостера Кейна на кадре из фильма «Гражданин Кейн»

Картина Орсона Уэллса, которая сейчас считается одним из величайших фильмов и созданию которой посвящен новый фильм Дэвида Финчера, не имела такого успеха в прокате. Газетный магнат Уильям Рэндольф Херст, по мотивам жизни которого был снят фильм, настолько возненавидел киноленту, что запретил своим газетам упоминать ее на своих страницах. С циничным взглядом на американскую мечту и сложным повествовательным стилем фильм потерял 3 миллиона долларов с учетом инфляции, но все же сумел получить девять номинаций на премию «Оскар» и одну победу за лучший сценарий, которую разделили между собой Герман Манкевич и Орсон Уэллс.

Вайнона Райдер в роли Вероники Сойер на кадре из фильма «Смертельное влечение»

Вайнона Райдер в роли Вероники Сойер на кадре из фильма «Смертельное влечение»

Когда в 1989 году инди-картина с участием Вайноны Райдер и Кристиана Слэйтера появилась в кинотеатрах, она не стала моментальным хитом. Фильм принес всего 1,1 миллиона долларов, что не окупило даже половины заявленного бюджета. Однако благодаря прокату домашнего видео когда-то провалившаяся картина стала легендой в истории кино, каковой она является и по сей день, и входит в список лучших фильмов о школьниках по версии Esquire. Сегодня можно встретить множество отсылок на «Смертельное влечение» в других кинолентах, а в 2018 году вышел также одноименный сериал.

Тим Роббинс в роли Энди Дюфрейна на кадре из фильма «Побег из Шоушенка»

Тим Роббинс в роли Энди Дюфрейна на кадре из фильма «Побег из Шоушенка»

В течение многих лет «Побег из Шоушенка» удерживал первое место в списке «250 лучших фильмов всех времен» по версии IMDb и КиноПоиска, но в 1994 году картина не вызвала зрительского восторга. Премьера адаптации повести Стивена Кинга столкнулась с конкуренцией со стороны таких фильмов, как «Форрест Гамп» и «Криминальное чтиво». В первый уик-энд лента смогла заработать меньше миллиона долларов, что не оправдывало ее бюджет. Лишь после семи номинаций на «Оскар» «Побег из Шоушенка» стал самым популярным фильмом в прокате 1995 года. Теперь картина стала культовой классикой, которую не перестают крутить на американских телеканалах, а Тим Роббинс, исполнитель главной роли, вспоминает, что, куда бы он ни пошел, обязательно найдется человек, который скажет: «Этот фильм изменил мою жизнь».

Дженнифер Энистон в роли Джоанны на кадре из фильма «Офисное пространство»

Дженнифер Энистон в роли Джоанны на кадре из фильма «Офисное пространство»

«Офисное пространство» сегодня считается основополагающей комедией, описывающей офисную культуру, однако когда в 1999 году картина попала в кинотеатры, она не сразу смогла найти свою аудиторию. Фильм заработал всего на 800 000 долларов больше, чем было потрачено на производство. Режиссер Майк Джадж в провале своей картины винил плохую маркетинговую кампанию. В одном из интервью он рассказывал, что в трейлере нельзя уместить те шутки и иронию, которые присущи самому фильму. Когда комедия была выпущена на DVD, о ней стали говорить все. Оказалось, что «Офисное пространство» удивительно точно отражало состояние большинства людей конца 1990-х, которые устали сидеть в офисах и делать бесполезную работу. Именно благодаря видеопрокату фильм Джаджа обрел вторую жизнь, а его героев стало цитировать целое поколение людей.

Мэри Элизабет Уинстэд в роли Рамоны Флауэрс на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

Мэри Элизабет Уинстэд в роли Рамоны Флауэрс на кадре из фильма «Скотт Пилигрим против всех»

«Скотт Пилигрим против всех» провалился в прокате, когда впервые был выпущен в кинотеатрах. Фильм едва смог вернуть половину своего бюджета в 60 миллионов долларов, однако картина Эдгара Райта впоследствии получила положительные отзывы за свой визуальный стиль и актерский состав. К счастью, фильм нашел своих преданных фанатов, которые продвинули его до культового статуса. Теперь, в 2020 году, в свою 10-ю годовщину, история парня, борющегося с бывшими своей девушки мечты, получает гораздо большее внимание, чем в год своей премьеры.

Хелена Бонэм Картер в роли Марлы Сингер на кадре из фильма «Бойцовский клуб»

Хелена Бонэм Картер в роли Марлы Сингер на кадре из фильма «Бойцовский клуб»

С бюджетом в 63 миллиона долларов «Бойцовский клуб» заработал всего 37 миллионов долларов на продаже билетов. Студия не знала, как продавать такой неоднозначный фильм, и маркетинговая стратегия потерпела провал. Сегодня можно с уверенностью сказать, что картина Дэвида Финчера стала неотъемлемой частью истории кино, но в свое время даже Брэд Питт и Эдвард Нортон не смогли помочь триллеру окупиться в прокате. Несмотря на отсутствие отклика в кинотеатрах, Финчер не переставал верить в то, что его работа найдет своего зрителя. Он вложил огромные средства в релиз на носителях, включив в формат DVD специальные комментарии, помогающие понять историю Тайлера Дердена. Как и предполагалось, все старания режиссера окупились, и фильм вскоре стал одним из самых продаваемых DVD-дисков в истории кинокомпании. «Бойцовский клуб» выручил более 100 миллионов долларов от продаж на видео.

Джеймс Стюарт в роли  Джорджа Бейли на кадре из фильма «Эта замечательная жизнь»

Джеймс Стюарт в роли  Джорджа Бейли на кадре из фильма «Эта замечательная жизнь»

Удивительно, но картина Фрэнка Капры, которая теперь считается рождественской классикой, обанкротила продюсерскую компанию режиссера, потеряв миллионы в прокате из-за не слишком радостной праздничной обстановки. Только в 1974 году, когда авторские права на фильм истекли и он стал частью общественного достояния, «Эта замечательная жизнь» обрела новую жизнь на телевидении, где вещатели могли неоднократно транслировать фильм бесплатно на своих каналах.

Джена Мэлоун в роли Грэтхен Росс на кадре из фильма «Донни Дарко»

Джена Мэлоун в роли Грэтхен Росс на кадре из фильма «Донни Дарко»

К прорывному фильму Джейка Джилленхола, который был выпущен в 2001 году вскоре после терактов 11 сентября, мир не был готов. Картина продержалась в кинотеатрах пять месяцев, но в США смогла собрать всего 518 тысяч долларов при бюджете в 4,5 миллиона долларов. Только через год благодаря DVD и полуночным показам фильм начал приобретать свой культовый статус, а фандом сюрреалистического триллера и молодого Джилленхола начал стремительно расти.

Бетт Мидлер в роли  Винни Сандерсон на кадре из фильма «Фокус-покус»

Бетт Мидлер в роли  Винни Сандерсон на кадре из фильма «Фокус-покус»

Выпуск фильма о Хэллоуине в середине лета не помог «Фокус-покусу» найти свою аудиторию. Всеми любимый фильм с тремя ведьмами в исполнении Бетт Мидлер, Сары Джессики Паркер и Кэти Нэджими не стал коммерческим хитом и даже был раскритикован общественностью. Мрачное повествование, написанное в соавторстве с иконой хорроров Миком Гэррисом, вероятно, оказалось слишком устрашающим для предполагаемой категории юных зрителей. В фильме правда есть достаточно сомнительные сцены для детского фильма с рейтингом PG, что могло в какой-то мере повлиять на его провал. Как и многие другие фильмы в этом списке, «Фокус-покус» стал любимым хэллоуиновским фильмом фанатов после того, как был выпущен на домашнем видео. Картина обладает настолько сильным ностальгическим статусом, что Disney+ объявил о планах на продолжение.

Шон Янг в роли Рейчел Роузен на кадре из фильма «Бегущий по лезвию»

Шон Янг в роли Рейчел Роузен на кадре из фильма «Бегущий по лезвию»

Научно-фантастическая эпопея Ридли Скотта, которая через десятилетия после выхода на экраны получила долгожданное продолжение, в свое время, в 1982 году, едва сумела окупить свой бюджет в 28 миллионов долларов. Фильму не помог даже Харрисон Форд, который считался самым известным актером в 1980-х. Благодаря переизданиям DVD на протяжении последующих лет картина наконец нашла свою аудиторию и получила заслуженное место в истории. Именно благодаря выпуску на видеокассете и режиссерской версии «Бегущий по лезвию» сегодня считается культовой лентой, возможно, опередившей свое время. В 1993 году фильм был включен в Национальный реестр фильмов США, а The Guardian назвал его лучшим научно-фантастический фильмом всех времен.

Джефф Бриджес в роли Джеффри Лебовски на кадре из фильма «Большой Лебовски»

Джефф Бриджес в роли Джеффри Лебовски на кадре из фильма «Большой Лебовски»

Братья Коэн создали множество коммерческих хитов, но даже обладатель «Оскара» «Старикам тут не место» не породил после себя одноименный фестиваль и не вдохновил на особый образ жизни. Тем не менее фильм, вышедший на экраны в 1998 году, занял лишь шестое место по кассовым сборам в первые выходные, в то время как «Титаник» продолжал набирать обороты. «Большой Лебовски» спустя годы нашел своих поклонников в Сети, которые превратили фильм в настоящий феномен и сделали его первой культовой лентой эпохи Интернета.

Джин Уайлдер в роли Вилли Вонки на кадре из фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика»

Джин Уайлдер в роли Вилли Вонки на кадре из фильма «Вилли Вонка и шоколадная фабрика»

«Вилли Вонка и шоколадная фабрика» не всегда имел репутацию семейного фильма. Фильм раскритиковал знаменитый кинокритик Джин Сискел, а издание New York Times и вовсе назвало его утомительным. Картина Мэла Стюарта почти ничего не заработала в прокате, что разочаровало Paramount Pictures. Студия решила отказаться от продления своих авторских прав, и в 1977 году Warner Bros. купила права на фильм всего за 550 000 долларов. Новая студия начала продавать ленту телевизионным станциям, где «Вилли Вонка и шоколадная фабрика» наконец нашел свою аудиторию и стал той классикой, которую знают и любят по всему миру.


Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?