
10 апреля состоялась премьера седьмого сезона многими любимого сериала-антологии «Черное зеркало». Если вы уже посмотрели все эпизоды, но хотите продолжить путешествие по мрачным фантазиям о будущем, то специально для вас мы рассказываем о шести фильмах, способных дать ту же дозу тревожного удовольствия.
Легендарная разработчица биотехнологичной видеоигры Аллегра Геллер (Дженнифер Джейсон Ли) становится мишенью во время тестовой презентации новой разработки — игры «Экзистенция», где управление происходит через биоразъемы, вживленные в тело игрока. Аллегра втягивает в происходящее стажера Тэда (Джуд Лоу), сделав его случайным напарником по путешествию в виртуальный мир. Вместе они погружаются в реальность игры, где каждое действие, каждое слово и каждое подозрение может быть частью сценария — или частью чьей-то реальной попытки уничтожить систему. Чем дальше герои заходят, тем сильнее путаются уровни реальности, и становится ясно: из «Экзистенции» так просто не выбраться.
Кроненберг всегда на шаг впереди технологий, он работает с темами, которые спустя десятилетия только набирают обороты: смешивает реальное и цифровое, рассуждает об иллюзорном чувстве контроля над виртуальным пространством, тщательно прорабатывает органическую эстетику, вызывая одновременно любопытство и отвращение. Ну и, конечно, подобно лучшим эпизодам «Черного зеркала», «Экзистенция» играет с восприятием зрителя до последнего кадра.
Артур Хэмилтон (Джон Рэндольф) — успешный, но давно потерявший смысл жизни банкир — получает от неизвестной компании заманчивое предложение начать все с чистого листа: новая внешность, новая профессия, новая биография. Герой соглашается на трансформацию и становится преуспевающим художником по имени Тони Уилсон (Рок Хадсон), но вместе с переменами к герою приходит глубокое осознание: от себя не убежишь, и никакие компании не спасут, если внутренняя пустота никуда не исчезает. Постепенно Артур-Тони начинает осознавать, насколько искусственна новая реальность — и насколько необратим выбор.
Франкенхаймер создает атмосферу клаустрофобии и тревоги, используя нестандартные ракурсы, широкоугольную оптику и оптические искажения, усиливающие ощущение отчуждения героя от самого себя. В черно-белом фильме нет ни фантастических технологий (если не брать в расчет доведенную до совершенства пластическую хирургию, с помощью которой Рэндольф превращается в Хадсона), ни виртуальных миров, но идея — снова предельно «черно-зеркальная». Что будет, если человеку подарить второй шанс на идеальную жизнь, не изменив его сущности?
Диана (Конни Нильсен) работает сразу на две конкурирующие корпорации, замешанные в грязной борьбе за контроль над рынком трехмерной анимационной порнографии. Ее задание — за кругленькую сумму сорвать многомиллионную сделку. Поначалу все идет по плану, но со временем Диана понимает, что сама стала пешкой в чужой игре: вокруг — шпионы, измена, странные сайты, где все, даже пытки, превращаются в товар. Но самое пугающее — гнетущее ощущение, что грань между виртуальной и реальной жизнью уже давно стерлась и что в этом мире больше нет ни истины, ни выхода.
Как и «Черное зеркало», фильм Оливье Ассайяса создает параноидальную атмосферу, в которой технология становится оружием, а человек — аватаром. То, что начинается как триллер, вскоре набирает обороты и теряет жанровую оболочку, обнажая чистоту визуального торжества. Герои покупают билеты на рейс Париж — Токио, тенью бродят по отельным коридорам, ищут утешения в просмотре платных каналов для взрослых и отчаянно пытаются понять, кто друг, а кто враг. Здесь нет явной морали и развязки в привычном смысле — лишь тревожное ощущение, что все давно вышло из-под контроля и обратного пути нет.
Провинциальный журналист Джо Фрэйди (Уоррен Битти) поначалу с недоверием относится к странным совпадениям вокруг убийства сенатора, но, когда один за другим начинают умирать свидетели трагедии, включая его близкую знакомую, Фрэйди вынужден вступить в опасную игру: он пытается докопаться до истины, скрытой за официальными заявлениями и ширмой политического спектакля. Чем глубже он погружается в расследование, тем яснее становится: за делом стоит нечто гораздо более пугающее, чем одинокий стрелок, — возможно, целая организация, тщательно стирающая за собой следы.
Фильм Алана Дж. Пакулы дышит атмосферой паранойи 1970-х — эпохи Уотергейта, политических убийств и растущего недоверия к властям. Тревожная эстетика, выстроенная на пустых пространствах, геометрических безликих интерьерах и гипнотизирующих операторских приемах, делает «Параллакс» пугающе актуальным и сегодня. Зритель сам становится частью головоломки, переживая неясность и отчаяние героя, особенно во время психологического теста в новомодной корпорации, куда Фрэйди приходит в поисках ответов. Именно в этом сходство фильма с «Черным зеркалом»: и там, и здесь мы сталкиваемся с системой, чьи цели остаются непостижимыми, но влияние разрушительно. Без прямого обращения к технологиям фильм говорит о том же — о человеке, оставшемся один на один с бесчеловечным механизмом.
Южнокорейский журналист Дай-хо Чой (Ко Су) переживает непростые времена: несколько лет назад прямо в парке аттракционов некто похитил его маленького сына, а полиция давно потеряла надежду выйти на след преступника. Однажды Дай-хо узнает о научном эксперименте, который позволяет управлять сновидениями и заново переживать события прошлого. В попытке отыскать хоть какую-то зацепку Дай-хо решается на участие в эксперименте. С каждой новой «ночью» он все глубже проникает в тайны, спрятанные за мозаикой воспоминаний, и выходит на след гораздо более масштабной и зловещей схемы, чем он мог представить.
Мрачный триллер, созданный дебютантом Ким Джун-соном, сразу вызывает ассоциации не только с «Черным зеркалом», но и с «Началом» Кристофера Нолана. Технология снова становится инструментом отчаянного поиска истины и одновременно пробуждает новые страхи, которые, быть может, ничем не лучше неизвестности.
В «Инциденте» разворачиваются две параллельные истории: в одной двое братьев-преступников вместе с преследующим их полицейским оказываются заперты на бесконечной лестнице, а в другой семья с двумя детьми бесцельно едет по бескрайнему шоссе, не в силах покинуть замкнутый маршрут. Герои застревают в петле, каждый день повторяет предыдущий, а время перестает быть линейным. Зритель шаг за шагом втягивается в этот странный лабиринт реальностей, и за первичной абсурдностью сюжета постепенно проступает зловещая закономерность.
«Инцидент» — удивительный пример того, как с минимальными средствами можно создать кино, способное надолго задержаться в памяти. Дебют Исаака Эсбана не просто ловко жонглирует элементами жанра, а предлагает зрителю интеллектуальную игру: как и «Черное зеркало», «Инцидент» исследует границы человеческого разума, поставленного перед лицом технологической или метафизической аномалии. Финал картины сбивает с ног, раскрывая изощренность конструкции, которая с первого взгляда казалась бессмысленной, и оставляет после себя желание тут же начать просмотр заново, чтобы на этот раз точно ничего не упустить.
Я бы добавил от широты душевной ещё и "Вивариум", только сделал бы упор на технологиях: например, семейная пара сознательно подписывается на проверку стрессоустойчивости перед родительством, но потом (барабанная дробь) что-то идёт не так. То ли ИИ взламывает код и вселяется в модель ребёнка, то ли тупо ломается протокол самостоятельного выхода из симуляции. В общем, без этих тварей межпространственных
Яна Телова, спасибо)