Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

6 культовых научно-фантастических детективов

Любая хорошая история нуждается в интригующем сюжете, способном зацепить зрителя и удержать его внимание. Научно-фантастические фильмы, как правило, редко заходят на территорию детективов, предпочитая радовать аудиторию масштабным экшеном и захватывающими приключениями. Тем не менее из любого правила есть свои исключения, а медитативный сай-фай нуар редко, но метко заходит в гости к мировым кинотеатрам.

Добавить в закладки
6 культовых научно-фантастических детективов

Джозеф Гордон-Левитт в роли Джо на кадре из фильма «Петля времени»

Джозеф Гордон-Левитт в роли Джо на кадре из фильма «Петля времени»

В свое время «Петля времени», можно сказать, сделала имя режиссеру Райану Джонсону, который долгое время был известен скорее как автор независимый, нежели коммерческий. Действие картины разворачивается в недалеком будущем, где люди научились путешествовать во времени. Увы, для корпораций новая техническая возможность стала лишь еще одним поводом, чтобы творить свои темные дела. Главный герой «Петли времени» — наемный убийца Джо Симмонс (Джозеф Гордон-Левитт и Брюс Уиллис) — отправляется в прошлое, чтобы убирать нежелательных людей. Как можно догадаться, спецэффектов здесь не так уж много, ведь большая часть сюжета разворачивается только на заре развития высоких технологий. Тем не менее запутанная детективная линия, связанная не только с новым заданием Джо, но и с его собственным прошлым, превращает «Петлю времени» в фильм, который точно хочется досмотреть до конца.

Харрисон Форд в роли Рика Декарда на кадре из фильма «Бегущий по лезвию»

Харрисон Форд в роли Рика Декарда на кадре из фильма «Бегущий по лезвию»

Вероятно, самым хрестоматийным примером научно-фантастического нуара был и остается «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта. Фильм, который поначалу был весьма прохладно принят аудиторией, со временем лишь укрепился в статусе культового. Теоретически в 2023 году причислять «Бегущего по лезвию» к жанру сай-фая будет не совсем верно — действие картины разворачивается в 2019 году. Однако ее сеттинг по-прежнему остается футуристическим, пусть и основная сюжетная линия связана с поиском и поимкой сбежавшего репликанта. Признаться честно, «Бегущий по лезвию» — кино во всех смыслах слишком эпохальное, чтобы топтаться на территории лишь одного жанра. Фильм поднимает вопросы о человеческой природе, свободе и социальном неравенстве, которые были и остаются актуальными и на сегодняшний день. 

Итан Хоук на кадре из фильма «Патруль времени»

Итан Хоук на кадре из фильма «Патруль времени»

После весьма провальной «Пилы» братьев Спиригов едва ли найдется зритель, который захочет ознакомиться с ранним творчеством режиссеров, а жаль. «Патруль времени», основанный на рассказе Роберта Хайнлайна «Все мы зомби», так же как и «Петля времени» Райана Джонсона, исследует парадокс предопределения. Главный герой — агент времени (Итан Хоук) — пытается задержать неуловимого террориста-подрывника, который постоянно меняет локации своих преступлений. Находясь в 1970 году, агент под видом бармена старается найти точки соприкосновения с посетителем, подозрительно похожим на его террориста. Но дело оказывается куда более запутанным, чем виделось изначально. Научно-фантастический жанр «Патруля времени» реализован разве что в концепте и никак не затрагивает визуальный ряд. Снят фильм скорее как напряженный разговорный триллер с элементами детектива, который подкупает в первую очередь невероятными сюжетными твистами, не так уж часто встречающимися в эпоху постмодернизма.

Вигго Мортенсен в роли Сола Тензера на кадре из фильма «Преступления будущего»

Вигго Мортенсен в роли Сола Тензера на кадре из фильма «Преступления будущего»

Каждый новый фильм Дэвида Кроненберга — откровение, к которому публика далеко не всегда бывает готова. Так уж вышло, что «Преступления будущего» в каком-то смысле повторили судьбу другой картины Кроненберга, «Автокатастрофа», — премьеры обеих прошли в рамках Каннского фестиваля. Реакция критиков оказалась весьма неоднозначной, а простые зрители и вовсе предпочли пройти мимо. Вопреки заветам жанра, «Преступления будущего» не удивляют, а скорее провоцируют, задают аудитории неприятные вопросы, на которые не очень хочется отвечать. Детективная составляющая здесь появляется далеко не сразу, однако именно она определяет визуальный код повествования, изображающего мир мрачного будущего, находящегося под управлением теневых организаций и загадочных личностей, чьи намерения пугающе неоднозначны. В «Преступлениях будущего» сильна атмосфера тотальной безнадежности, актуальная не только для антиутопии, но и для олдскульного нуара, который так или иначе обыгрывается в той части сюжета, где происходят преступления.

Том Круз в роли Джона Эндертона на кадре из фильма «Особое мнение»

Том Круз в роли Джона Эндертона на кадре из фильма «Особое мнение»

В «Особом мнении» Стивен Спилберг осознанно отказывается от популярного тропа о мрачном будущем. Вместо этого он создает вселенную, где высокие технологии используются на пользу, а не во вред обществу. Главный герой «Особого мнения» — оперативник Джон Эндертон (Том Круз) — работает в специальном отделе, который занимается предотвращением еще несостоявшихся преступлений. Полиции удается отслеживать потенциальных преступников благодаря сотрудничеству с экстрасенсами, или «провидцами», как их называют в фильме. Таким образом, еще невиновный человек отправляется в тюрьму, а его вероятная жертва остается в безопасности. В своем фильме Спилберг исследует темную сторону морали такой практики, акцентируя внимание на проблемах, которые могло бы создать преднамеренное правосудие. Являясь по всем параметрам научно-фантастическим боевиком, «Особое мнение» также совмещает в себе элементы детектива и техно-нуара, что заметно выделяет его на фоне других представителей жанра. С учетом усиления правительственного контроля за людьми в Интернете, темы, в свое время поднятые в «Особом мнении», обретают новую актуальность и в нашем настоящем.

Карл Урбан в роли Судьи Дредда на кадре из фильма «Судья Дредд»

Карл Урбан в роли Судьи Дредда на кадре из фильма «Судья Дредд»

Легендарная в узких кругах картина Пита Трэвиса «Судья Дредд» — вторая и весьма успешная попытка Голливуда экранизировать одноименную линейку комиксов. В отличие от «Судьи Дредда» 1995 года, который по большому счету был шаблонным боевиком, фильм Трэвиса умудряется существовать на стыке самых разнообразных жанров — антиутопии, научной фантастики, детектива и блокбастера. Обезоруживающе жестокий (особенно по меркам современных адаптаций комиксов) и насыщенный действием сюжет разворачивается в альтернативном будущем, где царит сплошное беззаконие и мародерство. В надежде раз и навсегда избавиться от анархии правительство вводит специальный институт Судей — полицейских и прокуроров в одном лице, цель которых — существенно упростить процесс задержания и наказания преступников. Одним из таких судей становится Джозеф Дредд (Карл Урбан), который без лишних сомнений расстреливает любого, кто мешает установленному порядку.

Текст: Оля Смолина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?