
Сиквел о потенциальном вреде ИИ… будто бы написанный ИИ.
В 2022 году в Интернете вирусился ролик с танцующей куклой-убийцей М3ГАН из нового оригинального фильма про ИИ-робота, целью которого было оберегать 11-летнюю девочку Кэйди. Промокампания к «М3ГАН» передавала вайб самого фильма — едва серьёзного кэмпового сай-фай-блокбастера о пагубном влиянии родительского контроля, рассчитанного на поколение Z и миллениалов. Несмотря на спорные оценки критиков, первая «М3ГАН» стала кассовым успехом и нашла свою аудиторию. Создатели тут же занялись сиквелом и стрясли бо́льший бюджет у студии, но забыли, за что зрители полюбили оригинальный фильм.
Инженерка Джемма (Элисон Уильямс) продолжает воспитывать Кэйди (Вайолет МакГроу). После устранения М3ГАН Джемма с опаской относится к искусственному интеллекту. Даже от многомиллионных контрактов магната Олтона Эпплтона (Джермейн Клемент) Джемма уклоняется, как от пуль. Но всё меняется, когда на сцену выходит Амелия — продвинутая версия ИИ-робота, способная на выполнение любых государственных и военных миссий. Она вырывается из-под контроля покровителя и собирается установить авторитарный технологический контроль над ИИ, поработив мир. И остановить её может только… М3ГАН.
Бывает такое: когда человек резко вырывается из рабочего класса в средний (или выше), это можно заметить по кричащим брендовым вещам и швырянию денег направо и налево. «М3ГАН 2.0» ведёт себя примерно так же. Дорвавшись до студийных бюджетов, «М3ГАН» забыла о том, что когда-то была харизматичной, беспощадной танцующей девочкой с мачете, выдающей смешные и кэмповые панчи в абсурдных ситуациях, чем и расположила к себе зрителя. При бюджете в 12 млн долларов лента собрала кассу в 180 млн — успех вскружил кукле голову. Теперь у «М3ГАН 2.0» в два раза больше денег на шалости, но и больше препятствий на пути к их осуществлению.
Джерард Джонстоун отставил хиханьки-хаханьки, нахмурил брови и решил, что он теперь серьёзный режиссёр. Серьёзный режиссёр не вставляет мемы из ТикТока в сценарий — он думает о будущем. Будущее выглядит страшно. ИИ действительно становится частью нашей повседневной жизни: у каждого второго на телефоне открыта вкладка с чатом GPT, работа сценаристов, программистов и дизайнеров висит на волоске, роботы потихоньку захватывают мир. В фильме про ИИ грех не вставить актуальный комментарий, сделав блокбастер ещё и социально значимым.
Амелия, ИИ-робот, созданный по прототипу М3ГАН, вышла из-под контроля. Точнее, оказалась под контролем опасного человека с тоталитарными амбициями. Она репрезентует страх общества перед слишком быстро развивающимися технологиями. Воскресшая и злопамятная М3ГАН, всё ещё желающая оберегать Кэйди, — технологии, которые работают на пользу человечеству. А Эллисон Уильямс продолжает играть Марни Майклс из «Девочек» — и контролировать ситуацию, а также бедную, уже достигшую подросткового возраста Кэйди. Борьба андроидов и героини Эллисон Уильямс с собственными нервами продолжается целых два часа — всё ради того, чтобы донести до зрителя высказывание о том, что ИИ — это часть неизбежного прогресса, главное, чтобы технологии были под контролем «правильных» людей и законов. Как говорится, это могло уместиться в e-mail.
Погони, дорогие машины, взрывы, высокопарные диалоги, шутки, потерявшие актуальность где-то в 2018 году. Зрелищность ради зрелищности скатывается в скуку: в попытке стать вдумчивее и злободневнее «М3ГАН» потеряла свою главную харизму — карикатурную комичность, колкий юмор и уместность. Проще говоря, побоялась быть кринжовой. Результат: 38 млн долларов сборов и полупустые залы. Вывод: оставайтесь собой, даже если чистый капитал внезапно скакнул.