Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Подборки фильмов

9 фильмов Берлинского фестиваля, которые вам захочется посмотреть

Отчитываемся о прошедшем Берлинале, который порадовал нас странными, страшными и чувственными фильмами.

Добавить в закладки
9 фильмов Берлинского фестиваля, которые вам захочется посмотреть

Кадр из фильма "Funny Face"

После «Доннибрука» Тим Саттон возвращается к истокам и снимает «Funny Face» — кино, как и первые его фильмы, лишь косвенно связанное с шаблонами жанра. Эстетически это близко к супергеройским лентам вроде «Пипца», где образ мстителя переосмыслялся в комическом ключе. Здесь, правда, ситуация немного другая: главный герой — аутичный паренёк Сауль — совершенно случайно находит жуткую улыбающуюся маску и решает, что может воздать по заслугам жадному капиталисту, решившему снести дом его близких, чтобы построить парковку.

Однако вскоре Сауль встречает симпатичную мусульманку Заму и большую часть фильма шатается с ней по Бруклину и, разъезжая на угнанной тачке, с грустью осматривает пейзажи модернизированного города. Если бы не намеренно гипертрофированные образы (Джонни Ли Миллер в роли злодея с хмурым острым лицом, например), можно было бы свести «Funny Face» к посредственной критике капитализма, но Саттона больше интересует конфликт человеческих амбиций. И Сауль, и его противник (который даже толком не знает о существовании первого) — жертвы. Паренёк — жертва идеализма, застройщик — желания быть во всём лучше отца. Не так уж и сложно и даже соответствует выбранной эстетике кинокомикса. Но простецкой истории помогает саттоновский стиль: созерцательный, сдержанный в плане диалогов и монологов, но сбивающий с ног, когда герои проявляют свои истинные чувства.

Кадр из фильма "Слуги"

Словацкий церковный нуар, повествующий о противостоянии церкви и власти, стал одним из главных сюрпризов секции Encounters, кишащей смелыми (и иногда утомительно формалистскими) экспериментальными работами со всего мира. «Слуги», к счастью, совместили в себе лучшее от европейского артхауса и жанрового кино: они достаточно выразительные и неспешные, но жуткие и увлекательные.

«Слуги» — абсолютно аскетичное кино, не переполненное эмоциями и уж тем более воем о зле тоталитаризма. Скорее так же смиренно и смело, как и его герои, рассказывающее историю борьбы за независимость церкви, показывая самые ужасные события издалека, со стороны, или делая из них прекрасные (как по смыслу, так и по внешнему облику) визуальные метафоры. Впрочем, даже в таком аскетизме трудно не разглядеть трагизма: в этой битве священники обречены на поражение, но главный бой состоится не на Земле.

Кадр из фильма "Уроки фарси"

Фильмы Вадима Перельмана чаще удивляют содержанием, чем формой. «Дом из песка и тумана» — пример отличного построения культурного и социального конфликта в рамках современного голливудского кино. Его новый фильм «Уроки фарси» расскажет о еврее, который выдал себя за перса и тем самым спасся от смерти. Дело в том, что одному немцу в лагере понадобился учитель фарси: после войны он мечтает уехать в Тегеран и открыть там ресторан. Однако главный герой не знает ни слова на этом языке, и ему приходится сочинять лексику на ходу.

Фильмы о холокосте, как известно, с трудом поддаются деконструкции и переосмыслению. Вроде и тема к экспериментам не располагает (разве что с формой, как в «Сыне Саула»), и говорить в таком кино о чём-то, кроме как о крайностях зла, не совсем корректно. «Уроки фарси» — тоже старомодный фильм, пытающийся играть на эмоциях зрителей жанровыми шаблонами. Но всё-таки у него есть и другая, более внушительная сторона, благо, трагикомизм самой истории к этому располагал. Взаимодействие немца и еврея одновременно создаёт напряжённый эффект (в любой момент героя могут разоблачить и убить) и неподдельное чувство комизма (обманщику хватает ума и сноровки, чтобы выходить из каждой ситуации сухим из воды и заставлять немца повторять выдуманную белиберду). Кажется, это главное свойство заключено и в самом псевдофарси: в один момент герой решает составлять язык из имён заключённых, и это как нельзя лучше говорит о механизме исторической памяти.

Кадр из фильма "Котлован"

В этом году русские кинематографисты в Берлине правят балом. Хржановский с «Дау» уже навёл шуму в главном конкурсе, а «Котлован» Андрея Грязева хоть и не стал любимчиком зрителей параллельной секции «Панорама», но нам точно запомнился. Весь фильм — мастерская монтажная работа с записями, найденными на просторах YouTube. Открывается кино репортажами о стройках котлованов по всей России и следующими за ними трагичными (где-то под воду проваливаются дети) или комичными (какой-то парень снимает с себя всю одежду и чуть ли не рыбкой прыгает купаться в яму) последствиями.

Но дальше Грязев отходит от этого всеобъемлющего национального образа. Его главные герои — те, кто находится на дне гигантского котлована под названием Россия. Кино состоит из обращений россиян к президенту Владимиру Путину. Некоторые кроют главу государства красным словцом, некоторые рыдают и умоляют помочь, но все они похожи в одном: их злоба или любовь, надежда или ненависть обращены в никуда, в сетевое вакуумное пространство. Целая галерея трогательных и смешных портретов российской действительности застряла в безвременье, а сам адресат этих «писем», разумеется, не получит. Кажется, шансов даже больше у героя последнего ролика: он отправляется к Путину пешком. Только голос за камерой сообщит, что пошёл он не в ту сторону.

Кадр из фильма "Сибирь"

В последние годы Абель Феррара снимает кино автобиографическое. «Томмазо» довольно откровенно рассказывал о нынешнем быте режиссёра, живущего в Риме со своей семьёй и пытающегося встать на ноги после затяжной зависимости. «Сибирь» — кино куда более дерзкое, охватывающее целую жизнь Феррары. Ведь некий Клинт, главный герой фильма, отправившийся в холодную Сибирь, чтобы спастись от грехов прошлого, и есть альтер эго знаменитого автора. Но когда он узнаёт, что станет отцом, мрачные воспоминания заставляют его вступить в борьбу с самим собой.

Это кино, переполненное метафорами и образами, отсылающими к известным моментам из биографии Феррары: рехаб, расставания, знакомство с нынешней женой, появление детей. С одной стороны, вещи, понятные многим (кроме первого, конечно), но в процессе просмотра связывать их с историей жизни автора гораздо интереснее. Клинт отправляется в путешествие и встретит карликов на инвалидных креслах и говорящих рыб, попадёт в пустыню с медицинскими шатрами и поговорит с отцом, до одури похожим на него самого (сюрприз — Дефо сыграл тут несколько ролей). Пресса пишет, что Феррара сошёл с ума. Возможно, так и есть. Но это сумасшествие и желание в полуторачасовом фильме сумасбродно и по-дилетантски рассказать сокровенную историю жизни подкупает.

Кадр из фильма "Дни"

Этот Берлинале подарил зрителям и критикам много экспериментальных фильмов. «Дни» Минляна пускай не самый радикальный и оригинальный, но идеально соответствующий выбранной концепции. В центре сюжета — два гея, но кино это не совсем об их отношениях. Скорее об одиночестве, которое они испытывают до и после встречи.

До невозможности затягивая сцены, Минлян может позволить актёрам 10 минут готовить суп или смотреть в окно, пока статичная камера отстранённо фиксирует эту поэзию жизни. Сдержанность прерывается во время их встречи с эротическим массажем, но потом, когда персонажи расходятся, динамика становится, пожалуй, ещё неспешнее, чем в начале. Это, в общем-то, фильм из разряда тех, которые сложно описать, но ещё сложнее прочувствовать — возможно, поэтому мнения западной критики разнятся от резко негативных до восторженных.

Кадр из фильма "Ширли"

Жозефин Декер в инди-кино обрела популярность благодаря фильму «Мадлен Мадлен». Её новая работа «Ширли», рассказывающая историю знаменитой писательницы хорроров и её тяжёлых отношений с окружающими, более прямолинейная. Хотя и здесь хватает интересной техники смешения фантазии с реальностью и вопросов искусства.

С другой стороны, «Ширли» делает такой привлекательной не столько реальная история или работа Бекер (она, безусловно, талантливая), а перформанс Элизабет Мосс, в последние годы обеспечившей себе титул королевы инди-кино. Именно в её безумных глазах и импульсивных действиях, апатии и агрессии рождается новый образ писательницы Ширли — возможно, даже более сложный, чем был на самом деле.

Кадр из фильма "Прописные истины"

Раду Жуде, один из главных режиссёров румынской новой волны, продолжает темы, начатые в предыдущем фильме «Мне плевать, если мы войдём в историю, как варвары». «Прописные истины» основаны на реальных документах дела из 80-х, когда школьник написал на заборах антигосударственные надписи и был отправлен на перевоспитание.

«Прописные истины» напоминают театральную постановку. В одних и тех же декорациях телевизионной студии стоят актёры и зачитывают фрагменты из дела по ролям. На лицах некоторых ноль эмоций, а кто-то едва сдерживает слёзы, но даже эти грустные говорящие головы прерываются документальными вставками клипов или рекламы с румынского ТВ. Вроде бы не особо связанные с темой, на самом деле они идейно дополняют сюжет и делают историю прекрасной трагикомедией о репрессиях и абсурдности тоталитаризма как такового. Хотя в конце актёры, исполняющие роли государственных органов, будут убеждать зрителя, что они просто делали свою работу. И ведь действительно.

Кадр из фильма "Дау. Наташа"

Не лучшее, а важное. По крайней мере, в российской прессе разговор о «Дау» и Хржановском сейчас главенствующий. Фильмы, история создания которых перевешивает непосредственно художественную ценность. «Дау. Наташа» — кино о двух буфетчицах с torture porn в финале, «Дау. Дегенерация» — шестичасовая лента об институте, олицетворяющем советское общество. Завершение здесь тоже шокирующее: Тесак, играющий неонациста, по-настоящему отрезает голову свинье, а после вместе со своей бандой убивает здешних учёных и работников.

Кадр из фильма "Дау. Дегенерация"

Комментировать феномен «Дау» сложно. Рассуждать о том, «хорошо» это или «плохо», — ещё сложнее. Однако есть факт: работа Хржановского — это важное культурное или, если угодно, антикультурное явление, поднимающее более острые вопросы этики творчества, чем обычно. А ещё это идеальный пост- и метамодернистский труд, где актёры — не актёры вовсе, а реальность — художественное измерение, познать которое нам не суждено.


Текст: Владислав Шуравин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?