Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Колин вырос в Дублине и всю жизнь планировал заниматься профессиональным футболом, как и его отец Имон Фаррелл, но юношеские страсти — вечеринки, алкоголь и прочие пагубные увлечения — внесли свои коррективы. Не окончив школы — ни общеобразовательной, ни драматической, — юный бунтарь, безмятежный и легкий на подъем, зарабатывал на жизнь съемками в рекламе и редкими появлениями в телесериалах, которые к концу 90-х привели его на сцену лондонского театра. Кевин Спейси (1959), увидев Колина Фаррелла в деле, пригласил молодого артиста сниматься в «Обыкновенном преступнике». Хотя картина провалилась в прокате, работа с настоящими профессионалами послужила толчком к развитию карьеры и сигналом для кинематографистов, находящихся в поиске молодых звезд.
Техасец из Дублина в «Стране тигров»
Настоящим прорывом для актера стала работа над «Страной тигров» — камерной военной драмой Джоэла Шумахера про учебные лагеря 1970-х годов. Режиссер решил запечатлеть неопытных актеров зелеными солдатами, которые готовятся к свиданию со смертью в джунглях Вьетнама.
«Джоэл изменил мою жизнь, <…> он дал шанс ирландскому парнише», — рассказывает Колин Фаррелл, исполнивший главную роль. Его герой Роланд Бозз — приехавший из Техаса упрямый «болван, который борется с системой», помогая молодым парням бежать от войны. Выпив для храбрости перед записью проб, Фаррелл смог произвести нужное впечатление на режиссера: юноша обладал грубой харизмой, чрезвычайно ценной для образа. Главной же сложностью во время съемок «Страны тигров» стала работа над акцентом техасца Бозза. Ирландец специально отправился изучать произношение в южный штат, где, по его воспоминаниям, в местных барах «было выпито много пинт пива».
Покорение голливудского олимпа
Еще во время съемок «Страны тигров» Джоэл Шумахер утвердил Колина Фаррелла на главную роль самовлюбленного засранца в клаустрофобном триллере «Телефонная будка». Фильм закрепил за артистом репутацию драматического актера, способного одним только выражением лица держать зрителя в напряжении. Камера, неотрывно следившая за героем сквозь стекло герметичной будки, фиксировала каждую тень страха и отчаяния — метаморфозу подлеца, оказавшегося во власти невидимого кукловода с винтовкой в руках. Изнурительные съемки, проходившие в бешеном ритме, чуть не свели актера с ума: «Я выкуривал, наверное, сигарет сто в день. И всё это время я сидел практически в одном месте — только я и чертова телефонная будка. Это правда была тяжелая работа — долгие часы и куча диалогов».
Следующей ступенью в карьере Колина Фаррела была роль самовлюбленного и предательски привлекательного антагониста в научно-фантастическом боевике Стивена Спилберга «Особое мнение», где партнером молодого артиста стал Том Круз. На этот раз Колин отличился не выдающимися способностями, а безответственностью: одну из сцен «Особого мнения» переснимали более сорока раз, потому что он с похмелья не мог выговорить небольшую реплику. С тех самых пор студии стали считать Фаррелла ненадежным и проблемным актером, а экранное амплуа «плохого парня» надолго закрепилось за ирландцем, в молодости почти горделиво говорившем о своих зависимостях и плохих привычках.
«В какой-то момент “большой Голливуд” решил со мной не связываться. У меня была та репутация, которую, судя по всему, я заслужил», — с сожалением вспоминает Фаррелл.
Высокая цена амбиций
«Александр» — проект, который должен был стать звездным прорывом Колина Фаррелла, обернулся тяжелейшим ударом по его карьере. Съемки исторической картины стали самыми дорогостоящими в фильмографии режиссера Оливера Стоуна. Но ни эпическая фигура Македонского, ни звезды первой величины (Анджелина Джоли, Энтони Хопкинс, Джаред Лето) не спасли многомиллионный бюджет, и прокат фильма обернулся коммерческой катастрофой.
Художественная примитивность, напыщенность и исторические нестыковки возмутили аудиторию, и критики возложили часть ответственности на Колина Фаррелла. Его игра ограничилась эмоцией, и если в случае с замкнутой «Телефонной будкой» про инстинктивный страх смерти это сыграло на руку, то в эпопее про жизнь и смерть великого полководца недостаток подлинных чувств лишь подчеркнул слабости фильма.
«Я читал все рецензии, которые мне попадались, и сказал бы, что почти все из них были негативными, а половина — злобными и оскорбительными. <…> Я размышлял, как мне удалось построить эту карьеру, и был уверен, что не достоин называться актером», — откровенно признавался Колин Фаррелл в интервью GQ.
Этот удар стал пиком проблем молодой кинозвезды: алкоголизм с 14 лет, зависимость от веществ и рождение первенца с особенностями развития. Фаррелл принял необходимость перемен и прошел два курса реабилитации. Именно волевое решение вскоре позволило зрителям увидеть актера с другой стороны — в новых ролях, каждая из которых лишь подтверждала талант ирландца.
Между комедией и трагедией: дуэт с МакДоной
Творческий ренессанс Фаррелла случился в 2008 году, и справедливо сказать, что произошло возвращение во многом благодаря таланту Мартина МакДоны — прославленного ирландского драматурга, взявшего Колина на одну из главных ролей в свою дебютную киноленту про совесть. «Залечь на дно в Брюгге» имеет несложную, но вечно занимательную и во многом тарантиновскую формулу: удачная криминальная история про обаятельных антигероев сопровождается черным юмором. В наемном убийце, герое Колина Фаррелла, уживаются детское упрямство и неподъемное чувство вины за убийство ребенка. Этот контрастный образ оживает на лице артиста, ежесекундно отражающем противоречивые эмоции.
Спустя 14 лет Колин Фаррелл, вновь работая с Мартином МакДоной, еще раз продемонстрирует весь объем своего технического арсенала: за роль в пронзительной трагикомедии «Банши Инишерина» актер будет удостоен номинации на премию «Оскар». Его глуповатый, но искренний герой Подрик остался без лучшего друга Колма (Брендан Глисон) — он ему попросту надоел. Донельзя анекдотический сюжет составляет настоящую катастрофу жизни: мимика Колина Фаррелла размывает тонкий переход от комедии к трагедии.
Лобстеры и олени: миры Лантимоса
Вполне возможно, что именно талант артиста тонко передавать эмоции привлек внимание Йоргоса Лантимоса — греческого мастера абсурдистских драм и комедий. Работа с изобретательными европейскими режиссерами раскрыла новую грань природного магнетизма Фаррелла. В «Лобстере» ритм речи и движений апатичного героя подчинен искусственности социальной системы, где чувства жестко регламентированы.
Лицо актера остается серьезным при невозможном абсурде происходящего: пластичная мимика Фаррелла адаптируется к интонациям картин, и перформанс в другом фильме, «Убийство священного оленя», — еще одно тому подтверждение. «[Эта картина] — на самом деле кошмар, который мог бы присниться герою ”Лобстера”», — шутит кинозвезда.
Галерея образов: от криминала Гая Ричи до сай-фая Когонады
Если в начале своей карьеры Колин Фаррелл был неотделим от образа самовлюбленного мачо, то сейчас артист смело экспериментирует с ролями. Его герои переживают кризис (фильмы «Спасти мистера Бэнкса», «Семь психопатов» и сериал «Настоящий детектив»), становятся предметом ненависти за комическую некомпетентность («Несносные боссы») или, наоборот, харизматичными лидерами, как Тренер из «Джентльменов» Гая Ричи. Последний отличается особенным обаянием, присущим, кажется, любому, даже самому неприятному герою Колина Фаррелла на экране.
Таким противоречиво притягательным героем можно считать, например, Пингвина из одноименного мини-сериала от HBO, выходившего в 2024 году. Фарреллу удалось придать образу хромого и тучного злодея двойственность и некоторую привлекательность — и все это под тонной безобразного грима. (Известно, что в поисках чего-то светлого после тяжелых съемок в мрачных декорациях актер раз за разом пересматривал «Историю игрушек».)
Кстати, это не первый раз, когда внешность Фаррелла претерпевала изменения. На настоящие физические перемены ему пришлось пойти ради роли в «Северных водах» — сериале про китобоев середины XIX века. Лохматый и грузный Дракс в исполнении Колина Фаррелла сопит и кряхтит как тяжеловесный медведь и пугает даже больше, чем злодей Пингвин.
Колин еще много лет назад доказал, что готов старательно готовиться к проектам. Когда молодому Фарреллу досталась роль легендарного Джесси Джеймса в вестерне «Американские герои», актер месяцами учился ездить верхом и с энтузиазмом выполнял большинство трюков. Причем к историческому прошлому Колин Фаррелл обращался не только в молодости. В костюмированных драмах «Роковое искушение» Софии Копполы и «Фрекен Юлия» Лив Ульман, покоривших международные фестивали, киноактер опять проявил себя с новой стороны, одинаково правдоподобно сыграв обманутого янки и камердинера, страстно влюбленного в благородную леди.
О главном принципе актера
Как уже было отмечено выше, «Баллада о маленьком игроке» стала второй в этом году картиной с Колином Фарреллом, которую аудитория встретила холодно. В сентябре на экраны вышла долгожданная мелодрама Когонады, режиссера медленного и интеллектуального кино, — «Большое смелое красивое путешествие» с Колином Фарреллом и Марго Робби. К сожалению, шаблонный, по утверждению критиков, фильм тоже не оправдал ожиданий зрителей, не окупив и половины бюджета.
До этого Колин Фаррелл уже работал с американским режиссером южнокорейского происхождения. Второй фильм Когонады «После Янга» — удивительно тонкая драма от студии A24, рассказывающая историю семьи, потерявшей близкого друга — сломался их робот-помощник (Джастин Х. Мин). Появление Колина Фаррелла, работавшего до этого с режиссерами первой величины, в медиативном инди сай-фае, выстроенном, по его же замечанию, «вокруг разговоров о чае и бабочках», — доказательство того, что актер не планирует останавливаться и продолжает смело экспериментировать с ролями.
Оглядываясь назад, на тернистый путь Фаррелла с его взлетами и падениями, хочется называть последние неудачи кинозвезды не иначе как творческими исканиями. Много лет назад он уже делился своим главным принципом: «…я выбираю фильмы не по признаку их значимости для кинематографа, а для себя самого, для моего собственного опыта». И кажется нам, что спустя десятилетие актер все еще верен своим главным ценностям.
Долгая прогулка по побережью: рецензия на фильм «Соленая тропа»
Сегодня / Текст: Гульназ Давлетшина
Баллада о выразительных бровях: как складывалась бунтарская карьера Колина Фаррелла?
Сегодня / Текст: Анастасия Воробей
Рецензия на сериал «Во всем виновата она» — запутанный триллер о главном родительском кошмаре
10 ноября / Текст: Оля Смолина
Гёрлбосс последних времен: рецензия на сериал «Всё честно» с Ким Кардашьян
10 ноября / Текст: Егор Козкин
Маршрут построен: 25 детективных сериалов о таинственных убийствах в маленьких городках
9 ноября / Текст: Яна Телова, Максим Ершов
Рецензия на сериал «Вниз по кладбищенской дороге» — невнятного наследника «Медленных лошадей»
9 ноября / Текст: Алихан Исрапилов
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).