Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Контрибуция»

Неровный, но любопытный исторический детектив с красивыми актерами – это ли не первый шаг на пути к возрождению традиций советского кино?

Добавить в закладки

1918 год. Войска белого генерала Пепеляева отбивают у красных Пермь, но силы наступающей армии на исходе – нужны патроны, орудия, провизия. После совещания с командующим составом генерал решает встретиться с городскими купцами и промышленниками и собрать с них контрибуцию для поддержания армии. Вдова купца Чагина в качестве откупа приносит Пепеляеву дорогостоящее украшение – алмаз стоимостью в десятки тысяч рублей золотом, но пока офицер разбирается с другими предложениями, бриллиант исчезает. Из комнаты, где Пепеляев встречается с купцами, никто не выходил, обыск ничего не дал. К поискам украшения генерал вынужден привлечь своего старинного недруга – красного следователя Мурзина, которого утром ждет расстрел. Охота за бриллиантом превращается для милиционера в борьбу за жизнь.

Кадр из фильма "Контрибуция"

Совсем недавно, после продолжительной тяжелой «болезни», список российских компаний пополнился важным игроком с богатым прошлым – новое рождение обрела легендарная студия «Ленфильм». То, по какому пути пойдет ее современное развитие, крайне интересно, ведь это не просто производственные мощности, «Ленфильм» – это особый дух, это традиции, это опыт десятков работников, это уникальные наборы декораций, костюмов и аксессуаров. Во всем богатстве возможностей «новая старая студия» должна предстать перед зрителями и критиками в фильме Сергея Снежкина «Контрибуция». Давайте же посмотрим, на что способна питерская школа кино.

Кадр из фильма "Контрибуция"

Мы намеренно не станем касаться сюжетных поворотов картины. Во-первых, это детектив, и даже малейшие намеки на персонажей могут выдать зрителю всю интригу. А во-вторых, сценарий картины получился слишком неровным, будто Снежкин не мог определиться, о чем же он снимает свою ленту. В «Контрибуции» на собственно расследование отводится лишь второе отделение, а первая половина сюжета переливается всеми цветами радуги – тут и романтическая драма, и исторический экскурс, и даже намеки на боевик с элементами комедии. Вместе две половинки создают впечатление незавершенности или, наоборот, какого-то усекновения скрипта, например, с объемов сериала до размера полнометражной картины хронометражем 100 минут. Впрочем, тут упрек можно бросить и в адрес исходного литературного произведения, «Контрибуция» Леонида Юзефовича – далеко не лучшая книга данного автора.

Кадр из фильма "Контрибуция"

Однако, при всех наших претензиях, идея у картины вполне любопытна – это такой классический детектив о нескольких людях в закрытом помещении, среди которых скрыт злоумышленник. Только сделано все это в не слишком привычных глазу российского зрителя декорациях Гражданской войны. На ум, естественно, приходят экранизации Акунина, но фандориана – это все-таки чистый приключенческий жанр, а «Контрибуция» замахивается на нечто иное, за детективной линией прячется еще и психологическое противостояние – мужчин и женщин, двух друзей, влюбленных в одну барышню, красных и белых, богатых и бедных. Насколько удачно это противостояние реализовано – вопрос другой, но попытка сделана.

Кадр из фильма "Контрибуция"

Съемки в Кронштадте сопровождались необычно теплой погодой, поэтому для некоторых сцен снег на съемочную площадку приходилось собирать со всего города, а тридцатиградусный мороз «дорисовывать» спецэффектами

Самое время обсудить, что же дал фильму тот факт, что за его производство взялся именно «Ленфильм». Это оказывается в картине самым интересным. Перенос производства в Санкт-Петербург позволил провести съемки на улицах Кронштадта, а актеров снабдить уникальными костюмами и подчеркнуть эпоху аутентичными деталями. Великолепные мундиры и шинели, шитые на заказ корсеты, коих не осталось в запасниках других студий, настоящие часы и посуда времен революции 1917 года – все это не броско, но довольно существенно влияет на атмосферу картины. «Контрибуция» – это не «Неуловимые» и не «Свадьба в Малиновке», деталям в новом кино уделено большое внимание.

Кадр из фильма "Контрибуция"

Один из двух уникальных, шитых на заказ корсетов Елизавете Боярской использовать в фильме не удалось – в последний момент постановщик решил, что соблазнять офицера ее героиня должна полностью обнаженной

Как большое внимание уделено и актерскому ансамблю. Крайне хорош в главной роли Максим Матвеев с его офицерской выправкой, как обычно, по-актерски наиболее сильна Елизавета Боярская, удачен и выбор Ильи Носкова на роль красного следователя. Любопытно подобраны и актеры на роли офицеров и купцов – чуть гротескно, но принадлежность и стремление к аристократии в фильме жирно выделены. Пожалуй, лишь переигрывающая Надежда Толубеева выбивается из общего ряда, но ее задача добавить сюжету эмоций, и актриса старается изо всех своих сил.

Конечно, «Контрибуция» не претендует на статус культового или легендарного фильма, пока это больше похоже на экспериментальную работу, в которой каждый из огромного количества участников производственного процесса «размял руки». «Ленфильм» жив. Пусть у студии с первого раза не получился шедевр, но есть стремление и возможности. Остается найти добротный проект и сделать из него бриллиант.

С 17 марта в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?