
Союз кинематографистов России и Британский совет уже вторично за последние полгода показывают в Центральном Доме кинематографистов и кинотеатре «Художественный» программу «Новое британское кино».
Обычная зазывная фраза на рекламной листовке – «12 лучших британских фильмов» на этот раз вполне соответствует действительности. Двенадцать фильмов последних лет (плюс 13-й документальный – «Однажды в сентябре» Кевина Макдоналда) – и правда, лучшие из лучших, дающие весьма репрезентативную картину того, что происходит сегодня в кино Англии, при том что большая часть программы – фильмы выпуска прошлого и позапрошлого года. Они еще продолжают свой славный путь по фестивалям мира – и «Билли Эллиот», и «Дом, где царит веселье», и «Хлеб и розы», и «Чьи-то голоса», и «Крысолов», и «Временной код», и «Однажды в сентябре», и другие.
Среди создателей лент – прославленный мастер соцреализма Кен Лоуч, который долгие годы на Западе в полном одиночестве сражался на экране за права пролетариата, притесняемого буржуазией, а сейчас вдруг оказался основателем самого модного в западном кино направления неосоцреализма. В программе – две его ленты: «Хлеб и розы» и «Меня зовут Джо» – пожалуй, самая теплая из картин Лоуча, возможно, благодаря игре Питера Маллэна, представившего в Москве также свой режиссерский дебют «Сироты».
Здесь и Гай Ритчи («Большой Куш»), успевший, к счастью, стать со своим вторым фильмом (снятым в духе Тарантино, с участием цыган, русской мафии и чернокожих), сам по себе знаменитым до того, как он женился на Мадонне; и дебютант Стивен Дэлдри, первый фильм которого («Билли Эллиот») оказался настолько блестящим, что был номинирован на приз Американской киноакадемии, завоевал все возможные награды на всех возможных фестивалях, начиная с Каннского, а сейчас его автора раздирают на части крупнейшие голливудские студии.
Много шума произвел и другой режиссерский дебют – фильм Линн Рэмзи «Крысолов» – о трудном детстве, который вполне можно считать вышедшим из социальных опусов Лоуча.
Картина Майка Фиггиса «Временной код» («Тайм-код») также успела стать сенсацией. Фиггис – один из тех, кто совершил дигитальную революцию в кинематографе – его 90-минутная экспериментальная лента снята одним кадром с помощью десятков цифровых камер.
Прошлый год стал воистину годом дебютов в мировом кино, в частности, английском. Основная причина этого – быстрое внедрение цифровых технологий. Производство резко подешевело, что дало возможность многим молодым режиссерам снять свои первые картины. В их числе и Мэй Майлз Томас. В его картине «На всю жизнь» умело сочетается традиционное сюжетосложение (мелодрама о взаимоотношениях сына и матери) и классическая драматургическая структура с новыми возможностями, которые дает техника съемки цифровой камерой.
Теренс Дэвис – еще одна далеко не последняя фигура в английском и мировом кинематографе. Правда, его новая работа, вошедшая в нынешнюю программу, – «Дом, где царит веселье» по бестселлеру Эдит Уортон, оказалась более традиционной и вялой, чем предыдущая («Неоновая библия»). Зато она продемонстрировала недюжинный талант Джиллиан Андерсон в роли молодой эмансипе, воюющей за свои права в Нью-Йорке начала XX века. В целом получилось зрелище обстоятельное и внушительное, сделанное по всем правилам традиционной большой костюмной драмы с тщательно выписаннным историческим фоном.
«Гений чистой пробы» – картина о подростках из английской глубинки сделана с присущим ее автору, Марку Херману, юмором, тем самым, который придал блеск его лентам «Выдувая медь» и «Слабый голос».
При столь мощной конкуренции вперед все же вырвался Стивен Дэлдри с его упорным, отчаянным, целеустремленным Билли, пареньком из английской глубинки (и здесь – это любимейшее место действия нового британского кино) с насупленным взрослым лицом, которое изредка освещает робкая и какая-то очень значительная улыбка. Его призвание пробивается через все запреты и предрассудки. Одиннадцатилетний мальчик, воспитываемый отцом-вдовцом и старшим братом как настоящий мужчина, растущий в окружении шахтеров, после смены оттягивающихся в пабах с матерком и драками, не может сопротивляться силе собственного таланта. Боксерскому рингу он предпочитает балетный станок. Рискуя стать изгоем в грубой шахтерской среде, в конце концов он заставляет всех окружающих уважать себя и свой выбор. Не избегая сюжетных и прочих клише в духе Голливуда (папа-шахтер и брат-шахтер утирают скупые мужские слезы в финале на представлении «Лебединого озера», где их уже выросший Билли, размяв красивое мужское тело, летит прямо со сцены куда-то в небеса), Дэлдри находит и свежие краски, и свой стиль, и общую гармонию. Он подбирает удивительный актерский ансамбль (Билли – Джейми Белл, который только что получил награду «Young Artists Award», его отец – Гэри Льюис, учительница балета – Джули Уолтерс) и рассказывает зрителям историю и трогательную, и смешную, которая идет с экрана «от сердца к сердцу». Не случайно именно этим эффектным фильмом организаторы решили открыть свой фестиваль «Новое британское кино».