
Комфортный процедурал с харизматичными героями в духе любимых расследований из нулевых.
Детектив-инспектор Мик Палмер (Стивен Мойер) — сотрудник отдела по расследованию преступлений, связанных с культурным наследием. В первом эпизоде во время изучения дела об убийстве накануне открытия выставки герой знакомится с Шазией Малик (Нина Сингх), умной и уверенной в себе местной сотрудницей полиции, вынужденной иметь дело с нахальным и откровенно глуповатым начальником. Палмер распознает нереализованный талант Шазии и приглашает девушку работать в паре. Постепенно в окружении Палмера появляются и другие постоянные действующие лица: эксперт по древностям Роза Конаган (Сара Александер), к которой он явно неравнодушен, и старик-отец Рон (Ларри Лэмб) — профессиональный фальсификатор произведений искусства, с которым у Мика сложились крайне непростые отношения.
«Арт-детективы» с первых минут ощущаются как внезапный штиль посреди бурлящего моря потокового контента, где каждый новый проект пытается перещеголять предыдущий, чтобы ухватить хотя бы малую долю рассеянного зрительского внимания. Шестисерийное (с намеком на второй сезон) шоу возвращается к старому доброму формату еженедельного процедурала, который многие сочтут пережитком эфирного телевидения. Все три шоураннера — Уилл Инг, Дэн Гэстер и Пол Пауэлл — кинематографисты, начавшие работать в индустрии еще в 1990-е годы, поэтому неудивительно, что «Арт-детективы» по всем параметрам напоминают классические многосерийные расследования в духе «Доктора Хауса», «Менталиста», «Костей» и любого другого шоу о гении, раскрывающем преступления, которое вы вспомните. Но при этом авторы не пытаются сделать из детектива Палмера талантливого чудака-отшельника — герой Стивена Мойера знает, как пользоваться обширными знаниями в сфере искусства, но он едва ли сможет одержать победу в квизе, если по другую сторону стола будет Патрик Джейн или Шерлок Холмс. Своеобразная простота и человечность героя делают его куда более близким зрителю, чем любой даже самый харизматичный гений.
«Арт-детективы» — жест, безусловно, ностальгический. Каждая из шести серий — отдельное расследование, в разной степени связанное либо с предметами высокой культурной ценности, либо с людьми, ими владеющими. Например, во втором эпизоде герои отправляются на небольшую ферму, чтобы разобраться с якобы обнаруженными в земле скандинавскими реликвиями, а в третьем — прибывают в старинный особняк, чтобы выяснить, кто лишил жизни патриарха известной семьи музыкантов. Сериал тщательно выстраивает структуру расследования, не забывая вовремя заявить преступника, чтобы и зритель мог участвовать в поисках вместе с Миком и Шазией.
Дела обладают особой ценностью: благодаря коротким сюжетам можно, с одной стороны, побывать на дегустации элитного вина и узнать, что такое сабраж, а с другой — попробовать угадать, где правда, а где вымысел в историях про полотна нидерландского живописца Яна Вермеера и сказаниях о погребальном кургане легендарного вождя датских викингов Ивара Рагнарссона. Эпизоды не всегда одинаково увлекательны и непредсказуемы, но даже в самых слабо закрученных расследованиях сохраняется правдоподобная логика и приятная динамика ведущего дуэта.
Мойер и Сингх выстраивают партнерство без лишних интриг и тем более без романтики. Общение героев основано на уважении и взаимном интересе к предметам искусства, но при этом оно никогда не оказывается формальным — Мик и Шазия с радостью делят вечерние fish and chips в портовом городке, шутят над стоимостью бордо для Шарля де Голля и обмениваются опытом общения со старшими родственниками. В то время как юная Шазия жалуется на чрезмерную опеку матери, умудренный жизнью Мик советует девушке ценить то, что у нее есть. Детектив-историк отсылает к собственной судьбе: отец-фальсификатор практически не занимался воспитанием, тратя большую часть времени на создание копий Пикассо и Матисса.
«Арт-детективы» — маленькое и уютное открытие, которое на поверку оказалось умнее, смешнее и обаятельнее, чем многие современные собратья-процедуралы. Отказ от революционности в пользу старой школы идет проекту только на пользу — в предсказуемости в конце концов тоже есть своя прелесть.