
Ненужное ответвление законченной франшизы.
«Каратэ-пацан: Легенды» вышел после финала «Кобра Кай» — духовного продолжения серии «Парень-каратист» 1980-х годов: сериал предложил незаурядный ракурс на культовую историю. В центре шоу повзрослевший задира Джонни (Уильям Забка), растративший молодость и перспективы. Полный ненависти к победившему сопернику, добившемуся успеха Энтони ЛаРуссо (Ральф Маччио), герой открывает додзе «Кобра Кай» и набирает в ученики таких же обиженных жизнью и яростных подростков-лузеров. В ответ ЛаРуссо воскрешает «Мияги-До», чтобы дать неприкаянным детям позитивную альтернативу. Не стесняясь банальностей и сантиментов, «Кобра Кай» рождает из столкновений противоположностей и мировоззрений свод жизненных мудростей. Чего не скажешь о «Каратэ-пацан: Легенды». Пусть в создании фильма участвовал сценарист «Кобры Кай» Роберт Марк Кэмен, от энергетики сериала не осталось и следа. С одной стороны, фильм лаконично объединяет сиквелы, шоу и ребут с Джеки Чаном общей предтечей — метафорой дерева с ветвями, наследующими знания корней. С другой — предстает неоригинальной и очевидно лишней главой в завершенном нарративе.
После смерти старшего брата Ли Фун (Бен Ван) вместе с матерью (Минг-На Вен) переезжает из Китая в США, пообещав завязать с кунг-фу. Однако новая жизнь катится по старым рельсам. Владелец нью-йоркской пиццерии, экс-боксер Виктор (Джошуа Джексон), просит парнишку подготовить его к предстоящему турниру: в случае победы горе-ресторатор сохранит заведение и расплатится по долгам со шпаной каратистов из местного додзе. Из Ли выходит отличный сэнсэй, только он сам еще нуждается в наставниках. Парня гложет его безвольная трусость, он боится первой большой любви и прочих жизненных вызовов. По законам жанра все проблемы и сомнения должен разрешить поединок на татами — не с оппонентом даже, а с врагом внутри себя. Без мудрости мистера Хана (Джеки Чан) и Энтони ЛаРуссо герою не обойтись. Две традиции боя, китайского кунг-фу и японского каратэ, соединятся вновь, чтобы сделать героя сильнее и решительнее.
От Джонатана Энтвистла, снявшего панковский подростковый сериал «Конец ***го мира», ожидаешь чего угодно, кроме посредственности. Увы, его «Каратэ-пацан» смотрится как завлекательный, но уныло затянутый трейлер перед киносеансом. Открыточные виды Нью-Йорка, схематично написанные, но приятные персонажи умиляют, однако будто существуют врозь. Очевидно, Энтвистла пригласили в проект не ради авторского голоса, а как отличного ремесленника. Постановщик не психологизирует жизни подростков, зато виртуозно формует боевые сцены — за счет скоростного монтажа и резких смен ракурсов они выглядят чувственнее диалогов. Энтвистл так и не решается рассказать историю про эмиграцию или всласть поиронизировать над тропом «обретения мальчиком мужественности» — вот и получается не по-юношески залихватское, бунтарское кино, а рекламный плакат для привлечения внимания юной аудитории к устаревшей франшизе.
Фабула «Легенд» в точности повторяет «Парня-каратиста». То была вдохновляющая история о щуплом мальчишке ЛаРуссо, который упорством и дзеном, приходящими вместе с уроками каратэ мистера Мияги (Пэт Морита), побеждает нахального силача, а еще личные наивность и трусость. Спустя много лет и ряд несовершенных сиквелов концепция первого фильма легла в основу приземленного ребута 2010 года — «Каратэ-пацана» Харальда Цварта с Джеки Чаном и Джейденом Смитом в главных ролях. Инфантильная чувственность американского подросткового кино 1980-х осталась в прошлом: фильм вышел на волне зарождающегося тренда на жизнеутверждающие остросоциальные драмы и ностальгию. В центре сюжета оказались депрессивный мастер кунг-фу, мистер Хан, живущий в китайских трущобах, и его единственный ученик Дре — жертва школьного буллинга и расизма. Преодолевая усталость и социальное одиночество, ребенок сражается с невзгодами реальности и становится непобедимым воином.
Из «Легенд» мы узнаем, что за 15 лет герой Джеки Чана стал эмоционально взрослее и даже основал собственную школу. Впрочем, кунг-фу и каратэ из философий жизни, путей к единству тела и души превращаются здесь в секцию внеклассных занятий. Всеобщие зрелость и скучное благополучие затмевают едва прорезающиеся горестные моменты фильма, из-за этого сюжет о превозмогании и упорстве попросту не работает. Персонажи существуют словно в диснеевском вакууме: вроде море проблем, но ни единого повода для истинной грусти и мотивации для духовной эволюции. Влюбленность, семейные травмы, азарт противостояния и опасный мегаполис не прибавляют Ли Фуну ни ярости, ни глубины, ни тревоги — юноша сформировался еще за кадром. Ничто не драконит его нутро, ему будто и бороться не за что, и побеждать незачем. Сделав ставку на доброту и легкость, «Каратэ-пацан: Легенды» забывает найти индивидуальность, открыть критический взгляд или нащупать уникальное настроение.
- Фабула «Легенд» в точности повторяет «Парня-каратиста». То была вдохновляющая история о щуплом мальчишке ЛаРуссо…
- От Джонатана Энтвистла, снявшего панковский подростковый сериал «Конец ***го мира», ожидаешь чего угодно, кроме посредственности.
Пересматриваешь тот же фильм в ожидании чего-то нового, выходит?!
А вообще, сложновато понять, какие такие могут быть ...ожидания от фильма с названием карате-пацан? Был пацан белый, потом черный, сейчас – азиат. ну вот и непосредственность. Возможно, потом будет трансгендером.
Слава богу, что Джеки не трюкачит, а то в последних работах просто больно смотреть как он разбазаривает наследие, болтаясь на тросах как бычок или прыгает на палке в образе обезьяны эпизодически 3,5 минуты.