Наверх
Фильмы 2018 Бегущий в лабиринте: Лекарство от смерти Три билборда на границе Эббинга, Миссури Селфи Пятьдесят оттенков свободы Черная Пантера О чём говорят мужчины. Продолжение
Следующему игроку приготовиться.
12 лучших ловушек во франшизе «Пила»
Невменяемая любовь.
10 худших клише романтических комедий
Танец смерти.
20 лучших рукопашных поединков
Слова любви.
10 самых романтичных голливудских цитат
Заразная любовь.
10 звездных пар, поженившихся после изображения любовников на экране

Чужой звук

Стоило ли использовать в новом российском киномюзикле «Лед» поп-хиты прошлого

«Музыкальное кино должно радовать свежими, специально написанными композициями». Так было во времена СССР, когда многие хиты впервые звучали в кинотеатрах. Сейчас, однако, российское музыкальное кино полагается на уже известные зрителям песни. «Стиляги», «Самый лучший день»… А теперь еще и «Лед» – спортивно-романтический киномюзикл, где звучат новые исполнения хитов Земфиры, «Кино» и даже Богдана Титомира. Может быть, авторам фильма стоило сочинить новые песни для своих героев? В этом стоит разобраться.

Мюзикл – сложный жанр, и у него множество поджанров. Один из них – «джукбокс-мюзикл», названный в честь устанавливаемого в барах музыкального автомата. В России в последнее время используется более понятный нам термин «караоке-мюзикл». В отличие от обычных мюзиклов, для которых специально пишутся музыка и тексты номеров, караоке-мюзиклы собираются из ранее сочиненных композиций – как правило, хитов прошлого, порой многолетней давности.

Это направление мюзиклов появилось не вчера. Так, киномюзикл 1952 года «Поющие под дождем», который часто называют лучшим мюзиклом в истории Голливуда, в основном состоял из песен, сочиненных для довоенных лент. Собственно, этот классический фильм был задуман как попытка вторично заработать на композициях из каталога студии MGM. В «Поющих под дождем» было всего две оригинальных песни, причем одна из них была вдохновлена более ранним хитом.

Кадр из фильма «Лед»

Кадр из фильма «Лед»

К караоке-мюзиклам принадлежат и такие западные игровые и анимационные кинохиты, как «Американец в Париже», «Весь этот джаз», «Братья Блюз», «Мулен Руж!», «Делай ноги», «Мамма Mia!», «Тролли», «Зверопой»… А также культовый телесериал «Хор (Лузеры)», который продержался шесть сезонов. И, конечно, караоке-мюзиклы регулярно ставятся на Бродвее.

Несмотря на распространенность и успешность этого направления мюзиклов, оно регулярно вызывает нарекания. Ценители мюзиклов часто предпочитают свежие композиции и ворчат, что хиты прошлого лучше слушать в оригинальной версии. Особенно если новый исполнитель – не профессиональный певец, а голливудский актер, которому медведь на ухо наступил. Кроме того, из-за необходимости связать повествованием изначально не связанные песни сюжеты караоке-мюзиклов порой оказываются неуклюжими, и их нелепость бросается в глаза, потому что очевидно, с чем она связана. И, конечно, персонаж мюзикла звучит искреннее, когда выражает чувства в «своей» песне, а не приспосабливает чужую композицию.

С другой стороны, конструируя фильм или спектакль из заслуженных хитов, создатели мюзикла гарантируют высокий уровень музыкального материала, что совершенно невозможно в оригинальном произведении. Сколько можно назвать оригинальных мюзиклов, где каждая песня великолепна? Даже гениальные композиторы и поэты-песенники попадают в «яблочко» через раз. А в среднестатистическом удачном мюзикле есть лишь пара номеров-«шоустопперов», которые заслуживают многократного прослушивания.

Кадр из фильма «Лед»

Кадр из фильма «Лед»

Разумеется, на то и искусство, чтобы вкладывать душу в творчество и ждать, найдет ли произведение отклик у зрителей. Но мюзиклы и киномюзиклы – это не только искусство, но и бизнес. Причем далеко не всегда успешный. Поэтому, когда продюсеры и режиссеры начинают решать уравнение с сотнями неизвестных, инвесторы хотят, чтобы хотя бы некоторые из этих неизвестных были известными и проверенными на публике. А поскольку в кино бюджеты больше и давление инвесторов сильнее, то большинство западных киномюзиклов основано либо на прошлых хитах, либо на удачных театральных постановках. Полностью оригинальные музыкальные ленты вроде «Ла-Ла Ленда» – это большая редкость. Даже студия Walt Disney, которая в недавнем прошлом славилась оригинальными мультмюзиклами, сейчас лишь иногда снабжает свои мультфильмы полноценными музыкальными номерами.

В России ситуация усугубляется тем, что советские времена, когда производство музыкального кино было поставлено на поток, давно ушли, и возвращаться они не собираются. Сейчас немного популярных актеров, которые профессионально поют, и еще меньше поэтов и композиторов, которым можно было бы поручить сочинение киномюзикла. Да, у нас есть театральная мюзикл-индустрия, но очень скромная в сравнении с Бродвеем. И ее продюсеры жалуются, что плохо не только с кадрами, но и с педагогами, которые могли бы подготовить амбициозных и талантливых ребят для работы над мюзиклами.

Так что можно понять и простить наших кинорежиссеров и кинопродюсеров, которые, работая над музыкальными фильмами, не заказывают, как в советские времена, оригинальные песни, а по примеру голливудцев полагаются на проверенные композиции. И без того проблем хватает с тем, чтобы научить актеров петь и танцевать, а затем органично вписать музыкальные номера в повествование и снять их на должном техническом уровне.

Кадр из фильма «Лед»

Кадр из фильма «Лед»

Тем более караоке-мюзикл простителен создателям «Льда». Ведь их фильм отнюдь не выстроен вокруг примитивной эксплуатации «старых песен о главном», и авторам ленты не очень нравится, когда «Лед» называют «мюзиклом». Это сложная, многогранная постановка на стыке спортивного кино, романтической комедии, семейной драмы, сказки для взрослых… В «Льде» есть реалистичные комические сцены, бурные фантазии героев, танцы на льду, красивые натурные съемки. Музыкальные номера фильма, в которых, например, Александр Петров перепевает песни «Кино» и Богдана Титомира, – это лишь один из множества компонентов картины.

Причем этот компонент, честно говоря, вторичен для сути постановки, хотя и важен для режиссера-дебютанта Олега Трофима, который, по его словам, давно мечтал поставить музыкальное кино. Если убрать из «Льда» песни, то фильм станет менее ярким, а если убрать песни ABBA из «Мамма Mia!», то картина и вовсе исчезнет.

Наконец, использование чужой музыки – основа фигурного катания, которому посвящен «Лед». Никто не упрекает фигуристов за то, что они танцуют под классические и популярные композиции, и по аналогии создателей «Льда» не стоит винить за то, что Петров не спел что-нибудь новенькое. Ведь, как и фигуристы, Трофим и компания не филонили, прячась за чужой талант, а приложили много усилий ко всем остальным составляющим шоу. Другой вопрос, что у них в итоге получилось. Но обвинить их в лени и нетворческом подходе язык не поворачивается.

 10




Комментарии

Пользователи еще не оставили комментариев.


Добавить комментарий
Аватар пользователя Гость
Войдите на сайт



Зарегистрируйтесь



Читайте также

показать еще


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть