
Есть фильмы, после просмотра которых одолевает бессонница. В голову лезут навязчивые мысли, за которыми приходит очередной личный кризис или переосмысление своего привычного места в огромном мире. Для любителей долгих рефлексий собрали шесть кинолент, которые не дадут уснуть и заставят как следует подумать о жизни.
Желание пофилософствовать может закономерно привести зрителей к фильмографии Чарли Кауфмана. «Вечное сияние чистого разума», «Адаптация», «Думаю, как всё закончить»… Возьмите любое творение сценариста и режиссера — вы не прогадаете и гарантированно поломаете голову над сюжетом. Самым сюрреалистичным и сложным для понимания проектом можно назвать «Нью-Йорк, Нью-Йорк» — дебютную режиссерскую работу мастера. Смотреть фильм стоит дважды, а то и трижды: при каждом новом погружении сюжет раскрывается по-новому.
Как и другие работы Кауфмана, «Нью-Йорк, Нью-Йорк» — хаотичное полотно, поднимающее экзистенциальные вопросы. В центре повествования — руководитель театра Кейдан (Филип Сеймур Хоффман), пытающийся выбраться из творческого тупика. Мужчина решил поставить идеальный спектакль на основе собственной биографии. Вскоре в масштабной постановке оказывается сложно разобраться и ответить на вопрос: где заканчивается реальность и начинается вымысел? Потеря собственного «я», наблюдение за тщетностью бытия и попытка осмыслить жизнь через искусство — режиссер намеренно запутывает зрителя, вынуждая при этом погрузиться в думы о смысле человеческого существования.
В вагоне поезда знакомятся американец Джесси (Итан Хоук) и француженка Селин (Жюли Дельпи). Он направляется в Вену, чтобы улететь домой в Штаты, а она держит путь в Париж. Разговоры в дороге дают понять, что каждому посчастливилось встретить родственную душу. Поддавшись импульсу, молодые люди решают провести вечер и ночь в Вене, перед тем как разойтись в разные стороны.
На первый взгляд «Перед рассветом» — приятная мелодрама, от которой едва ли можно впасть в меланхолию. Но Ричард Линклейтер снял вовсе не типичную историю о любви с первого взгляда. Нежный фильм, в котором романтика и печаль идут рука об руку, надолго оседает в памяти. Режиссер вынуждает зрителей с тоской внутри вспомнить об упущенных возможностях юности и давних мимолетных встречах, из которых могло родиться нечто поистине особенное.
Недалекое будущее. Теодор (Хоакин Феникс) переживает разрыв. В попытках облегчить душевную боль мужчина покупает операционную систему с искусственным интеллектом. У программы даже есть имя — Саманта (голос Скарлетт Йоханссон). Герой делится с Самантой самым сокровенным, все больше и больше привязываясь к бестелесному созданию с мелодичным голосом.
Сложно вспомнить более грустную ленту о расставании и одиночестве, чем «Она» Спайка Джонза. Тихая картина, от которой на протяжении всего хронометража щемит в области груди, показывает болезненный этап после разрыва и попытки залатать разбитое сердце. Теодор распахивает душу новейшей технологии — впрочем, Саманта не хуже людей способна утешить и поддержать в тяжелые минуты. Если же у вас настроение впасть в бездну печали и ночами напролет думать о бренности мира, то советуем сразу после работы Джонза включить «Трудности перевода» Софии Копполы. Две ленты объединяет не только общая тема — чувство потерянности и отчуждения от окружающих, — но и закадровая история режиссеров: Спайк и София были женаты и развелись в 2003 году.
Рефлексировать по ночам можно не только из-за экзистенциальных вопросов. Существуют фильмы, после которых ощущается прилив эйфории и энергии. Мир вокруг приобретает яркие краски, проблемы кажутся пустяковыми, а с утра обязательно хочется начать все с чистого листа. И нет, речь не о вдохновляющих лентах о преодолении трудностей и достижении успеха, а о зарисовках обыкновенных будней самых обыкновенных людей.
«Идеальные дни» — одна из таких жизнеутверждающих кинолент, фиксирующая поэзию повседневности. Хираяма (Кодзи Якусё) живет в Токио и работает чистильщиком туалетов. Кто-то может ошибочно предположить, что герой прозябает в серой рутине. Но на самом деле мужчина вдоволь наслаждается каждым прожитым днем. Слушать музыку по пути на работу, фотографировать деревья, наблюдать за людьми, сидеть в тишине и читать книги в уединении — Хираяма напоминает зрителям о простых ежедневных радостях, из которых и состоит жизнь.
Молодая пара (Кейси Аффлек и Руни Мара) живет в пригороде. Счастье рушится после трагической аварии, в ходе которой умирает мужчина: она погружается в скорбь, он возвращается домой в виде призрака. Девушка не видит привидения, а тот, в свою очередь, обречен на бесконечное наблюдение за живыми. Герой постепенно отпускает возлюбленную и смотрит, как жизнь вокруг идет дальше, но уже без него.
Сложно заснуть без тревоги после просмотра «Истории призрака». Во-первых, в фильме есть совершенно душераздирающая сцена, в которой разбитая после потери любимого героиня Руни Мара в течение пяти минут ест пирог, сидя на полу. Во-вторых, режиссер Дэвид Лоури беспощадно отмечает, что все мы — лишь маленькие части огромного мира, и когда-нибудь память о нас может исчезнуть. Осознание собственной незначительности в круговороте жизни заставляет забыть о сне и раз за разом переосмыслять собственное существование.
«Меланхолия» Ларса фон Триера разделена на две части. В первой Жюстин (Кирстен Данст) в день своей свадьбы отстраняется от гостей и мужа. Несмотря на роскошный прием в загородном поместье, героиня ощущает пустоту внутри и абсолютное равнодушие к происходящему. Вторая глава ленты сосредоточена на сестре Жюстин — Клэр (Шарлотта Генсбур). К Земле летит планета Меланхолия: столкновение неизбежно, вот-вот наступит конец света. Клэр охватывает дикий страх из-за приближающегося бедствия, а Жюстин тем временем смиренно принимает неизбежное.
Вероятно, в руках жанрового режиссера «Меланхолия» превратилась бы в стандартный фильм-катастрофу, а у героев появилась бы надежда на спасение. Но Ларс фон Триер не снимает экшен-кино о борьбе со стихией, за которой последует чудо. «Меланхолия» — прежде всего личная картина о депрессии. Режиссер сам сталкивался с психологическими проблемами и хотел показать на экране, как люди, страдающие от душевного недомогания, могут реагировать на стрессовые ситуации. Даже зрители со стабильным психическим состоянием рискуют впасть в тоску после просмотра: «Меланхолия» избавит от сна не хуже чашки крепкого кофе.