Что посмотреть
Подборки фильмов

Для тех, кто не может заснуть: 6 фильмов, которые заставят думать о смысле жизни по ночам

Есть фильмы, после просмотра которых одолевает бессонница. В голову лезут навязчивые мысли, за которыми приходит очередной личный кризис или переосмысление своего привычного места в огромном мире. Для любителей долгих рефлексий собрали шесть кинолент, которые не дадут уснуть и заставят как следует подумать о жизни. 

Добавить в закладки
Для тех, кто не может заснуть: 6 фильмов, которые заставят думать о смысле жизни по ночам

Филипп Сеймур Хоффман в роли Кейдена на кадре из фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк»

Филипп Сеймур Хоффман в роли Кейдена на кадре из фильма «Нью-Йорк, Нью-Йорк»

Желание пофилософствовать может закономерно привести зрителей к фильмографии Чарли Кауфмана. «Вечное сияние чистого разума», «Адаптация», «Думаю, как всё закончить»… Возьмите любое творение сценариста и режиссера — вы не прогадаете и гарантированно поломаете голову над сюжетом. Самым сюрреалистичным и сложным для понимания проектом можно назвать «Нью-Йорк, Нью-Йорк» — дебютную режиссерскую работу мастера. Смотреть фильм стоит дважды, а то и трижды: при каждом новом погружении сюжет раскрывается по-новому. 

Как и другие работы Кауфмана, «Нью-Йорк, Нью-Йорк» — хаотичное полотно, поднимающее экзистенциальные вопросы. В центре повествования — руководитель театра Кейдан (Филип Сеймур Хоффман), пытающийся выбраться из творческого тупика. Мужчина решил поставить идеальный спектакль на основе собственной биографии. Вскоре в масштабной постановке оказывается сложно разобраться и ответить на вопрос: где заканчивается реальность и начинается вымысел? Потеря собственного «я», наблюдение за тщетностью бытия и попытка осмыслить жизнь через искусство — режиссер намеренно запутывает зрителя, вынуждая при этом погрузиться в думы о смысле человеческого существования. 

Жюли Дельпи в роли Селин на кадре из фильма «Перед рассветом»

Жюли Дельпи в роли Селин на кадре из фильма «Перед рассветом»

В вагоне поезда знакомятся американец Джесси (Итан Хоук) и француженка Селин (Жюли Дельпи). Он направляется в Вену, чтобы улететь домой в Штаты, а она держит путь в Париж. Разговоры в дороге дают понять, что каждому посчастливилось встретить родственную душу. Поддавшись импульсу, молодые люди решают провести вечер и ночь в Вене, перед тем как разойтись в разные стороны. 

На первый взгляд «Перед рассветом» — приятная мелодрама, от которой едва ли можно впасть в меланхолию. Но Ричард Линклейтер снял вовсе не типичную историю о любви с первого взгляда. Нежный фильм, в котором романтика и печаль идут рука об руку, надолго оседает в памяти. Режиссер вынуждает зрителей с тоской внутри вспомнить об упущенных возможностях юности и давних мимолетных встречах, из которых могло родиться нечто поистине особенное. 

Хоакин Феникс в роли Теодора на кадре из фильма «Она»

Хоакин Феникс в роли Теодора на кадре из фильма «Она»

Недалекое будущее. Теодор (Хоакин Феникс) переживает разрыв. В попытках облегчить душевную боль мужчина покупает операционную систему с искусственным интеллектом. У программы даже есть имя — Саманта (голос Скарлетт Йоханссон). Герой делится с Самантой самым сокровенным, все больше и больше привязываясь к бестелесному созданию с мелодичным голосом. 

Сложно вспомнить более грустную ленту о расставании и одиночестве, чем «Она» Спайка Джонза. Тихая картина, от которой на протяжении всего хронометража щемит в области груди, показывает болезненный этап после разрыва и попытки залатать разбитое сердце. Теодор распахивает душу новейшей технологии — впрочем, Саманта не хуже людей способна утешить и поддержать в тяжелые минуты. Если же у вас настроение впасть в бездну печали и ночами напролет думать о бренности мира, то советуем сразу после работы Джонза включить «Трудности перевода» Софии Копполы. Две ленты объединяет не только общая тема — чувство потерянности и отчуждения от окружающих, — но и закадровая история режиссеров: Спайк и София были женаты и развелись в 2003 году. 

Кодзи Якусе в роли Хираямы на кадре из фильма «Идеальные дни»

Кодзи Якусе в роли Хираямы на кадре из фильма «Идеальные дни»

Рефлексировать по ночам можно не только из-за экзистенциальных вопросов. Существуют фильмы, после которых ощущается прилив эйфории и энергии. Мир вокруг приобретает яркие краски, проблемы кажутся пустяковыми, а с утра обязательно хочется начать все с чистого листа. И нет, речь не о вдохновляющих лентах о преодолении трудностей и достижении успеха, а о зарисовках обыкновенных будней самых обыкновенных людей. 

«Идеальные дни» — одна из таких жизнеутверждающих кинолент, фиксирующая поэзию повседневности. Хираяма (Кодзи Якусё) живет в Токио и работает чистильщиком туалетов. Кто-то может ошибочно предположить, что герой прозябает в серой рутине. Но на самом деле мужчина вдоволь наслаждается каждым прожитым днем. Слушать музыку по пути на работу, фотографировать деревья, наблюдать за людьми, сидеть в тишине и читать книги в уединении — Хираяма напоминает зрителям о простых ежедневных радостях, из которых и состоит жизнь. 

Руни Мара в роли М на кадре из фильма «История призрака»

Руни Мара в роли М на кадре из фильма «История призрака»

Молодая пара (Кейси Аффлек и Руни Мара) живет в пригороде. Счастье рушится после трагической аварии, в ходе которой умирает мужчина: она погружается в скорбь, он возвращается домой в виде призрака. Девушка не видит привидения, а тот, в свою очередь, обречен на бесконечное наблюдение за живыми. Герой постепенно отпускает возлюбленную и смотрит, как жизнь вокруг идет дальше, но уже без него. 

Сложно заснуть без тревоги после просмотра «Истории призрака». Во-первых, в фильме есть совершенно душераздирающая сцена, в которой разбитая после потери любимого героиня Руни Мара в течение пяти минут ест пирог, сидя на полу. Во-вторых, режиссер Дэвид Лоури беспощадно отмечает, что все мы — лишь маленькие части огромного мира, и когда-нибудь память о нас может исчезнуть. Осознание собственной незначительности в круговороте жизни заставляет забыть о сне и раз за разом переосмыслять собственное существование. 

Кирстен Данст в роли Жюстин на кадре из фильма «Меланхолия»

Кирстен Данст в роли Жюстин на кадре из фильма «Меланхолия»

«Меланхолия» Ларса фон Триера разделена на две части. В первой Жюстин (Кирстен Данст) в день своей свадьбы отстраняется от гостей и мужа. Несмотря на роскошный прием в загородном поместье, героиня ощущает пустоту внутри и абсолютное равнодушие к происходящему. Вторая глава ленты сосредоточена на сестре Жюстин — Клэр (Шарлотта Генсбур). К Земле летит планета Меланхолия: столкновение неизбежно, вот-вот наступит конец света. Клэр охватывает дикий страх из-за приближающегося бедствия, а Жюстин тем временем смиренно принимает неизбежное.

Вероятно, в руках жанрового режиссера «Меланхолия» превратилась бы в стандартный фильм-катастрофу, а у героев появилась бы надежда на спасение. Но Ларс фон Триер не снимает экшен-кино о борьбе со стихией, за которой последует чудо. «Меланхолия» — прежде всего личная картина о депрессии. Режиссер сам сталкивался с психологическими проблемами и хотел показать на экране, как люди, страдающие от душевного недомогания, могут реагировать на стрессовые ситуации. Даже зрители со стабильным психическим состоянием рискуют впасть в тоску после просмотра: «Меланхолия» избавит от сна не хуже чашки крепкого кофе. 

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?