Наверх
Хантер Киллер Пришелец Оверлорд Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда Ральф против Интернета Апгрейд Вдовы Робин Гуд: Начало Проводник Все или ничего

Сначала, в предвкушении «Бассейна», вокруг напустили туману, создали ажиотацию: «Ах, Озон, ах, Озон». Потом все были жутко разочарованы: «Пустое место, пустое место». А в чем, собственно, проблема? В том, что голубая кинотусовка долго взращивала культ вокруг французского режиссера нетрадиционной ориентации, а что выросло, то выросло? Но разве сам режиссер давал для этого повод, страдал мессианскими озарениями или феноменальной проницательностью? Когда? Не дурак, но и не философ, Франсуа Озон – крепкий ремесленник в каждом фильме. Дело знает, на том спасибо. В этом свете его «Бассейн» честно сравнивается с вполне коммерциализированным «Бассейном» Жака Дерэ тридцатилетней давности, работавшим на закадровой пикантной ситуации между Роми Шнайдер и Аленом Делоном. Он тоже работает на ситуации, хотя не такой пикантной, и смотреть его все равно нескучно, ненеприятно.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

За тридцать лет размылись одни только жанровые стандарты. Если с Делоном и Шнайдер сразу был виден психологический триллер, на сей раз жанр колеблется до конца. Сначала идет элегия про писательницу-англичанку (Шарлотта Рэмплинг), отправляющуюся на юг Франции писать очередной детектив на пустующей вилле своего издателя. Потом начинается триллер, когда там же появляется нежданная дочка издателя (Людивин Санье), начинающая доставать писательницу всем сразу: она вредная, злобная, наглая и приводит в дом официанта из ближайшего кафе, где писательница до сих пор так чудно завтракала на восходе. Потом триллер вокруг бассейна, в котором они купались, приобретает сексуально-убийственную окраску, а потом превращается в мелодраму, связанную с трудным детством вышеупомянутой дочки. За десять минут до конца, когда все загадки раскрыты, это уже напоминает комедию, в которую мелодраматичный Озон еще напихал метафор.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Тем не менее, сюжет сложился. Кому вставило, сразу дотумкает, что вообще происходит. Детективщице удалось скрыть убийство в натуре, еще на этом заработать и дать понять окружающим козлам, какие они козлы. Начинающую последовательницу она освободила от страха и отпустила на волю. Все дела. Проблему, похоже, все увидели в том, как легко до этого дотумкать. Все легко: красота застоявшегося бассейна в осенних листьях, первые склоки с девчонкой, дальнейшие склоки по поводу секса с официантом, сокрытие улик и возможность одной – уехать, а другой – делать все, что хочется. Минимум стереотипных слов, максимум стереотипных намеков, и вот, пожалуйста – сложилось. Дешевка, постыдная для культового автора.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Конечно, дешевка, но это именно то, что сегодня укладывается в рамки понятия «все, что хочется». Когда-то столь же нетрадиционный Жан Маре признавался, что была в жизни одна женщина, с которой все могло быть. Ее звали Мишель Морган. Озон уж не в первый раз пытается объяснить, что в его жизни есть точно такая же женщина, Шарлотта Рэмплинг. С ней никогда ничего не будет, но он – голубой – понимает ее, как женщину. Это все равно что «среди миров, в мерцании светил одной звезды я повторяю имя». Вот хоть одну звезду, но понял и полюбил. Поэтому подлинный сюжет «Бассейна» вовсе не легок. В нем совершенно иная, с трудом достигнутая кульминация. В озоновском «Под песком» Рэмплинг побеждала в трагических обстоятельствах, на сей раз побеждает в комических. Чтобы осуществить победу, и пришлась вся жанровая лабуда. Но зато как понятно и обоснованно, неизбежно затем убогий старик-садовник поднимется в комнату детективщицы и сделает то, что сделает. Займется сексом с показанной совершенно обнаженной, на супер-крупных планах женщиной 55 лет, при взгляде на которую юная Людивин Санье курит в коридоре.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

На самом деле легко Франсуа Озону был в «Бассейне» только одно – признать победу над собой Шарлотты Рэмплинг. Начать агитировать всех за это признание, как в новую религию. Что ж, после личного знакомства с ней можно сказать, что женщина Рэмплинг нормальная. Ну, умная очень, аристократичная, красивая до невозможности без грамма краски и пластики, но такая же, как все мы. Однако, если голубым без религии никак, любая из нас, наверно, согласится, а Рэмплинг сам бог велел. Ей ничего не стоит, а хорошего человека на свете станет больше.

Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми!

Яндекс ДзенЯндекс Дзен | InstagramInstagram | TelegramTelegram | ТвиттерТвиттер


Комментарии  132



Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть