Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Статьи о кино

Рай на руинах

Обзор иностранной прессы по фильму «Элизиум»

Добавить в закладки

Существует философская концепция развития от разрушения к созиданию. Порой, чтобы создать нечто, приходится помаяться, поработать напрасно и в итоге остаться ни с чем. Только потом на пустом месте, но уже с другой головой человек берется за дело и созидает. Так было с Нилом Бломкампом, который стал режиссером первого эшелона благодаря тому, что развалился Halo.

Как вы все знаете, Бломкампа в большое кино привел маэстро Питер Джексон. После «Кинг-Конга» он задумал спродюсировать киноадаптацию компьютерной игры Halo и предложил усадить в режиссерское кресло дебютанта Нила Бломкампа. Проект долго мусолили на стадии препродакшна, но так и не запустили, сославшись на отсутствие денег. Тогда Джексон предложил своему «падавану» компенсацию в виде 30 миллионов на собственный проект, то есть на «Район № 9».

Кадр из фильма «Район №9»

«Мне повезло, что Питер и Фрэн (продюсер Фрэн Уолш) дали мне снять “Район № 9” на руинах того, что осталось от Halo. В конце концов получилось так, что я научился доверять своим идеям. Если бы Halo все-таки вышел и провалился или преуспел, я бы ничему не научился», – рассказал о своем опыте Нил Бломкамп Los Angeles Times.

«Район № 9» стал настоящей бомбой: критики строчили положительные рецензии, зрители несли деньги в кассы кинотеатров (принесли аж 210 миллионов при 30-миллионом бюджете), продюсеры и студии без устали записывали в свои блокноты имя и фамилию режиссера. Как итог после похождений пришельцев в Йоханнесбурге на Бломкампа посыпались предложения, но человек-открытие не торопился ставить подписи под контрактами.

«Дошло до того, что мой агент перестал слать мне письма. Дело не в том, что я считаю себя выше всего этого, есть много франшиз, к которым я хотел бы приложить руку. Проблема в том, что, стоит согласиться, ты теряешь контроль над своим воображением», – объясняет свою позицию Бломкамп.

Кадр из фильма «Элизиум - рай не на Земле»

Создатель «Района № 9» предпочитает снимать свое, родное. И после первого фильма он взялся за «Элизиум» – собственный проект, которого могло и не быть, не провались задумка с Halo.

Итак, 2154 год, человеческое общество разделилось на два класса: бедные жители Земли и богатые обитатели Элизиума, огромной космической станции, где нет болезней, войн и прочих побочных эффектов развития человеческого рода. Борьбу за равенство начнет Макс, парень, которого изрядно потрепала нынешнее система.

В интервью film.ru Бломкамп поведал, что работа над «Элизиумом» началась сразу же после «Района № 9». Он давно хотел снять фильм о богатых и бедных, но поначалу не знал, как его подать. В итоге благодаря одному инциденту с очень неоднозначным арестом в Тихуане режиссеру и сценаристу пришла в голову идея с космической станцией.

Бломкамп вновь хотел сделать скромный фильм с, как он выразился, «странными» актерами. И вы едва ли подозреваете, насколько странными. Недели за две до релиза по Интернету пошел слух, якобы изначально роль Макса предлагали рэперу Eminem.

Только после белого хип-хоп-исполнителя очередь дошла до Мэтта Деймона, которому, надо признать, экзоскелет идет куда больше, чем Маршаллу Мэтерсу.

«В конечном итоге роль получает тот, кто должен. Я никогда не спрашивал Нила про Eminem, потому что это все равно что допрашивать свою девушку о ее бывших. Никому не интересно это знать, да и отношения не портятся. Просто каждый получает те роли, которые и должен», – философски смотрит на кинобизнес Мэтт Деймон (MTV).

Как только Деймон поставил подпись под контрактом на «Элизиум», Нил Бломкамп сунул ему под нос концепт-арт с тем, как выглядит его герой и через что ему предстоит пройти.

«Нил дал четко понять, каким он хочет меня видеть. У него на самом деле была картинка с моим лицом, прикрепленным к этому телу, и мне буквально наняли тренера, к которому я ходил с этой самой картинкой. Четыре часа в тренажерном зале… а ведь мне уже не 26, но все же я набрал форму», – не без гордости рассказывает Дэймон (E!).

Пока Деймон готовился стать Максом, который пойдет против системы, создатели готовили публику к «Элизиуму». Бломкамп и Ко пошли по протоптанному «Районом» пути и расклеили на улицах мегаполисов рекламы компании Armadyne, которая и помогает красиво жить привилегированным.

Плакаты с громкими слоганами о строящемся будущем и о том, как хорошо жить на Элизиуме, появились в Нью-Йорке, Лос-Анджелесе, Вашингтоне, Далласе и других крупных городах США. В Интернете тем временем создали три сайта: Welcometoelysium.com, Itsbetterupthere.com, Civilcooperationbureau.com и Armadyne.net. А в YouTube еще до появления первых трейлеров и кадров загрузили вирусный ролик с вакансиями на космической станции:

«Весь интерес и рвение, образовавшиеся после просмотра предрелизных роликов, слились в последовательность до ужаса рутинных и общих сцен, не говоря уж об идеологических порывах», – стал жертвой высоких ожиданий Тодд МакКарти (Todd McCarthy/The Hollywood Reporter).

Как выразился Бломкамп, фильм не несет в себе «месседж», он задает вопросы. Где мы сейчас? К чему мы идем? «Элизиум» отражает космический разрыв между бедными и богатыми людьми, и, чтобы проиллюстрировать контраст, режиссер продвинул человечество в развитии на шаг вперед, показывая высший класс, и отодвинул на шаг назад, рисуя картину на Земле.

«У Бломкомпа безграничное воображение по части технологий, но оно, к большому разочарованию, страдает от тяжелого повествования. Честно говоря, “Элизиум” похож на эротический сон либерала: хорошие парни хотят доступную систему здравоохранения, а плохие – разделаться с иммигрантами без документов», – не оценил политических мотивов фильма Уильям Госс (William Goss/Film.com).

Кадр из фильма «Элизиум - рай не на Земле»

Даже критикуя Бломкампа, рецензенты не смогли не отметить его инженерный взгляд. Бломкамп снова заглянул в будущее – на этот раз еще дальше, чем в «Районе № 9» – и напичкал его огромным количеством гаджетов, среди которых экзоскелет, дройды и космическая станция компании Armadyne.

«”Элизиум” нельзя назвать научно-популярным взглядом в будущее. Если кто-нибудь спросит меня, вижу ли я таким будущее в 2154 году, ответ – нет. Я просто выбрал срок, которого человечеству будет достаточно, чтобы построить станцию и прописаться там на одно-два поколения. По крайней мере, эта дата казалась мне реалистичной», – пояснил Бломкамп выбор временного отрезка в интервью Wall Street Journal.

Как уточнил нейробиолог и специалист по робототехнике Чарльз Хиггинс (Charles Higgins), с годом режиссер угадал. Уже сейчас существует технология человеческого экзоскелета, но она очень примитивна. Как бы то ни было, сегодняшние разработки позволяют человеку поднимать 200 килограммов с тем же успехом, что и без экзоскелета. Современные экзоскелеты, само собой, не синхронизируются с мозгом, и прогресса в этой сфере стоит ожидать лишь через 20-30 лет, и то небольшого. Тогда же появится возможность поставить на ноги тех, кто стоять не может, но они будут просто ходить – о прыжках через четырехметровые стены речи не идет. До сращивания экзоскелета с костями конструкторам всего мира работать еще дольше.

Кадр из фильма «Элизиум - рай не на Земле»

«К 2154 году мы, может быть, поймем, как это сделать. А вот к 2054-му – вряд ли», – резюмировал Хиггинс.

«Сняв “Элизиум”, Бломкамп не ударил в грязь лицом после «Района № 9» и доказал, что работа на большом холсте не влечет за собой отказ от умных мыслей и желания снять крупнобюджетную картину с идейным стержнем», – пишет Кевин Джагернот (Kevin Jagernauth/The Playlist).

«Не идеально, но намного лучше, чем другие фильмы о Земле в руинах – “Обливион” и “После нашей эры”. “Элизиум” чуть-чуть консервативнее, чем “Район № 9” (а какой фильм не консервативнее?), но все же он вновь показывает потенциал Бломкампа стать одним из величайших сай-фай-режиссеров десятилетия», – сулит протеже Питера Джексона большое будущее Ким Ньюман (Kim Newman/Empire).

«Цените “Элизиум” за то, чем он является: сай-фаем, который умнее, концептуальнее и энергичнее, чем большинство того, что снимают в этом жанре сегодня. Кроме того, “Элизиум” – еще один знак, что Нил Бломкамп – самый перспективный парень со времен прихода Кристофера Нолана», – еще больше задрал планку для следующей режиссерской работы Нила Роджер Мур (Roger Moore/Movie Nation).

К слову, о следующей режиссерской работе: Бломкамп уже принялся за «Чаппи» и сейчас находится в Ванкувере, где занимается препродакшном картины.

«Это будет гораздо более простое кино, комедия, трогательная история в научно-фантастической обертке. Охренительно веселый фильм, по-настоящему крутой!» – рассказывал режиссер-сценарист о своем третьем фильме еще в феврале этого года.

Что до второго фильма – до «Элизиума», то посмотреть в кинотеатрах его можно хоть сейчас. В прокате лента стартовала 8 августа.

Текст: Владислав Копысов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?