Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

10 лучших фильмов Уэса Крейвена

30 августа в возрасте 76 лет ушел из жизни голливудский режиссер, сценарист и продюсер Уэс Крейвен. Он не был из тех, кого причисляют к суперклассикам и чьи фильмы покадрово разбирают в киношколах, однако Крейвен внес большой вклад в развитие триллеров и хорроров

Добавить в закладки
Фредди и другие

Кадр из фильма "Болотная тварь"

«Болотную тварь» принято числить по ведомству хорроров и фильмов о монстрах, но в наше время ее, пожалуй, уместнее считать супергеройским кино. Ведь Болотная тварь – это персонаж из вселенной DC Comics на границе монстра и супергероя. Примерно как Халк из комиксов Marvel. В экранизации Уэса Крейвена Болотная тварь – это генетик Алек Холланд, который работал над секретным биоинженерным проектом и в итоге превратился в жуткого мутанта, получеловека-полурастение. Тем не менее Холланд сохранил свою героическую натуру и достойно наказал преступников, убивших его сестру и чуть не расправившихся с ним самим. Заглавного героя картины сыграл Рэй Уайз, будущий Лиланд Палмер из сериала «Твин Пикс», а главную героиню «Твари» изобразила Эдриенн Барбо, в то время жена и муза режиссера Джона Карпентера. Крейвен снял эту картину, чтобы доказать Голливуду, что он готов работать над лентами блокбастерного размаха. Критикам «Тварь» понравилась, а вот продюсеры блокбастеров в Крейвена так и не поверили.

Кадр из фильма "Последний дом слева"

Хотя Уэс Крейвен вырос в строгой религиозной семье, он начал свою профессиональную карьеру с работы над модной в конце 1960-х порнографией. Мы не знаем в точности, над какими фильмами он работал и в каком качестве, поскольку в титрах порно указываются лишь псевдонимы создателей. Однако его имя связывают, например, со знаменитой порнолентой «Глубокая глотка» (возможно, он был ее монтажером). Должен был быть порнографическим и дебютный режиссерский проект Крейвена «Последний дом слева» – мрачная история о родителях, которые жестоко мстят сбежавшим из тюрьмы уголовникам за изнасилование и убийство их дочери. Однако во время съемок режиссер решил «притушить» секс-сцены и сосредоточиться на сценах насилия. Так появился малобюджетный хоррор, ставший прокатным хитом и впечатливший многих критиков и слабонервных зрителей. В 2009 году Крейвен спродюсировал одноименный ремейк «Последнего дома слева».

Кадр из фильма "Люди под лестницей"

Хоррор – это не детский жанр, но Уэс Крейвен все же умудрился снять картину, которая одновременно достаточно жуткая, чтобы считаться хоррором, и достаточно глуповатая и смешная, чтобы числиться детским фильмом. В «Людях под лестницей» чернокожий парнишка забирается в дом белых владельцев квартиры, где живет его семья, и обнаруживает, что в этом доме творятся страшные вещи. Например, в подвале хозяева дома держат взаперти похищенных ими детей, которые за время своего заключения превратились в каннибалов. Картину с ее необычным сочетанием жанров (хоррор, детское приключенческое кино, политическая сатира) приняли далеко не все критики, но в прокате она пользовалась большим успехом.

Кадр из фильма "Змей и радуга"

C легкой руки Джорджа Ромеро и его последователей зомби-хорроры полностью отказались от культурной традиции, в которой родилась легенда о зомби. Поэтому сейчас многие даже не знают, что это слово из фольклора Гаити. Чтобы напомнить публике об истоках жанра, Уэс Крейвен в 1988 году вольно экранизировал книгу воспоминаний исследователя Уэйда Дэвиса, штудировавшего магию вуду и «зомбификацию» людей. Главным героем «Змея и радуги» был американский ученый, прилетевший на Гаити для изучения зомби и поссорившийся с капитаном местной тайной полиции, который оказался черным магом, крадущим людские души и превращающим своих врагов в зомби.

Кадр из фильма "У холмов есть глаза"

Когда американцы связали свою страну автострадами, многие прежде популярные дороги оказались заброшены и забыты. Что случилось с людьми, которые жили, оказывая на этих дорогах всевозможные услуги? Если верить хоррору Уэса Крейвена, некоторые из них сошли с ума, деградировали и превратились в дикарей-каннибалов, питающихся теми немногими туристами, которые все же заезжали на «их» трассу. «У холмов есть глаза» стал сперва прокатным, а затем культовым хитом. В 1985 году Крейвен снял очень слабое продолжение «У холмов есть глаза 2», а в 2006-м Александр Ажа поставил сравнительно удачный ремейк, где злодеи картины были мутантами, которые родились «благодаря» атомным испытаниям в пустынях штата Невада.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов 7"

Из всех людей на свете создатели хоррора, наверно, меньше всего боятся своих персонажей, какими бы жуткими те ни были. Ведь кинематографисты знают, как создаются спецэффекты, и они своими глазами видели, как делается и как разбрызгивается бутафорская кровь. Но что будет делать звезда хоррора, если монстр из ее фильма вдруг проникнет в реальную жизнь и начнет преследовать уже не ее героиню, а ее саму? Именно это происходит в седьмом фильме цикла «Кошмар на улице Вязов». Сверхъестественный злодей цикла Фредди Крюгер выходит на охоту за Хезер Лангенкамп, исполнительницей роли Нэнси в первом «Кошмаре на улице Вязов». Вместе с ней самих себя в «Новом кошмаре» сыграли Роберт Инглунд, Уэс Крейвен и другие создатели фильма. В 1994 году лишь немногие зрители по достоинству оценили этот постмодернистский хоррор, но сейчас он считается одним из лучших в «кошмарном» цикле.

Кадр из фильма "Музыка сердца"

Кто бы мог подумать, что режиссер, ставящий исключительно хорроры и триллеры, может снять удачную сентиментальную ленту! Но в фильмографии Уэса Крейвена есть такое исключение из правила. И это не навязанный продюсерами проект, а замысел, который режиссер воплотил по собственной инициативе. В основу «Музыки сердца» положена реальная история скрипачки Роберты Гуаспари, которая, став учительницей музыки в школе Восточного Гарлема, смогла приохотить к классике ребят, прежде не слушавших ничего, кроме гангста-рэпа. Чтобы сыграть главную роль, Мэрил Стрип за месяц ежедневных занятий научилась играть на скрипке. Ее усилия были вознаграждены номинациями на «Оскар» и «Золотой глобус».

Кадр из фильма "Ночной рейс"

Монстры, мутанты, психопаты… Как бы они ни были страшны, мало кто может сравниться по жуткости с расчетливым и безжалостным террористом, у которого есть просчитанный по минутам план. В триллере «Ночной рейс» такой злодей встречается на пути пассажирки междугороднего авиарейса, и женщина вскоре узнает, что привлекательный парень участвует в покушении на высокопоставленного чиновника и что она должна выполнять все его приказы, если не хочет, чтобы его сообщники прикончили ее отца. Героине приходится проявить все свое мужество и смекалку, чтобы остаться в живых и предотвратить несколько преступлений! Киллиан Мерфи и Рэйчел МакАдамс поистине блеснули в ролях террориста и его заложницы.

Кадриз фильма "Крик"

Давно замечено, что преступники и жертвы в фильмах ужасов ведут себя так, будто в жизни не видели ни одного «ужастика». А что если они их все-таки видели? Что если преступники будут намеренно следовать жанровым штампам или столь же намеренно их нарушать, а жертвы постараются выжить, используя свои знания хорроров? В 1996 году сценарист Кевин Уильямсон и режиссер Уэс Крейвен превратили этот замысел в великолепный постмодернистский хоррор, который также можно смотреть как увлекательный детектив. Ведь зрители лишь в самых последних сценах узнают, кто прячется под маской убийцы. «Крик» был столь успешен и популярен, что он породил целую череду постмодернистских слэшеров, а также три сиквела и несколько пародий.

Кадр из фильма "Кошмар на улице Вязов"

Чем ближе маньяк к своим жертвам, тем он страшнее. Убийца в другой стране не так опасен, как убийца в другом штате, а преступник из соседнего города не так страшен, как маньяк из соседнего дома. Опаснее же всего сверхъестественный маньяк, который всегда рядом. Он приходит в ваши сны и превращает их в кошмары – а затем и в реальные убийства. Как его зовут? Ну конечно же, Фредди Крюгер – персонаж, который вписал имя Уэса Крейвена в историю мирового хоррора. Впрочем, «Кошмар на улице Вязов» – это не только Крюгер. Это и обаятельные молодые актеры, сыгравшие жертв маньяка (одним из них был Джонни Депп!), и убедительные для своего времени спецэффекты, и мастерское нагнетание атмосферы ужаса… Крейвен не был автором шедевров, но в «Кошмаре» он прыгнул выше головы и создал хит, который вот уже более 30 лет знают все киноманы планеты. В дальнейшем было выпущено шесть сиквелов, а также кроссовер с «Пятницей, 13-е» под названием «Фредди против Джейсона», неудачный ремейк 2010 года и телесериал конца 1980-х «Кошмары Фредди».

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?