
Чего боятся в Британии, Японии и России?
Silent Hill f увел серию в Японию и сделал ставку на национальный колорит, хотя и сохранил узнаваемые детали. Это выглядит свежо на фоне того, как обычно игры жанра пытаются пугать более привычными вещами вроде зомби и другой нечисти. Однако хватает и проектов, в которых авторы обращаются к национальному наследию в том или ином виде. Предлагаем взглянуть на десять хоррор-игр, основанных на национальных пугалках.
Япония, период Хэйан. В особняке господина Фудзивары творится что-то неладное, и хозяин поместья вызывает оммёдзи Домана, так как уверен — здание проклято. Однако Доман исчезает в особняке с концами, и обеспокоенные дочери, Курэха и Уцуки, отправляются на поиски отца. На месте их встречает страшное заклятие Куон, ставшее причиной появления чудовищных ёкаев, и девушки оказываются разделены. Теперь Уцуки придется не только отыскать родственников, но и попытаться раскрыть тайну Куона.
Редкий хоррор от FromSoftware, более известной по серии Souls, предлагает глубокое погружение в японскую культуру. В основе Kuon лежит кайдан — традиционные устные рассказы, призванные напугать слушателя. С этим у игры все отлично: разработчики постарались воспроизвести вязкую атмосферу с неспешным исследованием и многочисленными опасностями, а также ярким визуалом и пугающим дизайном.
Четверка путешественников — Анита, Серхио, Клаудия и Пол — оказываются в глубинке Сардинии посреди проведения Сатурналии. Все бы ничего, но местные провели древний ритуал, пробудивший загадочных существ, а сама деревня Гравой постоянно меняет расположение улочек. Несчастным предстоит разобраться, как выжить и выбраться из реальности, обратившейся кошмаром.
Разработчики из Santa Ragione с самого начала взяли за основу народные верования Сардинии, так как не только любили малую родину, но и посчитали ее достаточно интересной для того, чтобы предложить геймерам уникальный сеттинг, отличный в том числе и от материковой Италии. Подкрепить атмосферу авторы решили за счет стилизации под скетчи и стоп-моушен анимацию, а также позаимствовав приемы из джалло и итальянских комиксов 1970-х. Результатом стала уникальная головоломка, по-хорошему не похожая на другие хорроры.
Ду Фэн Юй погружается в пучины отчаяния: у него не ладится с работой сценаристом, супруга Гон Лифань перестала выступать как певица, а дочь Ду Мэйсинь заболела неизвестной болезнью. Дочь в попытке порадовать родителей принимает участие в музыкальном конкурсе с коронной песней матери, но, увы, проваливается — и это ухудшает ее состояние. Врачи советуют искать помощь в психиатрии, однако Фэн Юй уверен, что спасение в другом, и обращается к культу, которым управляет учитель Он. И без того непростое положение становится только сложнее, но отца семейства, кажется, уже не остановить.
Devotion обращается к непростым темам религиозного фанатизма, причем очень характерного именно для Таиланда, но тайтл, увы, прославился далеко не этим. Дело в том, что в игру затесалось проклятие в сторону Си Цзиньпина: авторы заявили, что изображение было сделано внештатным художником, и быстро удалили его из игры, но это не спасло Devotion от изъятия со всех площадок меньше чем через неделю после выхода. Сейчас ее можно приобрести напрямую у разработчиков, и оно стоит того: это по-хорошему жуткий хоррор, пугающий нетрадиционными приемами и ужасом понимания того, насколько влиятельными могут быть секты.
Воительница пиктов Сенуа отправляется в Хельхейм с непростой целью. На ее поясе тяжелая ноша — отрубленная голова возлюбленного, которого она надеется вернуть к жизни, забрав его душу из лап Хель. Чтобы добраться до повелительницы загробного мира, ей предстоит доказать силу, одолев Сурта и Вальравна. Проблема в том, что справиться с этим не так-то просто: Сенуу преследуют голоса в голове и видения прошлого, а тело постепенно поглощает гниль, способная убить ее окончательно, если девушка будет часто погибать от рук монстров.
Hellblade интересна не только исследованием норвежской мифологии и тонкостей народа пиктов в частности, но и необычным изображением психоза. Для достижения достоверности авторы работали с профессионалами в сфере изучения психологии и людьми, страдающими от недуга. Это вдохновило в том числе и геймплей, в котором нужно искать скрытые символы, а голоса могут как помогать, так и мешать. Результат вышел уникальным и пугающим: в сиквеле магию, увы, несколько растеряли, а вот первая часть все еще остается штучным продуктом без аналогов.
Юнхо — обычный старшеклассник, оказавшийся в необычной ситуации. Устав после тяжелого дня, он уснул во время занятий и очнулся в знакомой на первый взгляд школе, которая при внимательном рассмотрении изрядно отличается. Мало того что здание сильно состарилось, так в нем еще и бродит искаженная версия учительницы и другие опасные существа, готовые убить Юнхо при первой возможности. Придется разбираться, как выбраться из проклятого места.
По большей части The Coma говорит не столько о прошлом, сколько о настоящем: идея игры родилась из персонального опыта художника Минхо Кима, который рисовал все материалы для игры. Таким образом авторы решили выступить с критикой образовательной системы Южной Кореи, которая сильно давит на учеников и ставит завышенные ожидания. Для доработки концепции авторы обратились к корейскому фольклору и добавили немало элементов, традиционных для легенд страны, собрав уникальный игровой опыт.
Курдин возвращается на малую родину, чтобы похоронить деда. На месте ему сообщают, что старик сгорел в амбаре и уже захоронен, однако, прибыв на место, юноша обнаруживает обгоревшее тело. А затем выясняется, что и могила пуста. Решив разобраться в случившемся, Курдин отправляется на вершину ближайшей горы, которая должна хранить в себе ответы на назревшие вопросы.
Созданный вручную хоррор (все текстуры буквально нарисованы карандашом!) предлагает погрузиться в необычную атмосферу швейцарских гор. Для полного погружения озвучка в игре выполнена на романшском языке, а таинственная атмосфера создана с большим вниманием к национальным легендам. Интересно, что окружение в том числе вдохновлено работами Алоиса Кариджета, чей дом перенесен в игру, а репродукции его картин использованы в качестве фресок на стенах церкви.
Старшеклассница Линда вместе с одноклассницами и учительницей отправилась в путешествие по Индонезии. На своем пути они повстречали заброшенный город, где решили изучить школу, но это обернулось трагедией: место было захвачено злыми духами. Одноклассники Линды либо пропали, либо погибли под воздействием призраков, а сама девушка обнаружила, что может отгонять духов с помощью камеры смартфона. Выбраться из проклятого места будет не так-то просто, а спасти выживших — еще сложнее.
Индонезия не особо известна как страна, выпускающая видеоигры, поэтому DreadOut, вышедшая в 2014-м, привлекла к себе определенное внимание. Во многом это своего рода копия другой известной франшизы, Fatal Frame, но с более современными гаджетами и упором на индонезийский фольклор. Результат не назвать однозначно успешным, но игра заслуживает внимания хотя бы из-за необычного сеттинга.
1898 год. Томас Эванс получает приглашение от возлюбленной Элизабет Уильямс посетить отель Скер на одноименном острове. Девушка сообщает, что ее семья ведет себя как-то странно, и просит помочь ей разобраться со странностями места. По прибытии Томас обнаруживает, что место находится под контролем «тихих» — слепых культистов, ориентирующихся исключительно на звук. Элизабет, опасающаяся за свою жизнь, просит Томаса найти музыкальные цилиндры, которые способны вернуть место в норму.
Разработчики из Wales Interactive черпали вдохновение из легенд о доме Скер, упоминавшемся в «Девушке из Скера» Ричарда Блэкмора и одноименной валлийской легенде. Фольклорные корни здесь куда интереснее не самого глубокого геймплея, но внимание к деталям окупает многое.
Детектив Линь Лисюнь прибывает в небольшую деревню для расследования поджога во время похорон. Странное дело открывает ящик Пандоры: неожиданно всплывают новые улики по резне, случившейся в прошлом. С каждым новым опрошенным и найденной зацепкой количество жертв все растет, а дело обзаводится все новыми деталями — и, кажется, далеко не все в нем можно объяснить в рамках привычной логики. Неужели в преступлениях замешано что-то сверхъестественное?
Изначально Firework не выходила за пределы Китая, где пользовалась огромным успехом благодаря увлекательной истории и глубокому вниманию к местным верованиям, однако со временем разработчики выпустили перевод на английский, сделав игру более доступной для западных геймеров. Увы, часть задумки потерялась: Firework задумывалась как проект, смешивающий жуткое с ностальгическим, и немало в атмосфере создавалось таким образом, чтобы играющий смог пробудить детские воспоминания — что, очевидно, работает только с теми, кто жил в Китае. Тем не менее игра отлично работает даже в отрыве от этого — спасибо сильной истории и интересному визуальному и аудиоряду.
Монахиня Индика всю жизнь мучается от большой проблемы: с ней то и дело говорит дьявол. Из-за этого ее не жалуют в приходе, а в какой-то момент и вовсе отправляют в другой монастырь с письмом к настоятелю. И почти сразу после выхода в большой мир Индика попадает в руки беглому каторжнику, которого, по его словам, ведет сам Бог.
Indika трудно назвать хоррором в привычном понимании: в ней присутствуют классические для жанра жуткие сцены, однако куда больше здесь едкой сатиры и непрямого назидания. Диалоги с дьяволом, которого озвучил Ефим Шифрин, нередко вызывают даже не улыбку, а взрыв смеха, а многие элементы приключения кажутся натянутыми и глупыми, словно пародирующими жанр. Впрочем, тем Indika и берет: это штучное произведение, глубоко погруженное в православие и российскую историю. При этом речь не идет о неприятии, скорее авторы предлагают задуматься о многих аспектах веры как таковой и не следовать ей слепо, а думать о своих поступках.