Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Любимое кино

Любимое кино. Человек-паук 2

Первый «Человек-паук» был замечательным фильмом. Его нелегко было превзойти. Однако режиссеру Сэму Рейми и студии Sony это удалось. Всего через два года после первого блокбастера об одном из самых популярных американских супергероев они выпустили сиквел

Добавить в закладки
Герой над городом

Первый «Человек-паук» был замечательным фильмом. Его нелегко было превзойти. Однако режиссеру Сэму Рейми и студии Sony это удалось. Всего через два года после первого блокбастера об одном из самых популярных американских супергероев они выпустили сиквел, который провел работу над ошибками и стал эталонной жанровой постановкой. Новая картина называлась просто – «Человек-паук 2».

Несмотря на всю его известность и популярность, успех Человека-паука на большом экране не был гарантирован. Когда картина Сэма Рейми в 2002 году готовилась к прокату, многие наблюдатели шептались, что «Гарри Поттер» перебил детский интерес к классическим супергероям и что «Человек-паук» привлечет лишь фанатов старшего поколения, которых едва хватит, чтобы окупить дорогостоящую постановку. Перспективы ленты в странах, где не читают американские комиксы, были тем более туманны.

У студии Sony, судя по всему, тоже были определенные сомнения, но они развеялись, когда стало ясно, какое кино Рейми снял. Поэтому продюсеры приказали начать планирование еще до того, как «Человек-паук» вышел в прокат. Когда же стали поступать сведения о колоссальных сборах («Человек-паук» с многомиллионным запасом побил рекорд сборов первого уик-энда, установленный картиной «Гарри Поттер и философский камень»), проект был объявлен официально. У Сэма Рейми даже не было времени, чтобы съездить в отпуск и «перезарядить батарейки» перед новым грандиозным фильмом.

Как и в случае с первым «Человеком-пауком», сиквел поначалу планировался как история с несколькими суперзлодеями. Предполагалось, что их будет трое – Доктор Осьминог, которого хотели задействовать еще в первом фильме, Ящер (будущий злодей «Нового Человека-паука») и Черная Кошка, аналог Женщины-кошки из комиксов DC Comics. Как и Селина Кайл из мира «Бэтмена», воровка со сверхспособностями Фелисия Харди была антигероиней, попеременно противостоящей Человеку-пауку, сотрудничающей с ним и даже влюбленной в него. Кстати, сейчас студия Sony работает над комиксным блокбастером о Черной Кошке и Серебряной Кунице (или Серебряном Соболе, если переводить буквально). Тогда же очевидным источником сценарного вдохновения был «Бэтмен возвращается» с Пингвином, Максом Шреком и Женщиной-кошкой.

Кадр из фильма "Человек-паук 2"

Писать сценарий «Человека-паука 2» были приглашены соавторы супергеройского сериала «Тайны Смолвиля» Альфред Гоф и Майлз Миллар. Когда «Человек-паук» вышел, к дуэту соавторов присоединился сценарист свежеиспеченного хита Дэвид Кепп. Напомним, что он был указан в титрах как единственный автор «Человека-паука», хотя в реальности к сценарию многие приложили руку.

Несколько месяцев спустя продюсеры решили, что трио не справилось с работой, и от его услуг оказались. Вместо Гофа, Миллара и Кеппа был нанят Майкл Шейбон, сочинивший трагикомическую драму 2000 года «Вундеркинды», в которой снялся Тоби Магуайр. Что важно, Шейбон был приглашен для сочинения нового сценария, а не для переработки того, что было написано его предшественниками.

Шейбон отказался от обилия суперзлодеев и предложил выстроить фильм вокруг противостояния Человека-паука и Доктора Осьминога. В комиксах этот суперзлодей – выдающийся инженер и ученый-физик Отто Октавиус, который создал для себя дополнительные механические руки, прикрепленные к его телу и позволяющие безопасно манипулировать радиоактивными веществами. В определенный момент, после серьезной аварии, руки «приварились» к телу ученого, а его разум помутился, и уважаемый специалист превратился в жестокого преступника. Хотя тело Отто само по себе было лишено сверхталантов, его ум и его механические руки-щупальца сделали Доктора Осьминога очень опасным противником для Человека-паука, равным ему по силе и по скорости передвижения по мегаполису.

В сценарии Шейбона Отто был изображен как сравнительно молодой человек, который заводит роман с Мэри Джейн Уотсон после того, как в финале первого фильма Питер Паркер отверг любовь Мэри Джейн, чтобы не вмешивать ее в свою опасную жизнь. Отто использует наркотики, чтобы заглушить боль от прикрепленных к его телу механических рук, и это в сочетании с другими факторами сводит его с ума и постепенно превращает в суперзлодея. Параллельно Гарри Осборн, который после событий первого фильма хочет отомстить Человеку-пауку за гибель своего отца (напомним, что Норман Осборн погиб, так как стал безумным суперзлодеем), объявляет огромную награду за голову супергероя, и Нью-Йорк на время ополчается против своего любимца.

Кадр из фильма "Человек-паук 2"

Руководитель Marvel Ави Арад забраковал обе сюжетные линии. Любовный треугольник между Мэри Джейн, Питером и Отто показался ему слишком далеким от комиксного канона, а объявление награды за голову Человека-паука было слишком циничным и злодейским поступком для Гарри Осборна, показанного в первом фильме как приличный молодой человек и близкий друг Питера. Конечно, Гарри должен был планировать месть – это было предопределено предшествующим сюжетом. Но он должен был делать это менее расчетливо и с меньшим энтузиазмом, чем в сценарии Шейбона.

В итоге финальный сценарий «Человека-паука 2» сочинил Элвин Сарджент – двукратный лауреат «Оскара» и гражданский муж продюсера картины Лоры Зискин. Ранее Сарджента привлекали для полировки романтических сцен первого «Человека-паука». Голливудский ветеран работал в паре с режиссером Сэмом Рейми, который отобрал все лучшие моменты из предыдущих сценариев и сформировал свое видение сюжета.

В отличие от Шейбона, Сарджент и Рейми решили показать Отто Октавиуса добросердечным ученым-атомщиком средних лет, который работает в корпорации Гарри Осборна и который становится другом и наставником Питера. Для проведения опытов Отто разрабатывает механические руки и снабжает их искусственным интеллектом. Когда во время эксперимента происходит мощный взрыв, Отто теряет жену и контроль над дополнительными руками. Их искусственный разум берет контроль над его сознанием и превращает исследователя в одержимого суперзлодея. Как и прежде с Норманом Осборном, новый противник так дорог Питеру, что тот старается не уничтожить, а спасти врага от его неудачного эксперимента.

В то время как Отто Октавиус превращается в Доктора Осьминога, Питер Паркер пытается отказаться от жизни супергероя. Он обнаруживает, что ему очень трудно сочетать подвиги с повседневной борьбой за существование (супергеройство богатым не делает!) и что ему невыносимо видеть, как Мэри Джейн встречается с другими молодыми людьми. Так что Питер отказывается от костюма и от своей второй жизни. Но, конечно, ненадолго. Питер не может не спасать простых людей, родной город и любимую девушку, как бы трудно ему ни приходилось. В свою очередь, Гарри в сценарии и в фильме договаривается с Доктором Осьминогом, что предоставит ему атомное топливо для эксперимента в обмен на поимку Человека-паука.

Кадр из фильма "Человек-паук 2"

Сделав Октавиуса отчасти схожим с Норманом Осборном в первом фильме (оба они до превращения в суперзлодеев близки с Питером и замещают ему семью), Рейми не столько повторил свой прежний успех, сколько провел работу над ошибками. Зеленого Гоблина как злодея критиковали за то, что он в своей броне выглядел комично и не воспринимался как живой человек с помутившимся рассудком. Доктор Осьминог же не должен был прятать лицо и тело, и это должно было помочь увидеть в нем человечного, неоднозначного и достойного сожаления персонажа. Который, впрочем, очень опасен, когда сражается с Человеком-пауком.

Когда Тоби Магуайра взяли играть Питера Паркера в первом «Человеке-пауке», с ним подписали контракт на три фильма. Однако это соглашение не определяло, какой гонорар актер получит, если вторая и третья картина будут сняты, и представители актера воспользовались этим, чтобы попытаться «отжать» у студии как можно большую и даже рекордную сумму.

Продюсер Лора Зискин заработала на первом «Человеке-пауке» более 30 миллионов долларов, и агенты Магуайра добивались, чтобы сиквел принес их клиенту сравнимые деньги – 25-30 миллионов долларов. Студия была готова увеличить гонорар звезды, но не до такого уровня. Бюджет ленты и без того получался огромным. Поэтому представители Sony заявили, что если Магуайр будет упорствовать, они заменят исполнителя главной роли.

Ситуация усложнялась тем, что на съемках фильма 2003 года «Фаворит» Магуайр повредил спину. Было неясно, сможет ли актер так скоро после серьезной травмы сниматься в таком физически тяжелом проекте, как «Человек-паук 2». Правда, Sony подозревала, что травма не столь существенна, как утверждают агенты актера, и что те разглагольствуют о медицине, чтобы набить цену.

Кадр из фильма "Человек-паук 2"

Кто мог заменить Магуайра в кадре? Основным кандидатом был Джейк Джилленхол из «Донни Дарко», который в то время встречался с Кирстен Данст, исполнительницей роли Мэри Джейн. Ирония ситуации была в том, что ранее Данст встречалась с Магуайром, так что Джилленхол мог заменить конкурента не только в объятьях красавицы, но и на экране. Это было бы двойным унижением, и Магуайр согласился на гонорар в 17 миллионов долларов, который был примерно в четыре раза больше, чем сумма, которую актер получил за первый фильм.

Кадр из фильма "Человек-паук 2"

С возвращением других звезд первой ленты проблем не было. Данст вновь сыграла Мэри Джейн, Джеймс Франко – Харри Осборна, Розмари Харрис – тетю Мэй, Дж. К. Симмонс – издателя Дж. Джону Джеймсона, а Элизабет Бэнкс – секретаршу Бетти Брант. Уиллем Дефо ненадолго зашел на съемки, чтобы изобразить покойного Нормана Осборна, который в стиле отца Гамлета является сыну, чтобы потребовать мести.

Кадр из фильма "Человек-паук 2"

Главным новичком проекта стал британо-американский актер с испанскими корнями Альфред Молина. Он сыграл мексиканского художника Диего Риверу в байопике 2002 года «Фрида» и столь впечатлил Сэма Рейми в этой роли, что тот решил, что Молина должен сыграть Отто Октавиуса. Некогда дебютировавший в кино в блокбастере «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега» актер оказался большим поклонником комиксов Marvel, и он с удовольствием взялся за роль противоречивого злодея. Молине понравилось, что Доктор Осьминог в комиксах говорит с едким и циничным юмором, и он постарался сохранить эту черту персонажа в своей игре. Перед съемками актеру пришлось налечь на физподготовку, но лишь для того, чтобы справиться с ролью. Превращения в «качка» от Молины не требовали, поскольку Отто силен благодаря механическим щупальцам, а не разработанным мышцам.

Кадр из фильма "Человек-паук 2"

Роль Розали Октавиус, супруги и ассистентки Отто, получила звезда Бродвея Донна Мерфи, будущий голос матушки Готель в диснеевском мультфильме «Рапунцель: Запутанная история». Мужественный новозеландец Дэниел Гиллис, будущий герой фантастического сериала «Первородные», изобразил Джона Джеймсона – космонавта, жениха Мэри Джейн и сына Дж. Джоны Джеймсона.

Наконец, русско-еврейского арендодателя Дитковича, у которого снимает квартиру Питер, сыграл Илья Баскин – уроженец Риги и эмигрант из Советского Союза. Этот выпускник ГИТИСа до сих пор играет небольшие этнические роли в американских фильмах и сериалах.

Также в картине засветились Брюс Кэмпбелл, Дилан Бейкер, будущая звезда сериала «Кости» Эмили Дешанель, будущая героиня сериала «Морская полиция: Новый Орлеан» Ванесса Ферлито, режиссер Джон Лэндис и, конечно же, создатель Человека-паука и легенда Marvel Стэн Ли.

Кадр из фильма "Человек-паук 2"

Как и в случае первого «Человека-паука», основные съемки сиквела проходили в Нью-Йорке и в Голливуде. Поскольку бюджет был существенно большим, чем в предыдущий раз, дорогостоящие съемки на улицах Нью-Йорка были более сложными и продолжительными. В частности, актерам довелось полетать над толпой во время нью-йоркского Пасхального парада, который славится своим размахом. Естественно, летали звезды с помощью прочных тросов. Рейми был поражен решительностью и энергией Розмари Харрис, которая, несмотря на свой возраст, сама выполнила львиную долю воздушных трюков своей героини.

В Голливуде и Лос-Анджелесе в основном снимались сцены внутри зданий, а также в огромных студийных декорациях на студии Sony. Помимо двух главных американских мегаполисов группа посетила Чикаго, чтобы снять надземное метро. В Нью-Йорке некогда тоже была городская железная дорога, проходившая над шоссе, а не под землей, но ее демонтировали в годы Второй мировой войны. Режиссер Рейми решил, что в Нью-Йорке «Человека-паука» эта эффектная постройка сохранилась, и чикагское метро «сыграло» свою нью-йоркскую товарку. Съемки в Чикаго заняли всего два дня, поскольку нужно было лишь запечатлеть фон для созданного с помощью студийных декораций и эффектов уличного сражения Человека-паука и Доктора Осьминога.

Кстати, о Докторе Осьминоге. Его щупальца были созданы с помощью двух типов эффектов. В тех сценах, где злодей стоит на ногах или лежит, щупальца в кадре – это механические устройства, управляемые кукловодами, по одному кукловоду на каждое щупальце. Если же Доктор Осьминог движется с помощью щупалец, то они нарисованы на компьютерах, а актер в кадре летал на тросах. Механические щупальца были куда дешевле рисованных, и потому при изображении Доктора Осьминога Рейми старался как можно меньше полагаться на компьютерную графику.

Съемки «Человека-паука 2» предполагалось начать в январе 2003 года, всего через полгода после премьеры предыдущей ленты. Но из-за вышеупомянутых проблем Тоби Магуайра со спиной и других проволочек съемки начались лишь в апреле. Это была существенная заминка, но зато актер полностью выздоровел и снимался с удовольствием, а не мучился в кадре. Это, конечно, было очень важно для картины, которая в значительной мере держалась на исполнителе главной роли. Съемки продолжались вплоть до новогодних праздников 2004 года.

Кадр из фильма "Человек-паук 2"

Если на первого «Человека-паука» было потрачено 139 миллионов долларов, то второй обошелся в 200 миллионов. Отчасти дополнительные средства пошли на увеличенные гонорары, но в основном их потратили на обновленные эффекты и более сложные съемки. В сочетании с более драматичным и психологическим сценарием, а также с лучшей проработкой суперзлодея это дало картину, которая во всех отношениях превосходила предшественницу.

Когда 30 июня 2004 года «Человек-паук 2» вышел в прокат, критики сразу же отметили его преимущества перед первым «Человеком-пауком». О фильме с приязнью писали даже те, кто не принял картину 2002 года, потому что разглядел в ней существенные недостатки. «Человек-паук 2» не убедил лишь тех, кто напрочь отказывался видеть в Тоби Магуайре Питера Паркера и кто так и не признал художественное видение Рейми.

Зрители тоже очень высоко оценили «Человека-паука 2», и сейчас он считается одним из лучших супергеройских фильмов всех времен. Тем не менее повторить прокатное достижение предшественницы картина не смогла. Она собрала «лишь» 784 миллиона долларов против 821 миллиона «Человека-паука». Лучший результат в 2004 году показали только «Шрэк 2» и «Гарри Поттер и узник Азкабана». Это подчеркнуло популярность книг Джоан Роулинг, но также показало, что после 40 лет в массовой культуре Человек-паук не сдается и остается хитмейкером. Труд создателей ленты также был награжден тремя «техническими» номинациями на «Оскар» и статуэткой для создателей визуальных эффектов во главе с Джоном Дайкстрой.

К сожалению, после двух больших успехов третья лента Сэма Рейми о Человеке-пауке не получилась. Вышедший в 2007 году «Человек-паук 3: Враг в отражении» использовал-таки нескольких суперзлодеев, и ничего хорошего из этого не вышло. В фильме были сильные и эффектные моменты, и он прошел в прокате лучше, чем предыдущие ленты цикла, собрав 891 миллион долларов. В целом, однако, он разочаровал, и намеченную было четвертую серию снимать не стали, хотя она довольно долго разрабатывалась. В итоге вместо «Человека-паука 3» публика в 2012 году получила «Нового Человека-паука» Марка Уэбба с Эндрю Гарфилдом и Эммой Стоун – достойное, но иное кино, не продолжающее линию фильмов Рейми.

Сейчас Человек-паук входит в киновселенную Marvel, и его играет в новых фильмах Том Холланд, который ближе всех своих конкурентов к образу Питера-подростка. Картины же Рейми остаются эталоном, по которому оцениваются нынешние супергеройские ленты и до которого лишь немногие из них дотягивают. Конечно, не в плане компьютерных спецэффектов, которые с 2000-х ушли далеко вперед, а в плане создания впечатляющей и берущей за душу истории о герое, который обрел огромную силу и осознал огромную ответственность.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?