Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Главный байопик 2010-х: объясняем, почему «Социальная сеть» – легендарное кино

Совсем недавно на Венецианском фестивале прогремела премьера нового фильма Дэвида Финчера — «Убийца» с Майклом Фассбендером в главной роли. Но сегодня есть повод вспомнить другую работу мастера: ровно 13 лет назад вышла «Социальная сеть» — жемчужина биографического жанра и лучшая картина прошлого десятилетия, по мнению Квентина Тарантино. Вспоминаем историю создания Facebook* и разбираемся, почему байопик Финчера без преувеличения считается великим.

Добавить в закладки
Главный байопик 2010-х: объясняем, почему «Социальная сеть» – легендарное кино
 

«Социальная сеть» — кино не о создании Facebook (точнее, не только о нем) 

Все стандартные биографические фильмы похожи друг на друга, каждый оригинальный байопик оригинален по-своему. Перед Дэвидом Финчером стояла задача заставить зрителей посмотреть фильм про Марка Цукерберга — далеко не любимца публики. Биография медиамагната не блещет удивительными фактами, а для душещипательной кинематографической хроники ему не хватает трагической предыстории. Если вас попросят описать «Социальную сеть», то, скорее всего, вам придется сказать, что это обилие неприятных споров и разговоров умных молодых людей. В других руках материал мог превратиться в совершенно банальную картину с многочисленными фактами о цифрах — числе подписчиков и суммах банковского счета программистов. Финчер же делает гениальный ход и ставит мат коллегам, которые безуспешно пытаются встряхнуть жанр биографического кино. Взлеты и падения Facebook оказываются всего-навсего фоном и поводом рассказать практически шекспировскую историю о распаде дружбе, предательстве и одиночестве. «Социальная сеть» — одновременно отрада для жаждущих узнать подробности восхождения Цукерберга на вершину и гарантия качественного времяпрепровождения для всех, кто просто любит хорошее кино. 

Джесси Айзенберг в роли Марка Цукерберга на кадре из фильма «Социальная сеть»

Джесси Айзенберг в роли Марка Цукерберга на кадре из фильма «Социальная сеть»

Удачное время релиза

Стоит отметить, что «Социальная сеть» не претендует на абсолютную достоверность. Как и большинство образцовых байопиков, картина органично сплетает факты из жизни действующих лиц с художественными допущениями. Очевидно, для Финчера было важно не столько пересказать биографию Цукерберга и его друзей, сколько изобразить отпечаток эпохи. События в сюжете разворачиваются с 2003-го по 2004 год, а премьера фильма состоялась в 2010 году. То есть прошло совсем немного времени с момента, когда Facebook изменил жизнь целого поколения. Одним из достоинств ленты является как раз тот факт, что создатели успели запечатлеть миг перемен, будучи свидетелями этих событий. «Социальная сеть» вышла в весьма удачное время: Интернет уже стал огромной частью жизни всех нас, но еще была свежа память о годах, когда революция во Всемирной паутине только-только начиналась. По этой причине фильм выглядит продуктом своего времени: без использования клише режиссер попытался показать зеркало современного общества. И у него это получилось. 

Джесси Айзенберг в роли Марка Цукерберга на кадре из фильма «Социальная сеть»

Джесси Айзенберг в роли Марка Цукерберга на кадре из фильма «Социальная сеть»

Финчер, Соркин, Айзенберг — трио, благословленное небесами

Многие упоминают «Социальную сеть» в контексте идеального разговорного кино и одного из важнейших проектов сценариста Аарона Соркина. Почерк автора действительно чувствуется с первой сцены: расставание Цукерберга с его девушкой Эрикой (Руни Мара) задает тон всему фильму, создатели начинают картину о масштабных конфликтах с конфликта маленького. Градус напряжения не снижается до самых титров, благодаря чему байопик смотрится на одном дыхании. В «Социальной сети» нет ни одной лишней сцены, а каждую отдельно можно рассматривать в качестве образца блестящей драматургии. Все потому, что сценаристу удалось написать чересчур умные разговоры вундеркиндов, которых вне зависимости от понимания контекста безумно интересно слушать. Но нельзя хвалить Соркина, не упомянув при этом Финчера. Соркин — талантливый сценарист, но без режиссерской хватки Финчера дело, скорее всего, обстояло бы иначе. Вполне вероятно, что постановщик внес свою лепту в построение диалогов. А еще мастерам повезло, что исполнителем главной роли выступил именно Джесси Айзенберг: актер смог с легкостью воплотить на экране фантастически раздражительного персонажа, который раскрывается во время словесных перепалок. Получился бы фильм настолько легендарным без этого трио? Вопрос, на который мы, к счастью, никогда не узнаем ответа. 

Джесси Айзенберг в роли Марка Цукерберга на кадре из фильма «Социальная сеть»

Джесси Айзенберг в роли Марка Цукерберга на кадре из фильма «Социальная сеть»

«Социальная сеть» не теряет актуальности

В ядре «Социальной сети», как порой и в самой жизни, кроется парадокс: сайт, который должен объединять людей, построен на предательстве, а человек с многочисленными фолловерами непрестанно обновляет страницу той самой бывшей. Персонаж Айзенберга — размытая фигура Цукерберга, портрет обиженного на всех вундеркинда XXI века и гражданин Кейн нашего времени. «Социальную сеть» можно рассматривать с самых разных ракурсов, а анализ картины столь же обширен, как изобилие красноречивых диалогов в ленте. Как бы избито это ни звучало, работа Финчера выдержала испытание временем. Фильм, который не получил «Оскара» в далеком 2011 году, все еще становится объектом дискуссий. Чего не скажешь, например, про лауреата той церемонии — «Король говорит!». Возможно, одной из причин является факт, что имя Марка Цукерберга до сих пор время от времени заполняет новостные полосы. Или же Финчеру действительно удалось продемонстрировать пейзаж дивного нового мира, где «подписчики», «комментарии» и «лайки» прочно вошли в вокабуляр человека XXI века. Квентин Тарантино не без основания назвал картину главной в десятилетии. Пантеон великих фильмов нового тысячелетия не обойдется без детища Финчера. Режиссер тонко и мастерски осмысляет веяния современности, где гении из мира IT совсем скоро будут находиться на вершине социальной иерархии (ждем фильм об Илоне Маске), а человеческие связи претерпят колоссальные изменения. Ведь, как сказал Шон Паркер в исполнении Джастина Тимберлейка: «Мы жили в деревнях. А потом в городах. Теперь будем жить в Интернете».

Джастин Тимберлейк в роли Шона Паркера на кадре из фильма «Социальная сеть»

Джастин Тимберлейк в роли Шона Паркера на кадре из фильма «Социальная сеть»
Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?