Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Любимое кино

Любимое кино. Терминатор 2: Судный день

Аста ла виста, детка!

Добавить в закладки
Hasta la Vista, Baby!
.

Робот-убийца из будущего защищает от своего более совершенного «коллеги» мальчика-подростка, которому суждено возглавить восстание людей против завоевавших Землю машин. Во время очередной погони герои спасаются на пикапе, а преследователь догоняет их на грузовике с цистерной жидкого азота. В кульминации гонки грузовик переворачивается, жидкий газ разливается и замораживает робота-преследователя, превращая его в неподвижную статую. «Аста ла виста, детка», – произносит «хороший» робот фразу, которой его научил его подопечный, и метким выстрелом разносит противника вдребезги.

Когда Арнольд Шварценеггер только согласился сниматься в «Терминаторе», он был не слишком высокого мнения о будущей картине. Ему было интересно сыграть суровую машину смерти, но он не считал, что роль Терминатора украсит его фильмографию и приведет ему новых фанатов. Однако по ходу съемок его мнение изменилось. Шварценеггер настолько сроднился с образом киборга и так сильно поверил в успех картины, что он еще до выхода «Терминатора» в прокат заявил режиссеру Джеймсу Кэмерону, что им пора начинать работать над сиквелом – фильмом, который получил название «Терминатор 2: Судный день».

Кэмерон, разумеется, тоже верил в успех своего детища, и у него были сценарные наработки, которые можно было использовать в сиквеле. Но у него также были три веские причины погодить с созданием продолжения.

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Во-первых, режиссера не устраивала студия Hemdale, которая заплатила за съемки «Терминатора» более 6 миллионов долларов и получила взамен права на картину и на ее сиквелы. Кэмерон считал, что если вкладываешься в проект начинающего режиссера, то нужно всячески его поддерживать, а не, например, предлагать ради экономии отказаться от кульминационных спецэффектных сцен, ради которых фильм, в сущности, создавался. Также режиссера в свое время шокировал вопрос продюсеров Hemdale о том, с какой планеты прилетели герой и злодей «Терминатора». Даже минимально внимательному человеку, прочитавшему сценарий, было ясно, что речь в фильме идет о пришельцах из будущего. Если студийные боссы не могли разобраться в столь простом сюжетном ходе, как бы они работали с куда более амбициозным сиквелом? Кэмерон был благодарен Hemdale за ее участие в создании картины, но он не хотел доверять ей продолжение «Терминатора». И он был готов запустить проект лишь после перехода прав в руки более грамотной студийной команды.

Во-вторых, режиссеру было недостаточно доступных на то время спецэффектов. Его сценарные наработки требовали более совершенных технологий, чем те, которые можно было использовать в 1984 году, и Кэмерон был готов подождать, пока искусство кино не дойдет до уровня его замыслов.

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Наконец, в-третьих, режиссер уже знал, какой будет его следующая картина. Поскольку Шварценеггер из-за съемок в «Конане-разрушителе» смог приступить к работе над «Терминатором» лишь через девять месяцев после того, как он согласился сниматься в этой ленте, отчаянно нуждавшийся в деньгах Кэмерон использовал это время, чтобы подрядиться написать сценарии для сиквела «Рэмбо: Первая кровь» и для сиквела «Чужого». Когда продюсеры студии Fox прочли его черновой набросок «Чужих», они впечатлились и объявили постановщику, что если «Терминатор» станет хитом, то Кэмерон получит режиссерское кресло «Чужих». Естественно, в положении Кэмерона было бы абсурдно не поймать на слове одну из крупнейших голливудских студий и не воспользоваться шансом снять сиквел великолепной ленты Ридли Скотта.

Так Кэмерон и поступил. После завершения «Терминатора» он развелся со своей первой женой Шэрон Уильямс (они сошлись, когда были подростками, и фактически расстались, когда Кэмерон в начале 1980-х с головой погрузился в работу на студии Роджера Кормана), женился на своем продюсере Гейл Энн Херд (их роман начался во время работы над «Терминатором») и вместе с ней улетел в Англию снимать «Чужих». Шварценеггер, в свою очередь, отправился на съемки «Рыжей Сони», которую он впоследствии признал своим худшим фильмом.

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Работа над «Чужими» стала для Кэмерона тяжелым испытанием, потому что «Терминатор» в то время в Британии еще не вышел в прокат, и английские киношники считали канадца наглым выскочкой, недостойным работать над сиквелом фильма «самого Ридли Скотта!». Также они полагали, что Херд получила должность продюсера лишь потому, что вышла замуж за режиссера. Формально это была правда (Кэмерон настоял на найме Херд), но у женщины было достаточно продюсерских знаний и опыта, чтобы работать над фантастическими лентами без участия мужа. Кэмерону и Херд пришлось уволить несколько человек, чтобы заставить всех остальных членов британской съемочной группы выполнять приказы, не оспаривая их и не осмеивая.

Несмотря на проблемы с дисциплиной, «Чужие» (1986) оказались удачнейшей постановкой. Снятый за 18,5 миллиона долларов фантастический боевик собрал в прокате 131 миллион долларов и был номинирован на семь «Оскаров». Две из этих номинаций обернулись реальными статуэтками. Критики также были в восторге. Студия Fox же пришла в такой экстаз, что выдала Кэмерону карт-бланш на задуманную им еще в школе картину о столкновении с инопланетянами на океанском дне.

Три года спустя студия осознала свою ошибку. Кэмерон с толком потратил 70 миллионов долларов, выжал все возможное из съемочной группы и не раз лично рисковал здоровьем во время подводных съемок, однако вышедшая в 1989 году «Бездна» собрала в прокате лишь 90 миллионов долларов и удостоилась не самых лестных отзывов. Это не был провал (фильм получил «Оскар» за визуальные эффекты и был номинирован еще на три статуэтки Киноакадемии), но это был неприятный звоночек: «Не зарывайся».

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Кэмерон, однако, хотел и дальше зарываться. То есть снимать самые грандиозные в мире блокбастеры. И он счел, что пришло время для съемок «Терминатора 2», которому огромные сборы были практически гарантированы.

Шварценеггер был с этим полностью согласен. Более того, он был основным лоббистом проекта, так как ни одна другая сыгранная им экшен-роль не могла сравниться по «крутости» с образом Терминатора. Поэтому в 1990 году актер убедил студию Carolco («Красная жара», «Вспомнить все») заплатить обанкротившейся Hemdale 5 миллионов долларов за права на создание сиквела (права на первого «Терминатора» остались в руках Hemdale). В конце 1980-х все фильмы Шварценеггера срывали банк, и австриец, вероятно, смог бы раскрутить главу студии Марио Кассара на еще большие траты – гарантировав, разумеется, что сыграет главную роль в будущей картине.

Итак, две проблемы из трех, мешавших Кэмерону взяться за «Терминатора 2», были решены. А что же третья проблема, технологическая? Она тоже к тому времени перестала быть проблемой. Во время постпродакшена «Бездны» Кэмерон предпочел традиционно анимированному пришельцу нарисованного на компьютере. Студия Джорджа Лукаса Industrial Light & Magic потратила полгода, чтобы создать 75 секунд компьютерной графики, но Кэмерон был настолько впечатлен возможностями новой технологии, что решил, будто нашел ответ на давно занимавший его вопрос: «Как вывести второго “Терминатора” на новый уровень спецэффектов?».

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Брак режиссера с Херд к тому времени развалился. Пара перестала жить вместе в самом начале работы над «Бездной», и Кэмерон лишился не только жены, но и продюсера. Даже не пытаясь найти нового соратника, режиссер, никогда не отказывавшийся от дополнительной ответственности, сам стал продюсировать свои картины. Новую жену, однако, он все же нашел. В 1989 году ею стала постановщица «Почти стемнело» и «Голубой стали» Кэтрин Бигелоу, которая, как некогда Херд, привлекла Кэмерона своим напористым характером. С внешностью, впрочем, у нее тоже все было в порядке.

Как и в случае с «Терминатором», Кэмерон привлек к работе над сценарием сиквела своего старого друга Билла Уишера. Основную канву событий они придумали еще в начале 1980-х – в ранних черновиках «Терминатора» в прошлое отправлялись две боевые машины, «хорошая» и «плохая». Для первой картины это была неудачная идея – фильм явно стоило выстроить вокруг противостояния человека и робота. Для сиквела, однако, такой сюжетный ход был идеальным. Пусть люди пришлют в прошлое перепрограммированного Терминатора, а машины – суперробота из «жидкого металла», по сравнению с которым «обычный» киборг покажется слабаком! Так Шварценеггер сможет, оставшись Терминатором, сыграть положительного персонажа (ему надо было заботиться о своей героической репутации), а Кэмерон продемонстрирует давно придуманные им эффектные сцены с «жидким металлом», которые было невозможно снять без использования компьютерной графики. Плюс фильм прямым текстом заявит, что бояться нужно не машин, а тех, кто их программирует. Потому что техника морально нейтральна, и робот может быть как злейшим врагом, так и верным другом.

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Продолжив заимствовать идеи из не использованных в первой картине наработок, Кэмерон и Уишер сделали основным обликом трансформирующегося робота человека среднего роста и без шварценеггеровской мускулатуры. T-1000 должен был легко сливаться с толпой, а не сразу обращать на себя внимание. С другой стороны, на эту роль нужно было найти атлетичного актера с суровым взглядом, чтобы зрителям было ясно, что T-1000 смертельно опасен и что он не отступится, пока не выполнит задание. Это была очень ответственная роль, и Кэмерон сильно рисковал, когда доверил ее дебютанту Роберту Патрику. Впрочем, он на собственном опыте знал, как упорно трудится амбициозный нищий кинематографист, когда ему предлагают шанс прославиться. И действительно, Патрик выложился на 150%, хотя сам поначалу сомневался, что сможет стать правдоподобной угрозой для здоровяка Шварценеггера.

Еще одним рискованным решением было приглашение Эдварда Ферлонга на роль юного Джона Коннора, будущего спасителя человечества. У парня не было никакого актерского опыта, и режиссер по кастингу Мали Финн почти что подобрала его на улице. Зато Ферлонгу не нужно было перевоплощаться. Он и до знакомства с кинематографистами был обаятельным, но диковатым калифорнийским «уличным ребенком», не живущим с родителями (его опекунами были дядя и тетя). И ему несложно было сыграть удивление и восхищение от знакомства с роботом-убийцей, потому что он на съемочной площадке познакомился с кумиром всех мальчишек Арнольдом Шварценеггером.

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Продолжив заложенную на съемках первого «Терминатора» традицию политкорректного кастинга, Кэмерон отдал роль Майлса Дайсона, гениального разработчика Skynet, опытному, харизматичному, но преимущественно телевизионному актеру Джо Мортону. Режиссер хотел, чтобы темнокожие ребята увидели на экране не негра-бандита, а негра-ученого. Причем не смехотворного «ботаника», а настоящего мужчину, способного за себя постоять и готового погибнуть ради будущего человечества.

Естественно, не забыл режиссер и про Линду Гамильтон. Если Шварценеггер получил за съемки в «Терминаторе 2» личный реактивный самолет Gulfstream III стоимостью около 13 миллионов долларов, то «Сара Коннор» вернулась в цикл за вполне солидный по меркам голливудских актрис гонорар в миллион долларов. Чтобы отработать эти деньги, она несколько месяцев занималась в «качалке» и училась обращаться с оружием. Одним из ее тренеров был Узиэль Галь, бывший израильский боевик, спецназовец и разработчик названного в его честь пистолета-пулемета «Узи» (Галь в 1970-х перебрался в США, чтобы обеспечить наилучшее лечение своей тяжелобольной дочери).

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Когда Кэмерон увидел преобразившуюся после тренировок Гамильтон, его только что начавшийся брак дал трещину, и в год премьеры «Терминатора 2» режиссер развелся с Бигелоу, чтобы съехаться с актрисой. Кэмерон и Гамильтон прожили вместе до съемок «Титаника», во время которых режиссер увлекся актрисой Сьюзи Эмис. Если первая жена режиссера Шэрон Уильямс по соглашению о разводе получила 1200 долларов, то Гамильтон постановщик заплатил 50 миллионов. И отнюдь не фантиков.

Позднее, рассказывая о «Терминаторе 2», журналисты часто фокусировались на новаторских компьютерных эффектах. Однако 35 сотрудников Industrial Light & Magic за десять месяцев создали всего 5 минут уникальных для того времени CGI-трюков, преимущественно демонстрирующих возможности «жидкого металла». Все остальное снималось с помощью практических эффектов. Включая сцены, которые сейчас кажется компьютерными. Так, когда T-1000 просачивается сквозь решетку – это компьютерная графика, а когда выстрел в упор разрывает торс робота надвое – это практический эффект студии Стэна Уинстона, ранее работавшей над первым «Терминатором».

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Одним из тайных козырей фильма стала сестра-близнец ведущей актрисы Лесли Гамильтон-Геррен (медсестра по профессии, часто дублирующая Линду), участие которой позволило снять некоторые удивительно изобретательные практические трюки. Например, эпизод, в котором Сара Коннор вскрывает Терминатору голову. В этой сцене в кадре не актриса и ее отражение в зеркале, а две сестры Гамильтон, одна из которых вскрывает макет головы Шварценеггера, а другая двигает руками за головой актера, сидящего за пустой рамкой зеркала. Так как одну голову зрители видят только сзади, а другую – только спереди, то кажется, что это одна и та же голова киборга, отражающаяся в зеркале.

Если картина 1984 года создавалась небольшой съемочной группой, то над «Терминатором 2» порой работало до 1000 человек, и Кэмерон должен был руководить ими и как режиссер, и как продюсер. Марио Кассар из Carolco иногда решал с постановщиком финансовые вопросы («денежный поток» в 100 миллионов долларов организовать непросто!), но в остальном он от работы над фильмом отстранился, как того Кэмерон и хотел. При этом режиссер всегда находил время для вхождения в детали. Как и прежде, ему было неуютно отдавать большие куски проекта на откуп подчиненным. Поэтому он лично планировал многочисленные перестрелки и погони, и иногда он сам держал камеру в особенно рискованных сценах. Естественно, вкалывая в таком режиме, Кэмерон быстро превратился в психически вымотанного тирана, часто огрызавшегося на подчиненных и не жалевшего даже Гамильтон. Все, однако, понимали, что режиссер злобствует не из-за врожденного садизма, а из-за желания создать блокбастер ранее невиданного размаха и мощи.

К тому времени, когда проходившие в штатах Калифорния и Нью-Мексико съемки были завершены и когда художники Industrial Light & Magic выполнили свою часть контракта, Carolco уже почти «отбила» потраченные на фильм деньги. Международные права, телевизионные права, права на выпуск видеоигр и кукол… Проект вышел бы в ноль, даже если бы в кино никто не пришел. Однако зрители пришли. И как пришли! «Терминатор 2» заработал в прокате колоссальные для 1991 года 519 миллионов долларов, удостоился 4 «Оскаров» и был со всех сторон завален восторженными отзывами. Картину хвалили за трюки, за эффекты, за актерскую игру, за философскую глубину… Но главное – за неожиданную душевность постановки, в которой робот-убийца заменяет мальчику-подростку отца, опекуна и лучшего друга.

Кадр из фильма «Терминатор 2: Судный день»

Одной из составляющих этой душевности были забавные жаргонные фразочки, которым Джон обучает Терминатора, чтобы сделать киборга более человечным. Так как парень живет в граничащей с Мексикой Калифорнии, некоторые из этих фраз – на испанском языке. Hasta la vista, например, переводится как «до свидания». Что, вообще говоря, довольно странная фраза для ситуации, когда хочешь послать далеко и надолго. «Прощай навсегда» было бы уместнее.

Впрочем, Кэмерон и Уишер были не первыми, кто так использовал это испанское выражение. В 1987 году R&B-певица Джоди Уотерс спела Hasta la vista, baby в песне Looking For a New Love, где лирическая героиня расставалась со своим прежним ухажером и объявляла, что ищет нового парня. Так как Looking For a New Love стала хитом, лишь немного не дотянув до первого места в американских хит-парадах, строчка Hasta la vista, baby на какое-то время стала популярным выражением, и вполне возможно, что сценаристы «Терминатора 2» заставили Джона процитировать «девчоночью» песню. Впрочем, в 1988 году строчка Hasta la vista, baby была использована в композиции рэпера Tone Loc под названием Wild Thing, также достаточно популярной. Так что Коннор мог процитировать и артиста-мужчину.

Как бы то ни было, в дальнейшем Hasta la vista, baby стала коронной фразой Шварценеггера почти наравне с I’ll be back. Актер не произносил эти слова в других картинах, но не раз использовал их в политических выступлениях. Не правда ли, забавно, что символом шварценеггеровской мужественности стала фраза, популяризированная благодаря женской песне и впервые произнесенная в «Терминаторе 2» 10-летним пацаном? Но такова уж судьба популярных цитат – их вырывают из контекста, и они живут собственной жизнью. Порой даже политической.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?