
Кулинарная караоке-мелодрама, в которой «Кухни» больше, чем «Медведя».
Сначала на открытии Каннского фестиваля, а затем в конкурсной программе Voices показали французскую караоке-мелодраму «Рецепт счастья», которую приняли за насмешку — пресса разгромила ее за несерьезность и неподобающую для главного международного смотра тональность. Не смягчил критику даже тот факт, что исполнительница главной роли Жюльет Армане — известная певица и французская любимица. Ожидать жанровых открытий от картины, которая в первые пять минут заставляет подпевать известной песне Stromae, не нужно — режиссерка Амели Боннен пошла по безопасному пути, где каждый драматургический ход рабочий, но легко угадываемый. Оттого совсем не удивительно, что в Вологде фильм стал победителем именно по мнению зрителей — проникнуться мелодрамой легко, а вот зацепиться не за что.
Бойкая Сесиль (Жюльет Армане) планирует открыть свой ресторан: будучи шеф-поваром и победительницей телевизионного кулинарного шоу, девушка всегда пытается превзойти саму себя. Однако подготовку к грандиозному событию приходится передать в руки мужа Суфьяна (Теуфик Джаллаб): у отца Сесиль случился третий инфаркт, но упрямец никак не готов бросить свою придорожную забегаловку ради спокойной старости. Рестораторка возвращается в неприметный французский городок, чтобы решить дела семейные, и там же встречает то ли первую, то ли единственную настоящую любовь.
«Рецепт счастья» можно трактовать как фильм о традиционных ценностях — точнее, об угрозе таковым. Почти сразу мы узнаем самый важный факт о Сесиль: ее перепады настроения, конечно, связаны с неуемным характером, но еще больше — с беременностью, которую девушка не планировала. И хотя рестораторка никогда не хотела заводить детей, не брезгует алкоголем и сигаретами даже в положении, все равно пугается угрозе выкидыша. Окончательно фильм так и не отвечает на вопрос, готова ли Сесиль стать матерью, — вероятно, потому что сами сценаристы так и не решили, как правильно подвести черту. Такая же неоконченная пьеса происходит у девушки и в личной жизни. Муж практически носит ее на руках, сдувает пылинки и требует, чтобы Сесиль отдохнула. Фильм внезапно рифмуется с недавно вышедшей «Материалисткой»: в городе юности рестораторка встречает Рафа (Бастьен Буйон), который влюблен в девушку уже давно — чувства не угасли даже после ее отъезда в Париж. Раф может быть парнем-мечтой, учитывая его преданность и искренние чувства, но только не для девушки с амбициями и заработком выше среднего.
Когда-то фильм Амели Боннен был короткометражкой и случайно вырос в полный метр — возможно, зря. «Рецепт счастья» пытается быть трогательным, но увязает в наивной сентиментальности, не превращаясь ни в роман, ни в манифест. Героиня постоянно колеблется: то ли ей хочется остаться дома и помочь семье, то ли вырваться из провинциальных оков и стать легендой парижской гастрономии. Такие же волнения испытывает и сюжет — из мелодрамы фильм превращается в мюзикл, затем в комедию, потом опять ныряет в трагизм и никак не может остановиться на чем-то одном. Все герои кажутся не столько живыми, сколько схематичными — каждый упрям в своей позе. Образ Рафа так и остается набором воспоминаний без глубины — он надежный и заботливый, но бесхарактерный персонаж. Родители Сесиль символизируют две противоположности: отец груб и строптив, мама нежна и заботлива, однако ни у одного не прочерчена личность, в которой эти качества по-настоящему бы раскрывались.
По задумке авторов, возвращение Сесиль домой должно было вывести ее из творческого тупика и эмоционального кризиса, подарить вкус жизни — вместо этого происходит лишь ревизия боли. Фильм изо всех сил пытается быть домашним — вот отец шутливо зачитывает цитаты дочери из шоу, а вот Сесиль проводит время с друзьями детства, — но при этом остается неуютным. Невозможно отделаться от мысли, что создатели нас обманывают: когда Сесиль уезжает обратно в Париж, главные вопросы так и остаются без ответа — было ли в этой поездке хоть что-то целительное? История будто сварена на скорую руку: ингредиенты знакомые, подача красивая, но послевкусия — никакого. Все вроде бы на месте, а ощущения завершенного блюда так и не возникает. Возможно, «рецепт» стоило доработать.