
Лучший подарок к 50-летнему юбилею «Челюстей» Стивена Спилберга.
«Хищные твари» — жанровый сувенир с минувшего Каннского кинофестиваля и первый австралийский фильм в программе (пусть и параллельной) за минувшее десятилетие, выход которого преднамеренно или случайно совпал с праздником всех любителей акульих пастей на большом экране. Режиссер «Хищных тварей» Шон Бирн, создатель несправедливо обделенных вниманием зрителей хорроров «Любимые» и «Дары смерти», более десяти лет не появлялся на съемочной площадке. Причиной внезапного вдохновения Бирна стал сценарий дебютанта Ника Лепарда (автора грядущего «Хранителя» Оза Перкинса), который совместил, казалось бы, несовместимое: триллер о выживании в опасных водах, классический слэшер и историю любви. Каждый из выбранных тропов обманчиво тривиален — Лепард усыпляет внимание аудитории лишь для того, чтобы вбросить эффектный сюжетный плот-твист.
Главные герои фильма — два серфера с экстраординарными именами: аутсайдерша Зефир (Хэсси Харрингтон) и предприимчивый Мозес (Джош Хьюстон), которые случайно знакомятся на парковке, а после проводят вместе страстную ночь. Ранним утром Зефир уезжает на пляж, но поймать заветную волну так и не удается, вместо этого девушка становится жертвой местного «морского дьявола» Такера (Джай Кортни), серийного убийцы, скармливающего заживо молодых туристов голодным акулам. Оказавшись в плену маньяка, Зефир осознает — пощады ждать не стоит. Такер наслаждается каждой минутой насилия, фиксируя мучительные смерти на видеокамеру. К счастью, Мозес быстро понимает, что Зефир пропала не просто так, и начинает экстренные поиски.
Для уроженца Австралии Шона Бирна «Хищные твари» кино по-своему гуманистическое, развенчивающее кровожадный образ акулы в кино, который более полувека назад был закреплен франшизой «Челюсти» и ее духовными последователями — хоррорами «Открытое море», «Из глубины», «Отмель», «Синяя бездна», даже серией трэш-комедий «Акулий торнадо» от студии Asylum. Ни для кого не секрет, что успех «Челюстей» в свое время спровоцировал массовую фобию акул, в то время как в реальной жизни шанс умереть от кровожадной пасти хищника все еще стремится к нулю, даже если вы живете в Австралии. В «Хищных тварях» Бирн стремится если не очеловечить, то хотя бы показать другую сторону акул — древних обитательниц морей, у которых есть характер, память и, конечно, собственные шрамы. Настоящей «хищной тварью» в фильме, как ни странно, оказывается человек — выживший после нападения акул Такер начинает их обожествлять, совершая что-то вроде ритуала подношения в виде ничего не подозревающих туристов. Звезда «Отряда самоубийц» Дэвида Эйера Джай Кортни элегантно совмещает клоунаду и тревожную одержимость, выдавая перформанс уровня Николаса Кейджа в «Собирателе душ». В странных садистских фетишах Такера сатиры больше, чем непосредственно графического насилия — да и кому в конце концов нужен очередной предсказуемый хоррор о маньяке в эпоху популярности тру-крайма?
«Хищные твари», словно корабль в неспокойных водах, маневрируют между иронией и искренностью, банальщиной и холостыми плот-твистами, конструкцией и деконструкцией, спускаясь на разные уровни метамодерна. Людей, знакомых с творчеством Шона Бирна, такая структура едва ли удивит: в лучшем слэшере о выпускном, «Любимых», режиссер с такой же беспощадностью к зрительским нервам разыгрывал театр кровавого абсурда в декорациях домика куклы Барби. «Хищные твари» — кино, строптиво избегающее жанровых условностей, мимикрирует под «бэху» так же хорошо, как оправдывает звание фестивального блокбастера. Ожидаемо фильм разделит зрителей на два противоположных лагеря. Первые — и это их полное право — откажутся копаться в многочисленных слоях самоиронии, приняв ужимки Бирна за честную игру. Для них «Хищные твари» обернутся хоррором с любопытной концепцией и провальным потенциалом. Вторые, вероятно, зацепятся за изменчивую интеллектуальность ленты, оценив фальшивость ряда сюжетных ходов.
В конечном счете Бирн довольно часто оказывается слишком близок к опасной грани между остроумным интертекстуальным гэгом и откровенным провалом. «Хищные твари» — редкий случай заточенного на массового зрителя хоррора, который вообще не работает на массовую аудиторию. В период, когда большие голливудские конвейеры все чаще пытаются соответствовать ожиданиям, австралийский кинематограф, который никогда не отличался особой популярностью, а для многих до сих пор остается мифом, продолжает существовать на абсолютно невероятном уровне самобытности. Остается лишь завидовать.
Бирн вообще умеет снимать неплохие фильмы. При этом в его исполнении даже типичные образчки жанра не шишены оригинальности. В "Любимых" , помнится, докрутил подростковый хоррор до практически идеального состояния, с нужной долей как драмы, так и крипоты