
Беззубый сиквел удачного боевика, который не нуждался в продолжении.
Хатч Мэнселл (Боб Оденкёрк) устал от работы на криминальную организацию и хочет уйти в отставку. Порядочному мужу и отцу то и дело приходится пропадать ночами и убивать людей. Хатчу удается выбить благополучный момент для поездки с семьей в курортный городок с аквапарком, хорошим отелем и возможностью организовать пикник, но все идет не по плану. После потасовки Хатч вступает в конфликт с коррумпированным шерифом (Колин Хэнкс), и это поднимает со дна все криминальные элементы города, включая преступницу Лендину (Шэрон Стоун). Деэскалировать ситуацию не получится.
Вышедший четыре года назад «Никто» был «Джоном Уиком» про семьянина, чья монотонная жизнь прерывалась шпионским эхом из прошлого и заварушкой с русской мафией. Полюбившийся всем Хатч устал от работы и хочет отдохнуть, но преступники и студийные кинобоссы считают, что еще не время, втягивая экс-оперативника в новую авантюру со свистом пуль и хрустом костей. Как бы первый «Никто» ни сразил зрителей в 2021 году, сиквел боевика с Бобом Оденкёрком до последнего казался идеей сомнительной – фильм Ильи Найшуллера неплохо справлялся с задачей и, кажется, не требовал еще одной долгоиграющей франшизы про уставшего взрослого мужчину.
Как бы то ни было, аттракционом теперь рулит индонезиец Тимо Тьяджанто, прославившийся ураганными азиатскими боевиками вроде «Ночь придет за нами» и «Блуждающей тени». Несмотря на броский стиль режиссера и кровавое ультранасилие как язык, Тьяджанто довел «Никто» до не самой желательной кондиции – рядового сиквела, почти не расширяющего оригинал, – фильма, о котором очень быстро забудут.
Проблема в том, что у сиквела нет заготовленного сюрприза, который можно было бы достать из кармана. Если первый фильм до последнего эскалировал ситуацию и предлагал понаблюдать, как под маской тихого семьянина прячется убийца-профессионал, то в продолжении мы уже все знаем как по нотам. В том числе момент, когда из Хатча вырвется зверь. Боб Оденкёрк – экшен-герой поневоле, отличающийся от сонма брутальных мужчин на экранах, по-прежнему любопытен в своем амплуа, но и к его спокойному и житейскому (до поры до времени) мироощущению зрители тоже, кажется, стали привыкать. Сюжетная линия также привносит некоторую необязательность – теперь разборки Хатча разворачиваются на отдыхе, а конфликт раздувается почти из пустоты, без повышения ставок и интригующего вовлечения. Задаваться вопросом, почему курортный городок оказался совершенно коррумпированным и злодейским, тоже, пожалуй, бессмысленно. Просто потому, что так нужно.
Главная подлость сиквела – это отсутствие какого бы то ни было колорита. От Тьяджанто стоило ожидать кровавой азиатской анархии, но и ее «Никто 2» начисто лишен, ограничиваясь шаблонной хореографией без вкуса и стиля. Если Найшуллер, к примеру, делал из автобусной драки гвоздь всей программы, то у Тьяджанто такого гвоздя не хватает. Потасовки в лифте, перестрелки, пара-тройка взрывов, ожидаемые препинания героя с преступниками и полицией – скромный инструментарий для продолжения, замахнувшегося на удачное расширение истории. Если в первом фильме были однокадровые секвенции, от которых почти вскружило голову, то здесь авторы даже не стремятся подвести к эффекту «вау» – ему страшно недостает головокружительной хореографии.
Конни Нильсен может оказаться не только верной супругой, но и боевой подругой, Кристофер Ллойд – раскрасить любую курортную поездку, а Шэрон Стоун – стать дьявольской угрозой, сосредоточившей в своих руках всю власть. Но милая серия экранных выходов не дает сиквелу ничего сколько-нибудь выдающегося и запоминающегося. Если мафиозный колорит из России значительно украшал картину Найшуллера, то однотипный криминальный сброд, прицепившийся к горе-туристу, существует здесь просто для проформы.
По ощущениям, «Никто 2» стал жертвой добровольных самоограничений. Фильм мог быть ураганным, смешным, куда более размашистым и динамичным, но авторы и титульный герой рассудили одинаково: на отдыхе незачем надрываться. Надо ли Оденкёрку становиться новым Джоном Уиком, чтобы бороться со злом направо и налево? Если да, то мы, похоже, перестали уважать право людей на семейное благополучие и счастливую безмятежную пенсию.