
В начале июля на платформе Amazon Prime Video стартовал мини-сериал «Институт» — экранизация опубликованного в 2019 году одноименного романа Короля ужасов Стивена Кинга. «Институт» — далеко не первая попытка индустрии адаптировать «кинговскую» прозу для малых экранов. В середине 90-х вышло сразу несколько мини-сериалов по мотивам произведений писателя, которые прошли проверку временем и пользуются популярностью у зрителей до сих пор. Вспоминаем некоторые из них.
«Институт» — роман Стивена Кинга, который буквально просился на экран. Неудивительно, что права на экранизацию книги купили почти сразу после публикации. Однако производство затянулось на целых пять лет. В конце концов адаптировать «Институт» в формате мини-сериала взялся режиссер эпизодов «Остаться в живых» и «Шпионки» Джек Бендер. Сценарий к «Институту» написал Бенджамин Кэвелл («Подлый Пит», «Родина»), а главные роли достались Бену Барнсу («Хроники Нарнии»), Мэри-Луиз Паркер («Жареные зеленые помидоры») и дебютанту Джо Фриману.
Сюжет «Института» разворачивается вокруг 14-летнего Люка Эллиса (Джо Фриман) — подростка-вундеркинда, которого похищает секретная правительственная организация для проведения опасных и чаще всего болезненных опытов. Вместе с Люком в плену у жестоких ученых находятся и другие одаренные дети, условно поделенные на телепатов и телекинетиков. «Институт» плавно следует событиям одноименного романа, не пропуская ни одной страницы, а где-то дополняя основной сюжет яркими мазками. Тем не менее похвальная преданность оригиналу не может скрыть скромный бюджет: адаптация выглядит слишком уж невыразительно для амбициозного стримингового проекта. Остается лишь надеяться, что ближе к середине сезона сюжет раскачается, а авторы докажут зрителям, что все это было не напрасно.
«Буря столетия» — редкий пример сериала, снятого не по произведению, а по сценарию Стивена Кинга, который он сам описал как «телевизионный роман». Впрочем, для тех, кому буквы роднее экрана, в 1999 году была выпущена одноименная книга. При не маленьком для сериала бюджете в 35 млн долларов «Буря столетия» выглядит очень достойно.
Подвижная камера, красивые композиции кадра и плавные переходы от одной сцены к другой позволяют зрителям погрузиться в историю о маленьком городке на острове Литл-Толл-Айленд, который оказался в эпицентре сильнейшего снежного шторма. Буря, как выясняется впоследствии, становится идеальным прикрытием для зла, стремящегося проникнуть в тихую и дружелюбную коммуну. На примере нескольких персонажей Кинг в привычной для себя манере изучает обманчивую природу людей, ставя жителей Литл-Толл-Айленда перед невыносимым выбором: возможно ли пожертвовать будущим своих детей? В среднем каждый эпизод «Бури столетия» посмотрело порядка 19 млн зрителей, что делает сериал самой успешной телевизионной адаптацией писателя.
Сюжет «Противостояния» способен вызвать вьетнамские флешбэки эпидемии коронавируса — обстоятельства и детали смертельной эпидемии гриппа, разворачивающейся на страницах романа, пугающе схожи с реальностью. Болезнь уносит жизни большей части человечества, прежняя цивилизация разрушена навсегда. Оставшаяся группа выживших делится на два противоборствующих лагеря: один расположен в Боулдере, возглавляет его пацифистка матушка Эбигейл (Руби Ди); второй — в Лас-Вегасе, им руководит зловещий Рэндалл Флэгг (Джейми Шеридан). Для Флэгга «Противостояние» — лишь начало пути, который впоследствии будет продолжен в «Темной башне». Тем не менее зрителям, не знакомым с фантастическим циклом, будут понятны и его образ, и мотивации.
На сегодняшний день у «Противостояния» есть две адаптации: первая принадлежит Мику Гаррису, режиссеру «Мешка с костями» и «Верхом на пуле»; вторая — Джошу Буну, постановщику «Новых мутантов» и «Виноваты звезды». Из двух мини-сериалов прилежный поклонник кинговской прозы всегда выберет первый: за суровый реализм и невероятных, многоликих персонажей. Кроме того, за «Противостоянием» Гарриса гораздо проще скоротать одинокий вечер — шоу состоит всего из четырех эпизодов.
В 1980 году режиссер Стэнли Кубрик снял великий фильм «Сияние», который при всех его достоинствах безумно не понравился автору оригинального романа. Спустя 17 лет Кинг решился выпустить альтернативную экранизацию, в которой выступил продюсером и сценаристом, что, вероятно, насторожило всех, кто когда-либо смотрел «Максимальное ускорение», но не прогадал.
Мини-сериал «Сияние» подходит для просмотра как дополнение к оригинальному фильму. Кинг заполняет сюжетные дыры и в целом уделяет внимание тем деталям истории, которыми Кубрик решил пренебречь. Стивен Уэбер играет Джека Торренса ничуть не хуже Джека Николсона, предлагая зрителям более полноценный образ писателя, мужа и отца, страдающего от алкогольной зависимости. Отдельных комплиментов заслуживают декорации «Оверлука», в котором разворачивается основное действие. Трехсерийный хронометраж «Сияния» позволяет камере подолгу задерживаться на деталях, демонстрируя убранство проклятого отеля во всей красе. Версия Кинга уступает экранизации Кубрика, однако у сериала определенно есть свое очарование.
«Лангольеры» — еще одна экранизация Короля ужасов, которой сейчас достается несправедливо мало зрительского внимания (к счастью, тут хотя бы обошлось без ремейка). Сюжет мини-сериала основан на одноименной повести, опубликованной в 1990 году в сборнике «Четыре после полуночи». В центре сюжета 11 пассажиров авиарейса Boeing 767, которым буквально чудом удается избежать соприкосновения с чем-то ужасным. Во время полета каждый из героев засыпает, а когда просыпается — понимает, что все, кто бодрствовал (в том числе экипаж самолета), куда-то исчезли. Попытки разобраться в странном явлении ни к чему не приводят. В то же время один особенно нервный пассажир, мистер Туми (Бронсон Пинчот), с каждой минутой начинает вести себя все более и более странно.
«Лангольеры» — сериал, который не задает четкого лора: происходящее на экране большую часть времени остается загадкой для зрителей. Кинга, как обычно, интересуют не монстры и загадочные явления, а люди, оказавшиеся в не самой типичной ситуации. Каждый из них по-своему реагирует на стресс: кто-то остается невозмутимым, другой теряется и не знает, что делать, а третий и вовсе впадает в панику. Тем не менее для того, чтобы спастись, героям необходимо действовать как единый организм, что достаточно непросто. Особенно когда вы впервые видите друг друга.
«Добро пожаловать в Дерри» — грядущий проект HBO, представляющий собой приквел многостраничного романа «Оно» Стивена Кинга. Сюжет сериала по большому счету является фантазией авторов — Энди и Барбары Мускетти («Оно» 2017 года), а также Джейсона Фукса («Чудо-женщина») — по мотивам вышеуказанной книги. За основу «Добро пожаловать в Дерри» берет старинные легенды о происхождении клоуна Пеннивайза — инопланетного чудовища, прибывшего на Землю вместе с метеоритом. Первые поселенцы города Дерри становятся жертвами загадочного существа, которое выходит на поверхность каждые 27 лет.
Известно, что Билл Скарсгард — исполнитель роли Пеннивайза в экранизации «Оно» 2017 года — вернется к своему персонажу. Однако тизеры «Добро пожаловать в Дерри» дают нам понять, что клоуна в сериале будет не так много, как хотелось бы. В актерском составе приквела «Оно» также заявлены Джован Адепо («Ограды»), Крис Чок («Готэм»), Тейлор Пейдж («Анатомия страсти») и Джеймс Ремар («Секс в большом городе»).