
В российских онлайн-кинотеатрах уже можно посмотреть «Верни ее из мертвых» — новый хоррор братьев Филиппу о смерти и скорби. От большинства фильмов ужасов этот отличается тональностью: в соцсетях зрители делятся, что после просмотра им не страшно, а грустно. Собрали еще шесть меланхоличных жанровых картин.
После смерти единственного родителя подросток Энди (Билли Бэррэтт) и его незрячая сестра Пайпер (Сора Вон) попадают к опекунше — чудаковатой и эксцентричной Лоре (Салли Хокинс), которая живет в загородном домике вместе с котом и приемным ребенком, не менее странным Оливером (Джона Рен Филлипс). Чем больше времени Энди проводит с новой мамой, тем больше он замечает странностей: женщина пересматривает записи сатанинских ритуалов на русском языке, по ночам ходит в жуткий сарай возле дома и пытается настроить Пайпер против родного брата.
Братья Филиппу придумали этот фильм после того, как несколько близких людей пережили тяжелую утрату. Они задумались: на что способен человек, чтобы вернуть любимого родственника к жизни? Возможно, именно по этой причине «Верни ее из мертвых» скорее доводит зрителей до слез: фильм показывает антагониста не как очередную безумную культистку, а как человека с трещиной в сердце после гибели любимой дочери. Впрочем, назвать картину братьев Филиппу только меланхоличной трудно. Чтобы у зрителей не падал уровень адреналина, режиссеры прибегают к эффектным шоустопперам с диким графическим насилием: от разрезания рта ножом до кровавых автомобильных аварий и даже поедания стола.
Молодой американец Эван Расселл (Лу Тэйлор Пуччи) на грани нервного срыва после смерти матери. По совету друга мужчина едет в Италию, где встречает обаятельную девушку Луизу (Надиа Хилкер). Между ними быстро зарождается чувство, но многообещающие отношения рискуют закончиться так же стремительно, как начались: дело в том, что возлюбленная Эвана — монстр.
Картина инди-дуэта Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда никуда не спешит: ведь это не хоррор с элементами мелодрамы, а скорее, напротив, мелодрама в эстетике фильма ужасов. Уютные свидания на фоне итальянских улочек с разговорами о родителях и детскими воспоминаниями лишь изредка сменяются эпизодами боди-хоррора и сплэттера: стоит Луизе вновь превратиться в себя настоящую, как в городе появляется новая изуродованная жертва. Через такую необычную форму Бенсон и Мурхед размышляют о любви: о том, насколько безусловны наши чувства; о том, чем готовы жертвовать ради партнера; и, наконец, о моменте, когда рано или поздно приходится столкнуться с мрачными сторонами другого человека — и принять их.
Тусовщик-бездельник Джеймс (Джеймс Дэвидсон) встречает студентку Сару (Сара Энн Джонс). Они начинают проводить время вместе в компании приятелей и постепенно влюбляются друг в друга. Но Сара быстро подсаживается на наркотические вещества и становится одержима идеей пройти жабью тропу. Это городская легенда о маршруте в лесистой местности городка Хеллам: если пройти через стоящие там семь врат, ты попадешь в ад. Джеймса пугает мания девушки, но он соглашается пойти с ней в лес.
Большая часть этого полуимпровизированного фильма — сцены бесконечных тусовок в компании Джеймса, Сары и их друзей. Герои убиваются алкоголем и запрещенными веществами, спят прямо на полу и в тесных креслах, а когда просыпаются, тратят моменты трезвости на болезненную саморефлексию. Хоррор-элементы вплетаются в сюжет лишь изредка: в виде страшных снов, преследующих Сару. А животный ужас вызывает лишь то самое путешествие по жабьей тропе: оно длится пять минут, но дикие цифровые глитчи моментально выводят зрителя из равновесия. Добивает публику чувство пустоты и отчаяния, которое переживают герои. Ведь это прежде всего кино о том, как душевные травмы и пристрастия ведут нас прямиком в ад.
Кей (Эмили Мортимер) и ее дочка Сэм (Белла Хиткот) узнают, что бабушка, Эдна (Робин Невин) уже несколько дней не показывалась в своем загородном доме. Родственницы едут к ней, чтобы разобраться в происходящем. Вскоре старушка возвращается — но не такой, какой ее помнят близкие. Эдна ведет себя странно и явно что-то скрывает, к тому же на теле женщины появился гигантский синяк.
В «Реликвии» режиссерка Натали Эрика Джеймс с самого начала пытается напугать зрителя: то с помощью элементов боди-хоррора в виде тела разлагающейся Эдны, то откровенно заимствуя приемы у японских фильмов ужасов, а то и вовсе уходя в хэгсплотейшен (так называют жанровые картины, спекулирующие на образах жутких пожилых женщин). Но лучше всего у австралийской дебютантки получается размышлять о старости и деформации сознания вследствие деменции. На протяжении всего хронометража Кей и Сэм, по сути, пытаются смириться с потерей рассудка Эдны и ее скорым уходом — и эта мысль отвращает героинь, ведь когда-то им придется самим проходить через этапы распада тела и личности. Своим фильмом Натали Эрика Джеймс как бы заявляет: только приняв собственную бренность, мы сможем лучше понять и прочувствовать тех близких, кто уже оказался на пороге смерти.
В католической школе-интернате рождественские каникулы, но две ученицы остаются в стенах заведения. Первая — забеременевшая Роуз (Люси Бойнтон), которая боится открывать свою тайну родителям. Вторая — девочка по имени Кэт (Кирнан Шипка). Ее мама и папа просто не приехали. Как выяснится позже, они умерли. Тем временем в стенах здания появляется нечто дьявольское. И присутствие влияет на обеих студенток.
В своем дебютном фильме Осгуд Перкинс рефлексирует на тему собственного детства. Отец режиссера, актер Энтони Перкинс, умер от осложнений на фоне СПИДа. А мать, фотограф Берри Беренсон, села в самолет, который влетел в башни-близнецы в 2001 году. Осиротевший Осгуд решил снять хоррор, который передал бы его опыт: без скримеров, кровавых экшен-сцен и маньяков в масках. Вышло очень неспешное эстетское кино о том, как одинокая девочка находит единственную поддержку во мраке собственной души. А чтобы лучше передать безумие героини, режиссер рассказал историю в литературном ключе: сюжет поделен на несколько глав в разных временных промежутках — так мы лучше понимаем весь масштаб боли, которую переживает Кэт.
Школьница Шарлотт (Одесса Янг) мечтает поскорее закончить ужасный учебный год, который омрачился смертью матери и пропажей парня. Но в ночь выпускного город охватывают странные убийства. Кажется, в округе появился маньяк.
Дебют Дэвида Рабоя сложно оценивать по лекалам жанра, ведь этот фильм больше напоминает не детектив или хоррор, а муд-видео на абстрактную тему утраченной юности. Да, формально нам показывают жизнь Шарлотт и углубляются в ее травмы, задают сюжетную линию с таинственными убийствами и пытаются рассказать, как это влияет на подростков из маленького города. Но Рабою гораздо важнее создать на экране вайб. Иногда это идет во вред: в какой-то момент ловишь себя на мысли, что уже пять минут смотришь, как один климпейкерский прием сменяет другой. Но стоит погрузиться в атмосферу, и «Гигант» кажется очень тонким фильмом. Подобно своим героям-подросткам, он не пытается объяснить чувства персонажей, но передает смятение и страхи перед взрослой жизнью выразительными средствами: от пожелтевшей пленки до судорожного монтажа, в котором ничего не понятно. Это одновременно и жутко, и невероятно грустно.
Ветеран с ПТСР Генри (Дэвид Колл) работает в лаборатории, чтобы забыть ужасы войны. Там он проводит эксперименты по созданию нового человека. Мужчина долго трудится, чтобы существо смогло жить и нормально функционировать. Наконец, у него получается: появившееся творение он называет Адамом (Алекс Бро).
Легенда инди-хорроров Ларри Фессенден переосмысляет историю о монстре Франкенштейна. Готический сеттинг он разменивает на современные индустриальные ландшафты, а божественную историю о зарождении жизни — на тонкую драму о травмах, родительстве, ответственности и токсичном обществе, которое может отравить все, что появляется на свет. Пускай сам Адам выглядит не так эффектно, как хотелось бы, а малобюджетность выдают даже здешние декорации — это трогательный и изобретательный мамблкор, который превращает уже набивший оскомину сюжет в нечто искреннее. Так что на финальных титрах вместо ужаса и страха зритель будет вынужден скорее сдерживать слезы.