Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Неразбившаяся бутылка шампанского для сходящего со стапелей корабля всегда предвещает дурное. К-19, первая советская атомная субмарина, погубила немало жизней еще до выхода в море, а в 1961-м потерпела аварию у берегов США, едва не ввергнув мир в пучины новой войны.
И даже теперь, когда инцидент перестал быть тайной и подвижнический рейс продолжился в фильме "К-19: оставляющая вдов", над подлодкой и всем, что с ней связано, все равно висит печать проклятия: этот ее рейс тоже не стал мирным.
В печати уже подробно сообщалось об упреждающих протестах героев-подводников, которые еще до съемок предположили, что американцы опять хотят высмеять советских людей. Кинематографисты прислали ветеранам сценарий, но он подлил масла в огонь: участники событий отказывались признать себя в людях, которые, им казалось, беспрерывно пьют, ничего не умеют, паникуют и бунтуют.
Фильма тогда еще никто не видел.
В нарушение всех норм, в картине нет "отрицательных героев". И даже конфликт между командиром подлодки Востриковым (в жизни - Затеевым) и его первым помощником Полениным (Ениным) - тот самый, что возмутил моряков как "надуманный" - не стал противостоянием героя и злодея. Это конфликт двух личностей, по-разному понимающих свой долг. Востриков персонифицировал в себе идеологические догмы, под знаменем которых жили поколения: он солдат партии, выполняет свой долг и во имя долга готов погибнуть вместе со своим экипажем. Авторы фильма исповедуют другую веру, но к такой позиции относятся с пониманием и уважением: героизм всегда героизм, даже если он движим ложной идеей.
Тип "коммуниста с человеческим лицом" воплощает Лиам Нисон в роли Поленина. Его герой не может смириться с упрощенным пониманием долга, когда интересы страны не совпадают с интересами ее граждан: люди превращаются в колесики-винтики всепожирающей военной машины. И опять же согласимся, что именно здесь проходит линия спора между "догматиками" и "прогрессистами" в российской реальности. При этом обе позиции патриотичны, хотя само это понятие, базовое для любой страны, трактуется по-разному. Патриотизм авторы чтят и не боятся здесь быть пафосными, но настаивают на приоритете гуманистических ценностей: командир, столкнувшись уже не с учебной, а с реальной самоотверженностью моряков, проходит трудный путь переоценки ценностей. Этот процесс и составляет главный сюжет картины, которая, несмотря на все приметы развлекательного жанра "экшн", являет собой психологическую драму.
Жаль, что недоверчивость ветеранов вынудила изменить их имена в фильме: благодаря такому кино герои входят в сознание миллионов. Я не уверен, что кто-нибудь сегодня так ярко помнил бы о Кошевом без фильма "Молодая гвардия" и о Маресьеве без "Повести о настоящем человеке". Другое дело, что "К-19" по идее должны были снять наши кинематографисты, но они, увы, заняты подвигами "ментов" и нашей истории боятся как огня: некоммерческая тема. Американцы преподали урок: патриотизм оказался коммерчески эффективным. За что им отдельное спасибо.
Ничего не чувствую: почему 2025-й — год мужской депрессии в кино?
24 декабря / Текст: Егор Козкин
Рецензия на фильм «Буратино»: он не игрушка? он живой?
24 декабря / Текст: Ная Гусева
Лучшие игры 2025 года
24 декабря / Текст: Сергей Сергиенко
Что смотреть в кино на этой неделе: «Три богатыря и свет клином» и «Мечты сбываются»
24 декабря / Текст: Алихан Исрапилов
12 лучших российских сериалов 2025 года
23 декабря / Текст: Максим Ершов, Владимир Ростовский
12 романтических комедий 2025 года, которые заставили нас снова (не) поверить в любовь
23 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).