Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

К барьеру!

Прошлое для российского кино – скользкая тема. Исторические фильмы не раз провоцировали скандалы, когда отклонялись от общепризнанных фактов

Добавить в закладки
К барьеру!

Мало кто сейчас об этом задумывается, но дуэль в России долгое время называли «дурным заимствованием с Запада». И это была чистая правда. Хотя конфликты между аристократами кипели на всем протяжении нашей истории, они столетиями решались без личных поединков. Первая известная дуэль в России состоялась лишь в 1666 году, и это была дуэль иностранных офицеров на русской службе. Когда в начале следующего столетия запрет на дуэли появился в установлениях Петра I, этот закон был списан с западных кодексов, а не придуман потому, что дуэли в России были серьезной проблемой, нуждающейся в радикальном решении.

Лишь во время правления Екатерины II, когда обучение у западных учителей стало в стране привычным делом, дуэли превратились из «западной причуды» в повсеместную напасть. Вместе со знанием французского и музыки иностранцы привезли в Россию свои представления о личной чести. И если на Западе дуэли в то время сходили на нет, то у нас их огонь в XVIII веке вспыхнул так сильно, как, кажется, не горел даже во Франции, где в свое время был самый сильный в Европе приступ «дуэльной лихорадки».

Кадр из фильма "Дуэлянт"

Особенностью русских дуэлей была их бесшабашная жестокость. На Западе дуэли зачастую были лишь поводом показать свою храбрость и впечатлить прекрасный пол. Их правила составлялись так, чтобы свести к разумному минимуму человеческие жертвы. В России же правила нередко гарантировали сильные ранения и смерть. Широта русской души и готовность идти до конца сыграли с нашим дворянством самоубийственную шутку. Порой люди гибли по поводам, которые заслуживали максимум пощечины.

Кстати, гибли не только мужчины. Дворянин не мог вызвать на дуэль даму – ее честь должен был отстаивать родственник или кавалер. Однако дама могла прислать вызов другой даме, и такие дуэли периодически происходили. Сама Екатерина II, еще будучи немецкой принцессой, дралась на дуэли с дальней родственницей. И хотя после восхождения на престол она боролась с дуэлями, она не могла обрушиться на них со всем своим монаршим негодованием, потому что прекрасно понимала их участников. Так что, несмотря на законодательные запреты, дуэли процветали, и выжившие дуэлянты часто не несли никакого существенного наказания.

Конечно, самая известная дуэль в русской истории – поединок Пушкина с Дантесом. Эта нелепая и некрасивая история, отнявшая у нас великого поэта, во многом определила позднейшее негативное отношение к дуэлям, и это отношение трудно оспорить. Да, бывали случаи, когда дуэль оказывалась единственным способом наказать бесчестного человека, заслужившего смерть. Но в основном люди «дрались, потому что дрались», и дуэль была таким же бичом аристократии, как азартные игры. Собственно, она и была высшей формой азартной игры, где ставкой была жизнь.

Кадр из фильма "Дуэлянт"

Разумеется, дуэли не раз изображались в советских и российских исторических фильмах, но «Дуэлянт» Алексея Мизгирёва – первое кино, полностью посвященное бретерам (заядлым дуэлянтам). Первенство такого рода накладывает на исторические фильмы особые обязательства, поскольку эти картины формируют у зрителей представление о явлении, а не подправляют представления, созданные предшествующими лентами. Поэтому обидно, что даже человек, не изучающий всерьез XIX век, может разглядеть странности и ляпы в изображении дуэлей.

Так, все известные дуэли происходили на свежем воздухе и вдали от города, на что было немало очевидных причин (нужно много места, нужно хорошее освещение, нужно избежать случайных рикошетов, нельзя допустить, чтобы мебель или соседи помешали поединку). В «Дуэлянте» же персонажи сражаются исключительно в помещениях. Это создает атмосферу клаустрофобии и делает картинку сложнее и интереснее, но противоречит реальной практике.

Если удосужиться перед походом в кино прочесть дуэльный кодекс Дурасова, который обобщил опыт полутора столетий дуэлей в России и столетий дуэлей на Западе, то ошибки будут буквально лезть вам в глаза. Так, в первой же экранной дуэли противник обращается к главному герою по ходу поединка. Казалось бы, мелочь, но это было строго запрещено! Если конфликт не был урегулирован перед началом дуэли, то в дальнейшем участникам позволялось лишь непроизвольно стонать от ран. Говорить могли только секунданты. Очевидно, потому что в пылу схватки можно было наговорить на еще одну дуэль, а это было бы неуместно. Дуэли проводились, чтобы удовлетворить честь, а не усугубить оскорбления.

Подобных промахов в картине немало, и для профессиональных историков «Дуэлянт» – скорее фантастическое, чем историческое кино. Но, хотя ляпы фильма расстраивают, они не обижают так, как обижали «Сволочи», «Утомленные солнцем 2», «Штрафбат» и другие скандальные проекты. Напротив, некоторые из них делают картину драматичнее, а не слабее.

Кадр из фильма "Дуэлянт"

Почему так? Во-первых, дуэли XIX века – далеко не такая политически нагруженная тема, как Великая Отечественная война. Наследие войны все еще важно для нашей жизни, в то время как дуэли 1860 года такой же артефакт прошлого, как для французов – подвиги д’Артаньяна. Свежая история не нуждается в приукрашивании, поскольку и без того задевает нас за живое. А вот то, что для нас, в сущности, мертво, требует художественного оживления. Можно спорить о том, насколько хорошо справились Мизгирёв и его команда с этой задачей, но нужно признать, что «Дуэлянту» необходим каждый удачный постановочный и сценарный трюк, который есть в картине. Скажем, фильм явно выигрывает от того, что все дуэли в нем проводятся по разным правилам, хотя это и неправдоподобно.

Далее, картина не пытается сломать традиционное представление о дуэлях как о чем-то трагичном и скорее ненужном, чем полезном. Даже заглавный герой не раз подчеркивает, что ненавидит дуэли, и фильм показывает, какие у него для этого основания. Когда историческое кино старается перекроить зрительское сознание, ему нужно опираться на факты, а не придумывать нелепости вроде кульминационного штурма во второй серии «Утомленных солнцем 2» и не заставлять героев делать то, что на самом деле делали злодеи, как в «Сволочах» (это немецкие, а не советские спецслужбы пытались превратить русских подростков в диверсантов). А вот если кино не противоречит устоявшемуся мнению, то оно может расслабиться и придумывать байки.

Важно и то, что «Дуэлянт» рассказывает частную героическую (точнее, антигероическую) историю, а не использует индивидов для разговора о стране в целом, как это было в исторических «Утомленных солнцем 2» и в современном «Левиафане». Разнообразие дворянских характеров в «Дуэлянте» дополнительно подчеркивает, что антагонисты Яковлев и Беклемишев не исчерпывают собой аристократическую Россию, а являются двумя из множества граней этого бриллианта. Так что, даже если вы связываете себя с дворянским прошлым нашей страны, вы не сможете после просмотра сказать: «В лице злодея Беклемишева фильм бросает грязь на всю аристократию». Ведь в картине есть и благородные дворяне, и нейтральные, и те, кто склонен к чрезмерному бретерству, но не совершает подлостей. Кстати, даже простолюдины в картине разные, хотя они находятся на периферии повествования.

Кадр из фильма "Дуэлянт"

Еще нужно помнить, что дуэли были делом частным и происходить на них могло такое, чего не было ни в каких дуэльных кодексах. Кроме того, кодекс Дурасова был опубликован в 1912 году. Да, основные его положения были известны задолго до этого. Но большой вопрос, все ли дуэлянты были в курсе каждой тонкости, описанной Дурасовым. Поэтому нельзя однозначно сказать, что в реальности не было и быть не могло дуэлей, показанных в фильме.

Наконец, картина явно пытается развлечь публику – рассказать занимательную и красивую историю, пусть и «готичную» и кровавую. Все перекраивания реальности работают на этот эффект, а не вводятся для того, чтобы прочесть нудную мораль или вогнать в депрессию. Опять же можно спорить, удалось ли Мизгирёву задуманное. Но в любом случае лучше стремиться к хорошему и потерпеть неудачу, чем стремиться к плохому и добиться успеха.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?