Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Кинословарь

«Гобо», «гэг», «вишнесборщик» и другие жаргонизмы Голливуда. Часть 5

В пятой части нашего рассказа об инсайдерских жаргонизмах «фабрики грез» – очередная десятка выражений, понятных только избранным

Добавить в закладки
Кинословарь: Голливудский сленг

Гобо (gobo)

В театре словом «гобо» обозначают дырчатые фильтры/заслонки для софитов, позволяющие проецировать на сцену узорчатые тени. В кинематографе же этот укороченный вариант выражения go-between («встать в промежутке») используется для обозначения вообще любого предмета, позволяющего отсечь лишний свет. Материал не имеет значения: это может быть пластик, металл, матовое стекло и т.д. В зависимости от нужд конкретной ситуации стать гобо может и ламповый абажур, и пальма, и даже человек подходящей комплекции – достаточно поместить их между сценой и источником света. Правда, живых существ, которым тяжело все время сидеть смирно, стараются все же использовать только в крайних случаях, дабы не нервировать лишний раз операторов. Также на съемочных площадках сегодня в большом ходу т.н. «флаги» (листы материи в рамке, устанавливаемые на стойках, чтобы отсекать, отражать или рассеивать слишком яркий свет), но и их по старинке любят называть «гобо». Зачем, в самом деле, переизобретать то, что и так неплохо работает?

Декорация Гарольда Ллойда (Harold Lloyd set)

Вам случалось видеть комнату-декорацию, у которой всего две стены, смыкающихся в углу? Конструкция, немного напоминающая театральную сцену или архитектурные чертежи а-ля «дом в разрезе», весьма удобна для киносъемок. Ведь актер может перемещаться по такой «комнате», не спотыкаясь об осветительные кабели, о микрофонщика с его «удочкой» и оператора с камерой – вся киногруппа в это время сидит снаружи, глядя в декорацию через отсутствующие стены и не создавая никакой тесноты. Первым такие декорации в своих фильмах стал использовать великий кинокомик Гарольд Ллойд, рассудивший, что проще «смоделировать» тесное пространство, чем запихнуть в него камеру. Помимо прочего, отсутствие лишних стен давало хороший приток солнечного света и позволяло экономить на лампах. Опять же разобрать такую комнату при необходимости очень легко, ведь у нее нет не только половины стен, но и потолка.

Единственный минус на съемках в «гарольд-ллойдовской декорации» состоит в том, что камера по понятным причинам не может поворачиваться, иначе сразу станет ясно, что комната ненастоящая. Но зритель редко замечает, что ему показывают один и тот же угол, так что прием Ллойда с успехом работает и поныне.

Вишнесборщик (cherry picker)

У нас этот вид механизма принято называть «телескопическим подъемником» или «грузовиком со стаканом» – имеется в виду машина, с помощью которой можно поднимать человека в кабинке на довольно большую высоту. Изначально она была спроектирована, чтобы облегчить труд собирателей фруктов, затем ее взяли на вооружение маляры, телефонисты, электрики, пожарные, мойщики окон и расклейщики афиш. Киношники также приспособили ее для собственных нужд. Вот только человека с камерой, вопреки распространенному мнению, туда не сажают (для операторов существуют специальные краны) – обычно «вишнесборщик» используется для того, чтобы поднять повыше какой-нибудь осветительный прибор или другое необходимое оборудование.

Йоги-бег (Yogi run)

Вы, наверное, сто раз видели этот прием в мультфильмах: торопящийся куда-то персонаж подпрыгивает на месте, замирает в воздухе и… не опускаясь обратно на землю, пулей улетает за пределы экрана (звук летящей пули прилагается). Так любят перемещаться многие мультгерои, и в том числе медведь Йоги из классического мультсериала Уильяма Ханны и Джозефа Барберы. Собственно, в честь него этот сугубо анимационный спецэффект и назвали «Йоги-бегом» (некоторые считают, что мультипликаторами подразумевались индийские йоги, а не медведь Йоги, но для Голливуда с его любовью давать любому эффекту чье-нибудь имя первая версия выглядит все же более релевантной). Америка – страна возможностей: даже если ты не воротила киномира и не известный кинорежиссер, а всего лишь вымышленный медведь при шляпе и галстуке, ты имеешь возможность оставить след в голливудском кинолексиконе. Главное – уметь быстро бегать.

Гэг (gag)

В обществе считается, что «гэг» – это поверхностная, подчас нелепая, но при этом весьма взрывная шутка/ситуация, то есть вещь сугубо комедийная. Часть правды в этом есть: изначально в театральной среде словом «гэг» (буквально переводящимся как «кляп») обозначали меткую остроту, которой персонаж «затыкал» своего собеседника. Позже на ТВ под гэгами начали подразумевать разного рода «дурацкий юмор» – розыгрыши а-ля «скрытая камера», клоунаду в духе «Шоу Бенни Хилла» и «Масок-шоу», абсурдные ситуации из фильмов серии «Горячие головы» или «Голый пистолет» и т.д.

Но у тех, кто сегодня работает в Голливуде, своя расшифровка этого понятия: на киностудиях гэгом называют любую ситуацию, в которой задействован некий экшен, трюк, уникальное действие. Пощечина – это гэг. Машина врезалась в дерево – гэг. Небоскреб обрушился, вертолет взорвался, кто-то поскользнулся на банановой кожуре – все это тоже гэги. Забавным такой момент может и не быть, главное, чтобы он был взрывным. Так что если кто-то назовет при вас гэгом нечто совсем не смешное (например, падение троллейбуса с моста), не удивляйтесь – возможно, перед вами голливудец. Он так видит.

Стрельба на бегу (Run’n’gun)

В одном из прошлых выпусков Кинословаря мы рассказывали о том, как делают кино «партизаны», не удосужившиеся заручиться разрешением на проведение съемок в общественных местах. В двух словах: снимают они быстро, чуть ли не на бегу, поскольку встречаться с представителями закона никому неохота. В аналогичную ситуацию может попасть и крупная студия, которой то ли не дали разрешения, то ли снять надо лишь небольшой кусочек видео, ради которого глупо перекрывать целую улицу. Тогда применяется тот же авральный метод: сколотить минимальную команду, которая будет не слишком отсвечивать, и – бегом, бегом, бегом! Учитывая, что киносъемку с первых же дней ее существования начали сравнивать со стрельбой, не приходится удивляться, что этот метод получил название «стрельбы на бегу». Бах, бах, бах! Снято! Всем спасибо, сматываемся!

В целом термин Run’n’gun стал чуть ли не синонимом любого малобюджетного производства со всеми его прелестями – малым количеством дублей, членами команды, работающими за троих, лихорадочной спешкой во всем. Время, как известно, – деньги.

Фоновый звук (Room tone)

В Голливуде есть неофициальное правило: когда сцена полностью снята, нужно записать пару минут звука, составляющего фон съемки. Никаких диалогов, просто «воздух». В зависимости от того, происходит дело в доме или где-нибудь в лесу, на пленку попадают шумы работающих вентиляторов или жужжание цикад. При озвучке в студии эта запись может помочь звукорежиссеру разобраться в акустических свойствах помещения, а может быть и просто подложена под диалоги, если взятые из архива «искусственные» звуковые эффекты будут звучать недостаточно естественно. По большому счету room tone записывается «просто на всякий случай», в списке совершенно необходимых вещей он не значится. Неудивительно, что многие участники съемочного процесса видят в записи фонового звука просто блажь звукачей, тормозящую съемки. Сами звукорежиссеры с этим не согласны: они лучше других знают, что случаи, когда фон впоследствии оказывается очень кстати, не столь уж редки. Впрочем, они и сами могут проявить забывчивость, из-за чего потом порой кусают локти.

Ходильня-говорильня (Walk-and-talk)

«Ходильня-говорильня» – дешевый прием, позволяющий вложить много информации в какую-то сцену и при этом обойтись без сложного освещения и монтажа: герои прогуливаются туда-сюда, обсуждая положение вещей, а камера следует за ними. Выглядит нескучно, делается просто. Даже если «ходильня-говорильня» никак не обозначена в рабочем сценарии, режиссеры по ходу дела часто меняют предварительные планы и решают использовать этот метод съемки, например, ради экономии времени. По сути, любая сцена с диалогами, на полноценное воплощение которой не хватает ресурсов, может быть без труда переделана в walk-and-talk. Зритель все равно не узнает, какой была первоначальная задумка, а конечный результат всегда выглядит достаточно живенько и подходит для почти любого жанра.

Обувная кожа (shoe leather)

В любом фильме хватает кадров с какими-то простыми действиями: герой набирает телефонный номер, поднимается по трапу самолета, идет к крыльцу своего дома… Сами по себе эти кадры не несут какого-то важного заряда, просто отнимая съемочное время, но и без них нельзя, иначе повествование утратит плавность и будет похоже на кое-как слепленные друг с другом фрагменты. Киношники относятся к ним с пренебрежением, называя «обувной кожей». Когда-то так назывался труд простых репортеров, по крупицам собиравших информационный материал на городских улицах (под «обувной кожей» подразумевалась постылая рутина, от которой активно снашивается обувь, – нечто вроде армейского «сапоготоптания»). Работа это была неблагодарная, отнимала много времени и не приносила особых денег, однако если бы журналист все время сидел в офисе, а не бегал, опрашивая свидетелей, осведомителей и прочих знающих людей, то и напечатать в газете было бы нечего. В кино аналогичная ситуация: бывают сцены, которые делать интересно, а бывают вот такие, вроде прокладок, за которые у зрителя даже глаз не цепляется. Снимать «обувную кожу» скучно, поэтому это дело часто поручается менее опытным режиссерам второй группы.

Телевизионность (Television)

Когда нужно намекнуть актеру, что он переигрывает, ему говорят: «Не надо нам тут давать Голливуд». Если есть претензии к картинке, говорят иначе: «Это слишком телевизионно». Имеется в виду – не в меру фотографично и недостаточно художественно, в общем, как на ТВ. Жаловаться на подобную халтуру может не только режиссер, но и оператор, страдающий от отсутствия нормальных декораций и правильного освещения, – в этом случае он цедит: «С таким подходом получатся “Зеленые просторы”, вы этого хотите?»

«Зеленые просторы» – комедийный телесериал 60-х годов, ставший настоящим пугалом для любого серьезного кинематографиста. Если хотите снимать кино, сперва непременно посмотрите все 170 серий – и старайтесь никогда не повторять ошибки создателей этого телешоу.

Текст: Артем Заяц
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?