Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Училка»

Если бы не заигрывания с легким жанром ближе к финалу, из «Училки» получилась бы добротная психологическая драма с яркими характерами и достойным исполнением, но авторы, похоже, сбежали с уроков раньше звонка

Добавить в закладки

Учителю историю, педагогу с многолетним стажем, гордости города Алле Николаевне предстоит непростой день: директор требует отчетов к ненужной переаттестации, упрощенная школьная программа, вызывающая отвращение, заставляет потратить очередной урок на болтовню, да и вступившая в полную силу весна берет свое – ученикам уже не до истории. Всеобщему балагану в классе острого драматизма добавляет принесенное одним из учеников оружие. Учительница, пользуясь «железным аргументом», попавшим в ее руки, наконец-то овладевает вниманием подростков и проводит настоящий «классный час».

Кадр из фильма "Училка"

Режиссером картины выступил Алексей Петрухин, который пусть и за кадром, но не забыл в «Училке» косвенно упомянуть о своем главном достижении на сегодняшний день – успехе спродюсированного им «Вия»

Школа всегда была очень удобным способом разговора режиссеров и сценаристов со зрителями. «Доживем до понедельника» и «Большая перемена», «Чучело» и «Дорогая Елена Сергеевна», «Все умрут, а я останусь» и «Физрук» – глупо отказываться от столь удобной почвы для формирования характеров, и авторы этим беззастенчиво пользуются. Обратите внимание, насколько яркими красками и жирными мазками обычно прорисовывают в фильмах учеников, обязательно в классе найдется свой хулиган, своя тихоня-отличница, свой неформальный лидер, своя красотка, свой правдоруб – этакое общество под сильно искажающим увеличительным стеклом. И, конечно, куда же без учителя – старшего наставника, практически безгрешного, всегда ведущего в правильном направлении, наставляющего, иногда ломающего характеры, но только из любви к профессии и из желания сделать мир лучше. Можно ли в этой знакомой «песочнице» выстроить какой-то необычный замок? Безусловно. Нужно лишь немного смелости.

Кадр из фильма "Училка"

Авторы картины уже объявили о желании снять продолжение картины. Действие «Училки 2», по их словам, развернется в одном из театров, когда класс Аллы Николаевны окажется в заложниках террористов

Смелости в первой половине «Училки» хоть отбавляй. С первых кадров фильм пытается «взять на понт» не только операторской работой (длинный непрерывный план показывает язык открывающим сценам «СПЕКТРа» и «Гравитации»), но и закадровым нагнетанием сюжетного жара – лента источает напряжение с первых минут. В самое начало авторы умудрились вписать все актуальные темы обывателя, связанного со школой, тут и Украина с США, тут и культура с образованием, тут и бандиты с охранниками. Вокруг кабинетов с партами кипит жизнь, и она не может не касаться внутришкольных дел. Оттого и превращается обычный урок, подводящий черту под шестилетним изучением истории, в занимательную беседу на серьезные темы.

Кадр из фильма "Училка"

Серьезность вперемешку с несколькими не слишком удачными, но выполненными на вполне школьном уровне шутками делает «Училку» очень живой. Понятно, что на экране мир весьма условен, что авторы просто вытаскивают зрителя на откровенный разговор, увлекают в «западню», где обрушат на незащищенные головы свой взгляд на окружающую действительность. И мы вроде бы готовы смириться с допущениями и сюжетными провалами, чтобы принять искреннюю позицию режиссера, актеров, продюсеров в отношении современного образования, отношения к нравственности, морали, истории, жизни, но тут «Училка» дает серьезный сбой.

Кадр из фильма "Училка"

Увы, относиться к зрителю как к равному себе у авторов хватило сил только на половину картины. Затем, когда, казалось бы, вы остаетесь один на один с героями и готовы впитать их позицию, «Училка» оборачивается фарсом. Причем фарсом довольно странным – происходящее внутри класса по инерции продолжает питать экранный драматизм, но внутренний мир школы и ее окружение вдруг превращаются в какой-то капустник с детьми-хакерами, с полубезумной журналисткой, с полковником спецназа, берущим на себя слишком много, с идиотами-родителями у ворот захваченной школы. Что это? Зачем? Контраст? Попытка удержать внимание зрителя, не всегда готового к утомительным серьезным разговорам? Или собственная неуверенность, нежелание доводить начатое до конца?

Кадр из фильма "Училка"

Понятно, что в какой-то момент и сценарист, и режиссер, да и, неверное, продюсеры задумались, чем им закончить историю с оружием в классе. Как героям избежать жертв, огласки, тяжких последствий? Авторы пошли по самому простому пути, обратили все едва ли не в шутку и смазали этим все впечатление о фильме. Мало того что финальное преображение учеников не выглядит здесь естественным, абсолютно не понятно, отчего они переходят на сторону преподавателя, так еще и жертва учительницы, почти библейская, выглядит лишь попыткой спустить сюжет на тормозах. Это вообще большая проблема фильмов о школе – они никогда не говорят о том, что стало с показанными в них героями, в кого ученики превратились, когда выросли, повлияли ли на их мировоззрение события, показанные в фильме. Финал «Училки» и вовсе обрубает все мысли о будущем героев. Да, вот они сидят у костра и поют песни, но сделал ли «необычный урок истории» их людьми? В этом, кажется, сомневаются даже создатели картины.

Напоследок очень трудно отказаться от самых теплых слов в адрес Ирины Купченко. Блистательная актриса получила в «Училке» если не возможность показать лучшие черты своего таланта, то по крайней мере большую часть экранного времени, чтобы удовлетворить все накопившиеся актерские амбиции. Лента предоставила Купченко большой диапазон эмоций, широкий спектр противостоящих характеров и яркое действие, требующее напряжения нервов. Актриса великолепно справилась, и ленту стоит посмотреть хотя бы и из-за ее участия. Впрочем, в «Училке» достаточно неплохих идей и умелых ходов для того, чтобы обратить на картину внимание, невзирая на лица. Ну, а не лучший третий акт? Так ведь и школа – это только начало большого пути. А в начале не стыдно и споткнуться.

С 26 ноября в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?