Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Статьи о кино

Коварная Библия

Обзор иностранной прессы по фильму «Исход: Цари и боги»

Добавить в закладки

Экранизировать книгу – в какой-то степени неблагодарное дело. Кинематограф и литература являют собой два совершенно разных вида искусства с разными средствами выразительности. Вдобавок книга ничем, кроме, пожалуй, твердой картонной обложки, не ограничивается – хочешь пиши 200, 500, 1000 страниц. Фильм все же желательно уложить в два или два с половиной часа, и зачастую хронометража не хватает, чтобы отразить все ключевые моменты литературного произведения. Режиссеру и сценаристу приходится выбирать, что включать в итоговую монтажную версию, а что вычеркивать. Порой кинодраматургу приходится поломать голову над тем, как вообще структурировать все написанное на страницах, ведь некоторые книги относятся к разряду не подлежащих экранизации.

Еще одной проблемой помимо кардинальных различий в способах подачи является фанбаза. Если, не дай бог, книга – бестселлер, обладающая толпами поклонников, экранизация почти наверняка обречена на фразу: «Книжка лучше». История кино доказывает, что угодить фанатам литературного первоисточника целиком и полностью практически невозможно, а редкие исключения лишь подтверждают правило.

Знаете ли вы, какая книга считается самой популярной и читаемой в мире? Библия, и экранизировать ее – мягко говоря, тяжкий труд. Это произведение с многовековой историей каждый интерпретирует по-своему, у нее множество разночтений и огромное количество, если позволите, фанатов (не путать с фанатиками). Поэтому-то любой блокбастер, основанный на Священном Писании, проходит через череду испытаний и критических замечаний, выпадающих на долю фильма по воле верующего сообщества.

Ветхозаветная история о великом пророке Моисее и освобождении еврейского народа из египетского плена проходила через процесс экранизации трижды, и каждый раз киноверсия шла своим путем, у «Исхода» Ридли Скотта этот путь был особенно тернистым, но об этом чуть позже.

Кадр из фильма "Десять заповедей"

Начнем же разговор с первопроходца, с «Десяти заповедей» Сесиля Б. ДеМилля, выпущенных больше полувека назад. Этот фильм вошел в Национальный регистр кинематографа США, его туда поместила Библиотека конгресса, назвав работу ДеМилля значимой в культурном, историческом и эстетическом плане. «Десять заповедей» были номинированы на 7 статуэток «Оскар», а Чарлтон Хестон попал в число претендентов на «Золотой глобус» в категории «Лучшая мужская роль». Более того, это один из самых успешных фильмов в финансовом плане – он собрал 122 миллиона в прокате, и, если цифру подкорректировать под нынешние цены и инфляцию, то это седьмой показатель в истории.

Критики к фильму тоже были благосклонны, в него лишь однажды кинули гнилой помидор.

«Напичканный событиями фильм пропитан помпезностью и выливается в долгую, поучительную проповедь, которая, конечно, важна, но ей не хватает внушительности», – написал Босли Кроусер (Bosley Crowther/The New York Times).

Остальные же пели в унисон, смакуя революционные на тот момент спецэффекты, нахваливая численность массовки и исполнителей главных ролей.

Кадр из фильма «Десять заповедей»

«Эпичная мыльная опера, рассказывающая о событии, которое очень впечатляет, но не особо развлекает. При этом продолжительность фильма больше, чем у какой-нибудь церковной службы», – высказался Том Танни (Tom Tunney/Empire).

«Отличительное изображение Исхода в его популярном представлении», – был лаконичен Питер Чэттевэй (Peter Chattaway/Christianity Today), пишущий для специального христианского сайта (к слову, он публикуется там до сих пор).

В 1956 году «Десяти заповедям» простили ставку на спецэффекты, отступления от Библии и «отбеленный» актерский состав.

Следующее сказание об Исходе выпустили в свет в 1998 году, сделав это весьма осторожно – в мультипликационном формате, ограничившись полумузыкальным содержимым и полуторачасовым хронометражем. Над анимационной лентой работали три режиссера, герои говорили голосами Мишель Пфайффер, Рэйфа Файнса, Стива Мартина, Вэла Килмера, Сандры Буллок, Джеффа Голдблюма и Патрика Стюарта. Композитором фильма был назначен мэтр Ханс Циммер. Вдобавок в «Принце Египта» использовалась на тот момент инновационная технология совмещения компьютера, кисти и последующей оцифровки. Иными словами, «Принц Египта» был знаковым проектом своего времени.

Кадр из мультфильма "Принц Египта"

Однако в конце XX века религиозная машина запретов и порицания уже сказала свое слово, но сделаем оговорку, что запрещали мультфильм из соображений веры, но не по причине искажений, которых в «Принце Египта» также хватало. Продукт DreamWorks в Малайзии и на Мальдивах, где население составляют преимущественно мусульмане, не попал в прокат. В этих странах запрещено изображать в медиа каких-либо пророков, в том числе Моисея.

«”Принц Египта” – это эпик с хорошим повествованием и грандиозным масштабом. Поразительное воображение, важные темы и яркие эмоции – все сошлось в этом мультфильме и сложилось в триумфальную работу, которая отражает саму суть совмещения мультипликации и живой игры актеров», – восторгается редакция журнала Empire.

«Богатый на исторические отсылки, детали в изображении персонажей и красочные картины, этот новый взгляд на сагу Моисея иногда превосходит даже “Десять заповедей” ДеМилля», – сделал комплимент мультфильму Гленн Ловелл (Glen Lovell/Variety).

Кадр из мультфильма "Принц Египта"

«Это великолепное эссе на тему свободы и отваги, которая нужна, чтобы эту свободу отвоевать у деспотов. В этом смысле “Принц Египта” больше похож на политическую или культурную картину, нежели на религиозную», – увидел иную грань Стивен Хантер (Stephen Hunter/The Washington Post).

Мультфильм даже пробился на «Оскар», но лишь в традиционной для мультфильмов категории «лучшая песня».

Теперь на экраны выходит «Исход» Ридли Скотта. Первый тизер явно намекал, что «Исход» последует безопасной формуле «Принца Египта» и спасется от безжалостного мира, сошедшего с ума от политкорректности. При желании можно разделить экран на две половины и найти максимально идентичные кадры, но потом Скотт начал дистанцировать свою картину от угодившего всем мультфильма Dreamworks. Чем больше была дистанция, тем больше «Исходу» сэра Ридли доставалось – за искажение Библии, за атеизм, за «отбеливание» актерского состава и даже за расизм.

«Как бы я ни любил хорошее библейское кино, я намерен бойкотировать «Исход». И я приглашаю присоединиться к моему бойкоту других евреев. Я хочу сказать, неужели мы действительно хотим видеть фильм, в котором Моисея играет Кристиан Бэйл? Голливуд достоин большего – как и мы», – положил начало тренду в соцсетях Сигал Самюэль (Sigal Samuel/Jewish Daily), пишущий для еврейского еженедельника.

С тех пор в Твиттере появился хэштег, быстро набравший популярность, – #BoycottExodusMovie.

К бойкоту присоединились и борцы за расовое многообразие. Они составили петицию и задались вопросом, почему в фильме, события которого разворачиваются в Египте, у всех персонажей белоснежная кожа.

«Мы, нижеподписавшиеся, были огорчены, когда узнали, что в новом эпике о Моисее Ридли Скотт предпочел актеров, которые подошли бы для худших фильмов Чарлтона Хестона. Библейские герои Скотта все – белые, все – мужчины. Актеры, играющие плохих парней, все с африканскими корнями» – под этим текстом свои виртуальные подписи оставили больше 16 000 человек.

Масла в огонь подлили сами Кристиан Бэйл и Ридли Скотт. Первый заявил, что Моисей – шизофреник и варвар, а второй ошарашил верующих тем, что пророк никаких чудес не совершал, а кровавые реки, смерть первенцев и даже разошедшиеся воды – логически обоснованные события; 10 проклятий – 10 научных объяснений.

«Нельзя просто так развести воды, образовать проход с гигантскими дрожащими стенами из воды, – говорит Скотт в интервью Entertainment Weekly и признается, что его в свое время повеселили “Десять заповедей”. – Тогда я не поверил в то, что увидел. Я был ребенком и сидел в третьем ряду. Помню я то чувство, поэтому я подумал, что лучше подойти к изображению с более научным подходом».

Ай-яй-яй, Ридли, как же ты не подумал, что нельзя такое говорить в преддверии проката – нельзя так пугать немалую часть аудитории.

«Как мы и говорили в случае с “Ноем”, это их право делать то, что они хотят, со своим фильмом, но многие просто скажут: “Это не моя история”. Такие люди в кинотеатр не пошли, и с “Исходом” может случиться то же самое», – сказал Крис Стоун, CEO сообщества ведомых верой потребителей (бывает и такое). Эта организация проводила соцопрос перед релизом «Ноя», и данные показали, что 98% не одобряют подход Голливуда к экранизации Библии, но справедливости ради сделаем сноску, что в опросе принимали участие 5000 человек.

Кадр из фильма «Исход: Цари и боги»

Интересно, был ли среди этих 5000 хоть один критик? Если да, то это, вероятно, Джо Ньюмайер (Joe Neumaier/New York Daily News): «История Моисея от Ридли Скотта загублена ужасным сценарием и плохим актерским составом. Ремейку “Десяти заповедей” не хватает размаха. Фильм получился глупым и вялым».

Ньюмайер оставил самый гневный отзыв, остальные зачастую в своих эмоциях путались.

«Ни один фильм с таким нелепым окончанием не может оставить довольным, тем более что еще и начало проваливается. Но длинная секция посередине – это поразительно качественное шоу», – озадачен Стивен Фарбер (Stephen Farber/The Hollywood Reporter).

«Возможно ли высидеть весь фильм до конца, перечисляя в уме моменты абсурда, а потом выйти из кинотеатра завороженным? Именно так можно описать мой опыт от просмотра новой конфетки для глаз от Ридли Скотта», – сбит с толку Крис Нашатэуйэй (Chris Nashataway/Entertainment Weekly).

Кадр из фильма «Исход: Цари и боги»

«Это смелая и бескомпромиссная постановка Скотта, библейский эпик, который перевернет ваше представление о вере, ни в коем случае не упрочит ее», – резюмирует Робби Коллин (Robbie Collin/The Telegraph).

«Что примечательно во впечатляющей психодраме Скотта по Ветхому Завету, так это то, как он укрощает массивные и колоссальные стихии, обращая свой скептицизм в богатый источник материала для конфликта морали и драмы», – огласил свой вердикт Джастин Чанг (Justin Chang/Variety).

Увидеть, насколько скептичен сэр Ридли Скотт и как он обошелся с сокровенной Библией, россияне смогут 1 января 2015 года, «Исход» обещает стать мощным игроком в нашем прокате.

Текст: Владислав Копысов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?