
Долгожданное развитие идей оригинала.
На стриминговом сервисе Hulu вышли первые два эпизода нового сериала Ноя Хоули «Чужой: Земля», не просто возвращающего ксеноморфа на экраны — хищный пришелец будет творить смертоубийства не в глубинах космоса, а в центре густонаселенного мегаполиса. Разбираемся, чем очередной истории про бесчеловечные корпорации и чудовище из сладких снов Ханса Гигера удается зацепить зрителей.
Сюжет разворачивается в 2120 году, до событий оригинального фильма Ридли Скотта остается пара лет, а Земля (и большинство планет Солнечной системы) поделена на сферы влияния между пятью корпорациями: Weyland-Yutani, Lynch, Dynamic, Threshold и Prodigy (самой молодой и загадочной на момент начала сериала). Во главе последней компании стоит Бой Кавалье (Сэмюэл Бленкин) — юное дарование с комплексом бога. На отдаленном острове под говорящим названием Нетляндия ученые Кавалье проводят опыты по переносу человеческого сознания в синтетическое тело. Все испытуемые — дети с теми или иными смертельными заболеваниями, и первой среди равных становится девочка, берущая после перемещения имя Венди (Сидни Чендлер).
Пока ребятня в Нетляндии привыкает к взрослым телам, в центре города Новый Сиам терпит крушение исследовательский корабль «Мажино» компании Weyland-Yutani. Судно должно было доставить на Землю образцы инопланетных существ, среди которых, конечно, нашлось место лицехватам чужих. Из-за загадочного происшествия, о подробностях которого зрителям пока не спешат рассказывать, твари вырываются на свободу, превращают команду в кровавый фарш и, когда корабль падает в густонаселенном районе, явно не планируют останавливаться на достигнутом. Помогать жертвам трагедии в составе группы военных отправляется медик Джо (Алекс Лоутер) — родной брат Венди, считающий ту погибшей. А поскольку груз конкурентов, упавший на его территории, видится Кавалье легкой добычей, триллионер соглашается послать Венди (втайне мечтающую найти брата) вместе с другими синтетиками с разумом детей на миссию по добыче образцов.
В центре корпоративных интриг и кровавого хаоса, учиненного чужими и не только (зрителей ждут и другие не менее пугающие создания), впервые за долгие годы дрейфа франшизы в сторону посредственности оказывается человеческая история. Пусть и разыграна она в основном отнюдь не людьми. После череды спорных продолжений, приквелов и попыток «мягкой перезагрузки» вселенная «Чужого» возвращается к корням, однако не совсем в том смысле, как можно было бы ожидать. Ной Хоули намеренно отказывается от космического ужаса в замкнутом пространстве в пользу открытого мира и расширения корпоративной мифологии. «Чужой: Земля» демонстративно сбрасывает истрепавшийся груз космо-хоррора, чтобы обратиться к вопросам сознания, искусственного интеллекта, власти и трансгуманистического будущего.
С каноном, впрочем, Хоули обращается невероятно бережно: с любовью цитирует знаменитую сцену трапезы команды после гиперсна из «Чужого», заигрывает с бессмертным тропом «злой андроид» и умело использует эпизоды с беготней по коридорам корабля для нагнетания саспенса. Связь с оригинальной вселенной чувствуется как на предметном (убранство и интерфейсы исследовательского судна, научных лабораторий и корпоративных офисов), так и на понятийном уровне. Логика мира не нарушена, глобальные детали, такие как натянутые межкорпоративные отношения и классовый и социальный разрывы между условными богатыми и бедными, людьми и синтетиками, на своих местах. «Чужой: Земля», в отличие от предшественников, подходит к вселенной франшизы разумно и с пиететом.
Два эпизода, уже доступные зрителям, формируют сюжетное и эмоциональное ядро всей истории и оставляют ровно столько вопросов, чтобы продолжение просмотра не вызывало сомнений. Многосерийный формат, конечно, не лишен недостатков. Кому-то проект Хоули может показаться слишком медленным. И, несмотря на внушительный бюджет (в открытых источниках указывают цифру в 250 млн долларов), внешний вид CGI-существ иногда оставляет желать лучшего. Однако титульный монстр в большинстве случаев оживает с помощью практических эффектов, что, несомненно, порадует поклонников фильмов Ридли Скотта и Джеймса Кэмерона. За персонажами и их взаимодействиями интересно наблюдать, но количество действующих лиц велико, а экранное время (даже у многосерийного проекта) ограничено. Впрочем, за оставшиеся шесть эпизодов, учитывая смертоносность обитателей корабля, ряды героев могут быстро поредеть.
Критики уже утверждают, что «Чужой: Земля» — глоток свежего воздуха после десятилетий томления франшизы в подвале самоповторов. Пока сложно утверждать, что сериал Хоули — лучшее, что происходило с серией с момента выхода «Чужих», но одно ясно точно: «Земля» — не просто попытка вернуть историю о ксеноморфах к жизни в новом формате, а стратегический разворот в сторону смыслов. Этот проект потребует от зрителей внимания, доверия и усидчивости, но те, кто выдержит неспешный темп, получат разветвленный, продуманный и до пугающего актуальный сай-фай. И практически нулевой уровень библейских отсылок.