Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Поскольку Стивен Фрирз родился в Англии в 1941 году, его может интересовать эпоха, когда он еще был в проекте. Чем-то иным затруднительно объяснить появление на свет столь аляповатой подделки под ретро-кинематограф, как «Миссис Хендерсон представляет» /Mrs. Henderson Presents/ (2005). Классическая английская съемочная добротность превратилась там в рисованные задники, классическая английская актерская школа дала мультяшных персонажей, классические английские изящество и юмор – туповатый дешевый комикс.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Миссис Хендерсон представляет"

Фильм официально объявлен римейком малоизвестного «Сегодня и еженощно» /Tonight and Every Night/ (1945) Виктора Сэвилла с молодой Ритой Хейворт, но с первого же кадра не покидает ощущение дежа вю в неофициальном смысле. В 1937 году богатая старая аристократка спокойно хоронит мужа, после чего перед поминальным обедом в одиночку садится в лодку, отплывает куда подальше и дает себе волю с горя прокричаться. Абсолютно те же страсти под великосветской сдержанностью в исполнении той же самой Джуди Денч мы видели в «Миссис Браун» /Mrs. Brown/ (1997). Но затем аристократке быстро надоедает вдовство, и она покупает театр-варьете со всеми приметами «Французского канкана» /French Cancan/ (1955) с Жаном Габеном. Здесь Габена играет Боб Хоскинс. Дальнейшие четыре года варьете будет красиво подражать «42-й улице» /42nd Street/ (1933), «Девушкам Зигфельда» /Ziegfeld Girl/ (1941) и т.п. в виде глянцевого дайджеста. Дальнейшая борьба за раздевания – женский вариант «Мужского стриптиза» /Full Monty, The/ (1997), хотя с размером груди вышло весьма наглядно, и скабрезность вообще – единственная приманка вместо Риты Хейворт. Но начавшаяся война снова напоминает все подряд: «Янки» /Yanks/ (1979), «Мост Ватерлоо» /Waterloo Bridge/ (1940), «Белые скалы Дувра» /White Cliffs of Dover, The/ (1944) и даже «Актрису» (1943) Леонида Трауберга.

Вероятно, Фрирз мечется в множестве подражаний к вящей славе «истинных леди», на которых и держится его родная Англия. Вероятно, это сюжет. Еще в годы Первой мировой войны миссис Хендерсон потеряла молоденького сына, затем десятилетия гнила в Индии при руководящем муже, но ничто ее не сломило, и в 70 лет она сохраняет пренебрежение условностями, бесстрашие перед будущим и способность к «половодью чувств», причем с неизменным остроумием слов и мыслей. «Дам Вамм», – путает она фамилию театрального антрепренера Ван Дамма, «Все вы в мечтах видите любовь, а в реальности не замечаете ее под носом», – поучает звезду варьете. К сожалению, с третьей же фразы остроумие становится натужным, будто аристократка в жизни только и делает, что резонерствует. Дело в том, что для «истинной леди» нужны «истинная» повседневность и «истинное» пространство. Для деятельной натуры нужна окружающая натура. Действие фильма между тем фрагментарно, театрализовано и постоянно меняет меру условности, скачет галопом по сюжету. То штампованно-романтический сельский пейзаж с кустами ракиты над рекой, то плохо прорисованное небо над Англией с открыто вырезанными фигурками Денч и Хоскинса, приклеенными к фону. То чистый фарс в обрамлении кулис, то дикий патриотический пафос уличного митинга. Когда Чемберлен говорит: «Поднимите, пожалуйста, синие шторы», – смеешься не над ним, а над собой – за то, что слушаешь столь фальшивое исполнение.

Вместо леди у Фрирза вышла вздорная старушенция со склонностью к припадкам прогрессирующего маразма. Ты посмотри на себя в зеркало, прежде чем публично и громко наезжать на антрепренера за наличие молоденькой жены. Ты уж реши что-нибудь одно, ноги твоей больше не будет в театре или ты постоянно будешь припираться туда в самый неподходящий момент. Сцена с переодеванием в китаянку и сидением на шкафу в рамках старушечьего вздора выглядит именно припадком, перелет на французское кладбище – слезливой сентиментальностью, свойственной именно старости, а не леди. Когда миссис Хендерсон вообще сыграла в сутенершу, вспоминается такая пошлость, как «ах, война, что ж ты, подлая, сделала» и, во-вторых, комплекс Наполеона. «Всех утопить» – стояло первым пунктом в наполеоновских планах. Когда доведение человека до самоубийства оправдано «французскими открытками», глаза не увлажняются, а на лоб лезут от наглости Фрирза, реальное прошлое превратившего в такой же комикс, каким он видит не наступившее пока будущее.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Миссис Хендерсон представляет"

Боб Хоскинс на этой «натуре» выглядит примерно так же, как в «Кто подставил кролика Роджера» /Who Framed Roger Rabbit/ (1988). Скучающая на крупных планах Джуди Денч объяснима лишь тем, что несколько лет назад, уже после «Миссис Браун», она реально похоронила мужа. Вообще-то истинная леди эпохи ретро была бы оскорблена, что ее живьем превратили в мультик «Вэлиант: пернатый спецназ» /Valiant/ (2005), она ж не голубь. Что к ее времени и пространству отнеслись вовсе не с юмором, как когда-то в «Быть или не быть» /To Be or Not to Be/ (1942) и «Бабетта идет на войну» /Babette s'en va-t-en guerre/ (1959). Отнеслись с идиотской уверенностью, что в XXI веке можно употреблять XX только для комиксовой стилистики. Только бы без разбору запихнуть в комиксовую стилистику всех его голых муз, пушки, бомбежки, остатки викторианской морали, зачатки сексуальной революции, премьеров правительства и премьеры спектаклей, а супер-леди сама приложится. За подобное издевательство она приложила бы Фрирза публичной пощечиной. Кстати, фильм с треском провалился в зарубежном прокате.

Комментарии  115


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть