Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Пэн: Путешествие в Нетландию»

По-детски наивная, по-театральному игривая и по-британски заносчивая вариация на тему «откуда есть пошел Питер Пэн». Музыкально, красиво, эффектно, но сюжетно не слишком притязательно

Добавить в закладки
Летучий нетландец

Трейлер

Сиротой мать оставила новорожденного Питера у дверей приюта, нашептав о том, что мальчик является особенным. Особенность сорванца заключается в его умении выдумывать небылицы и совать свой нос, куда не следует, – любопытство и отправило мальчишку в волшебную страну Нетландию, где правит суровый пират Черная Борода. Беспокойный Питер оказывается в самом центре войны пиратов с местным племенем – ведь одни считают его угрозой, а другие Избранным. Сам же мальчишка хочет просто встретиться с мамой и понять, кто же он такой…

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы в произведении Джеймса Барри прочитать одну очень грустную скрытую строку: за игривым сюжетом о летающем мальчике, который никогда не взрослел, лежит фантазия о жизни после смерти. Вылетевший в трубу сирота, который забрал с собой в волшебную страну мальчишек, потерявшихся в Кенсингтонском саду, – это ли не нелепая попытка объяснить ребенку, читающему книгу о Питере Пэне, то, что «люди смертны, и что печальнее всего – смертны внезапно». Значит ли это, что к роману Барри не стоит относиться всерьез? Отнюдь. Наоборот, из вселенной, им созданной, можно строить самые невероятные воздушные замки, которые на время могут заслонить своим блеском мрачные мысли о конечности жизни.

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

«Пэн» должен был стать крупным летним блокбастером Warner Bros., однако смена композитора и более тщательная проработка спецэффектов заставили студию перенести релиз с июля на октябрь

Джо Райт, от одного упоминания имени которого у множества российских искусствоведов и культурологов до сих пор сводит параличом лицо после «Анны Карениной» трехлетней давности, подошел к истории о Питере Пэне с фирменным размахом – режиссер выбрал точку опоры и перевернул классику. К черту пирата Капитана Крюка! К лешему Венди с ее девчачьими нравоучениями! В такую-то пропасть всех этих фей и прочую милоту! Нетландия – царство суровых мужчин, в котором нежностям нет места, зато есть место пышным костюмам, размашистым битвам и дерзким заимствованиям из других фильмов.

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

Выбор на роль Тигровой Лилии (индианки по сюжету) Руни Мары вызвал серьезный скандал в прессе. Коренные американцы даже организовали сбор подписей под открытым письмом в адрес Голливуда с призывом перестать снимать «белых» актрис в «цветных» ролях

Ожидаемая театрализованность постановки Райта превзошла все самые смелые прогнозы – как и «Каренина», «Пэн» гораздо ближе к какому-нибудь лурмановскому «Мулен Руж», чем к предыдущим экранизациям. И дело не только в том, что авторы взялись сочинить предысторию Питера, а в том, что публика сейчас требует большей энергетики от происходящего на экране, ярких спецэффектов, захватывающих дух полетов и внушающих трепет монстров. И Райту легко даются массовые сцены с поющими в унисон шахтерами или идущими на абордаж пиратами, стоит лишь снабдить это все пестрящими цветными дымами и удобрить ритмичной музыкой. Вот только по сравнению с другими яркими режиссерами у Джо Райта не всегда получается удерживать внимание на внутренних струнах истории, на том, что не дает каркасу сюжета рассыпаться.

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

И в этом главная беда «Пэна» – в какой-то момент фильм превращается в череду экшен-сцен (весьма эффектных, нужно признать), в которых напрочь теряются мотивы и характеры. Куда пропала мальчишеская дружба с Нибсом, которую так педалировали первые полчаса фильма? Зачем нужно было переносить действие в сороковые года? Чтобы самолетный бой снять? Какие события изменили Питера, ведь он постоянно только убегал и прятался? Что же все-таки случилось с матерью мальчика – рассказы героев, замешанные на лжи, окончательно сбивают с толку. Радует одно – за грандиозными сценами перестрелки корабля и самолетов в лондонском небе, пиратской погони на летающих кораблях и атаками Костоклювов вопросы вылетают из головы, не будучи даже сформулированы.

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

У Райта получилось залихватское кино – прыжки, стрельба, тайны, сражения не дают отвлечься от экрана ни на секунду. Пусть в кадре творится какая-то бессмыслица, зато у Хью Джекмана прикольная борода, а у Руни Мары симпатичные тени. Пусть Гаррет Хедлунд излишне много кривляется, зато на нем отлично сидит шляпа. И все это на фоне цитат из «Гарри Поттера», «Аватара», «Безумного Макса» и, безусловно, «Пиратов Карибского моря» – как тут не зааплодировать. Вот только по окончании всего этого визуального великолепия остается простой вопрос: «Зачем?» Что дал «Пэн» для понимания предыстории Питера и его отношений с Крюком? Ничего. Что фильм объяснил о Нетландии? Ничего. Стала ли картина полновесным приквелом? Нет, конечно.

А все потому, что история Питера Пена – это фантазия о жизни после смерти. И ее приквел – это жизнь. О жизни Питера Райт рассказывает первые полчаса, после чего на приют падает нацистская бомба и все герои отправляются в мир иной, где можно грезить о чем угодно, сколько угодно и как угодно. Можно летать, водить корабли и ловить голыми руками крокодилов. «Пэн» – красочная, грустная фантазия о том, что все самое главное нас ждет впереди и, возможно, в лучшем из миров.

С 8 октября в кино.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?