Летучий нетландец

По-детски наивная, по-театральному игривая и по-британски заносчивая вариация на тему «откуда есть пошел Питер Пэн». Музыкально, красиво, эффектно, но сюжетно не слишком притязательно

Рецензии

Пэн: Путешествие в Нетландию
Пэн: Путешествие в Нетландию (2015)
Pan
приключения, семейный, фэнтези
Режиссер: Джо Райт
В ролях: Хью Джекман, Леви Миллер, Гаррет Хедлунд, Руни Мара, Кара Делевинь
Премьера: 8 октября 2015 года
Смотри в сервисе Wink

Сиротой мать оставила новорожденного Питера у дверей приюта, нашептав о том, что мальчик является особенным. Особенность сорванца заключается в его умении выдумывать небылицы и совать свой нос, куда не следует, – любопытство и отправило мальчишку в волшебную страну Нетландию, где правит суровый пират Черная Борода. Беспокойный Питер оказывается в самом центре войны пиратов с местным племенем – ведь одни считают его угрозой, а другие Избранным. Сам же мальчишка хочет просто встретиться с мамой и понять, кто же он такой…

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы в произведении Джеймса Барри прочитать одну очень грустную скрытую строку: за игривым сюжетом о летающем мальчике, который никогда не взрослел, лежит фантазия о жизни после смерти. Вылетевший в трубу сирота, который забрал с собой в волшебную страну мальчишек, потерявшихся в Кенсингтонском саду, – это ли не нелепая попытка объяснить ребенку, читающему книгу о Питере Пэне, то, что «люди смертны, и что печальнее всего – смертны внезапно». Значит ли это, что к роману Барри не стоит относиться всерьез? Отнюдь. Наоборот, из вселенной, им созданной, можно строить самые невероятные воздушные замки, которые на время могут заслонить своим блеском мрачные мысли о конечности жизни.

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

«Пэн» должен был стать крупным летним блокбастером Warner Bros., однако смена композитора и более тщательная проработка спецэффектов заставили студию перенести релиз с июля на октябрь

Джо Райт, от одного упоминания имени которого у множества российских искусствоведов и культурологов до сих пор сводит параличом лицо после «Анны Карениной» трехлетней давности, подошел к истории о Питере Пэне с фирменным размахом – режиссер выбрал точку опоры и перевернул классику. К черту пирата Капитана Крюка! К лешему Венди с ее девчачьими нравоучениями! В такую-то пропасть всех этих фей и прочую милоту! Нетландия – царство суровых мужчин, в котором нежностям нет места, зато есть место пышным костюмам, размашистым битвам и дерзким заимствованиям из других фильмов.

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

Выбор на роль Тигровой Лилии (индианки по сюжету) Руни Мары вызвал серьезный скандал в прессе. Коренные американцы даже организовали сбор подписей под открытым письмом в адрес Голливуда с призывом перестать снимать «белых» актрис в «цветных» ролях

Ожидаемая театрализованность постановки Райта превзошла все самые смелые прогнозы – как и «Каренина», «Пэн» гораздо ближе к какому-нибудь лурмановскому «Мулен Руж», чем к предыдущим экранизациям. И дело не только в том, что авторы взялись сочинить предысторию Питера, а в том, что публика сейчас требует большей энергетики от происходящего на экране, ярких спецэффектов, захватывающих дух полетов и внушающих трепет монстров. И Райту легко даются массовые сцены с поющими в унисон шахтерами или идущими на абордаж пиратами, стоит лишь снабдить это все пестрящими цветными дымами и удобрить ритмичной музыкой. Вот только по сравнению с другими яркими режиссерами у Джо Райта не всегда получается удерживать внимание на внутренних струнах истории, на том, что не дает каркасу сюжета рассыпаться.

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

И в этом главная беда «Пэна» – в какой-то момент фильм превращается в череду экшен-сцен (весьма эффектных, нужно признать), в которых напрочь теряются мотивы и характеры. Куда пропала мальчишеская дружба с Нибсом, которую так педалировали первые полчаса фильма? Зачем нужно было переносить действие в сороковые года? Чтобы самолетный бой снять? Какие события изменили Питера, ведь он постоянно только убегал и прятался? Что же все-таки случилось с матерью мальчика – рассказы героев, замешанные на лжи, окончательно сбивают с толку. Радует одно – за грандиозными сценами перестрелки корабля и самолетов в лондонском небе, пиратской погони на летающих кораблях и атаками Костоклювов вопросы вылетают из головы, не будучи даже сформулированы.

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

Кадр из фильма "Пэн: Путешествие в Нетландию"

У Райта получилось залихватское кино – прыжки, стрельба, тайны, сражения не дают отвлечься от экрана ни на секунду. Пусть в кадре творится какая-то бессмыслица, зато у Хью Джекмана прикольная борода, а у Руни Мары симпатичные тени. Пусть Гаррет Хедлунд излишне много кривляется, зато на нем отлично сидит шляпа. И все это на фоне цитат из «Гарри Поттера», «Аватара», «Безумного Макса» и, безусловно, «Пиратов Карибского моря» – как тут не зааплодировать. Вот только по окончании всего этого визуального великолепия остается простой вопрос: «Зачем?» Что дал «Пэн» для понимания предыстории Питера и его отношений с Крюком? Ничего. Что фильм объяснил о Нетландии? Ничего. Стала ли картина полновесным приквелом? Нет, конечно.

А все потому, что история Питера Пена – это фантазия о жизни после смерти. И ее приквел – это жизнь. О жизни Питера Райт рассказывает первые полчаса, после чего на приют падает нацистская бомба и все герои отправляются в мир иной, где можно грезить о чем угодно, сколько угодно и как угодно. Можно летать, водить корабли и ловить голыми руками крокодилов. «Пэн» – красочная, грустная фантазия о том, что все самое главное нас ждет впереди и, возможно, в лучшем из миров.

С 8 октября в кино.

09.10.2015 Текст: Евгений Ухов
Оставайтесь с нами на связи и получайте свежие рецензии, подборки и новости о кино первыми Яндекс Дзен | Твиттер | Telegram | Instagram

Хочу в кино Хочу в кино —
приложение для киносвиданий
Выбери фильм и получай приглашения на свидания в кино
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Facebook Яндекс Дзен Твиттер Telegram Instagram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-55131 от 04.09.2013. © 2019 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Вход через Facebook Вход через ВКонтакте Вход по email
Зарегистрироваться
Регистрация


Дата рождения
*Обязательные поля Согласие на обработку персональных данных
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00