Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Рецензии

Рецензия на фильм «Время прощания»

После "Времени прощания" возникает четкая картина того, как Озон относится к умирающим. Пусть картинка окажется поклепом, но кино он снял про себя, любимого, который никогда не умрет. Ведь нужно просто не представлять себе свою смерть, чтобы столь явно придумать столь всеобъемлющую пошлость.

Добавить в закладки
Личное дело каждого

Трейлер

Создатели и актеры О фильме Рецензия Фильм в коллекциях Похожие Кадры Трейлеры Постеры
Екатерина Тарханова
Екатерина Тарханова Автор film.ru с 2000 г. 626 публикаций

Неслучайно единственным человеком, который многое вынес из "Времени прощания" /Temps qui reste, Le/ (2005), оказалась Жанна Моро. Нужно быть Жанной Моро, чтобы, думая, что выносишь, внести в кино то, чего там не ночевало. "Люди постоянно говорят о счастье, но оно сводится к удаче. Смысл имеют лишь разные радости – знание, что значит холод, жара, тени, свет", – вставляет она. После "Времени прощания" возникает четкая уверенность, что Франсуа Озон таких знаний не имеет. Мало того, после фильма возникает четкая картина, как сам Озон относится к умирающим.

Кадр из фильма "Время прощания"

Смерть он, может, и видел невольно, поскольку который уж раз избегает показывать мертвецов, но, когда в его жизни кто-нибудь начинает умирать, зуб даю – тут же делает ноги. Кто бы то ни был, при вести об умирании Озон тихо отползает на заранее подготовленные позиции, сказывается больным-занятым, не навещает ни разу до самого конца и не приходит на похороны. Пусть картинка окажется поклепом, но кино он про это снял – про себя, любимого, который никогда не умрет. Ведь нужно просто не представлять себе свою смерть, чтобы столь явно придумать столь всеобъемлющую пошлость.

"Что, если бы мне, не дай бог, сказали?"… – ну, пусть говорят неотразимчику Мельвилю Пупо. "Что бы я стал тогда делать?" – ну, пусть Пупо будет богатый, знаменитый, голубой. "Уж точно не возиться с анализами, операцией, химией, экстрасенсами, морфием, хосписом, которые все по-разному у всех", – ну, пусть будет четвертая стадия рака, причем неважно, чего. "Бросил бы я первым делом работу, бросил бы потом родственников, бросил бы следом секс", – после откровенной склочной сцены с любовником Пупо со смертным диагнозом в любом сортире в подвале любого гей-клуба вдруг становится чистый-чистый, будто всегда таким был, что и требовалось доказать. Единственное, что Озон, кстати, знает досконально – как выглядят подобные сортиры.

Кадр из фильма "Время прощания"

"Потом бы куда-нибудь уехал", – к бабушке, к бабушке, должен же кто-нибудь пожалеть. "А разве я сам не вправе жалеть себя?" – и Пупо вспоминает детство на уровне "как мальчишки впервые поцеловались" – ах, черт возьми, трогательно! – "как они писали в церкви в чашу для омовения рук" – ах, черт возьми, весело! "Но потом я обязательно сделал бы что-нибудь хорошее", – как рояль из кустов, Пупо подвертывается девица с бесплодным мужем, он делает им ребенка и оставляет ему все, что накопил. "А под самый конец я со всеми бы помирился", – слегка усохший Пупо засыпает на пляже рядом со здоровыми, богатыми телом купальщиками. "Но разве такой самый лучший, самый добрый, самый веселый, самый трогательный способен умереть?" – да никогда, ангел ты наш.

На первый взгляд, в фильме есть "простая смерть" и нет слезливых сантиментов. На второй – там только они и есть. Не в кадре, но в последовательности кадров. Для своей темы Озон выбрал самые тривиальные ходы мысли, что делает ее чистым умозрением, причем, примерно шестилетнего ребенка. Недаром единственное "абстрактное" рассуждение – пример с "шестилетним" воспоминанием, когда папочка заявляет в лесу про кролика-доходягу: "Таков закон природы". Недаром единственный "личный" момент при разговоре с бабушкой ("Почему ты рассказал именно мне? – Потому что ты тоже скоро умрешь") – мелкая месть, детская жестокость, желание обидеть. Больше ничем личным фильм похвастать не может, и вытягивают его действительно только Жанна Моро да немножко – Валерия Бруни Тедески.

Кадр из фильма "Время прощания"

Но обе они – на другие темы. Одна – про радость жизни, другая – про горесть жизни. И красавице Бруни Тедески достаточно одного скукоженного взгляда, чтобы ее героиня оказалась собой – подурневшей и обнаглевшей, и беззащитной, и старой в молодые годы от отсутствия ребенка.

Про смерть как тему Франсуа Озона после фильма думать не хочется, просто чтобы не позориться. А ему хватает стыда вспоминать в связи с ним "Земляничную поляну" /Smultronstallet/ (1957). Он бы еще вспомнил "Жить" /Ikiru/ (1952) Куросавы или "Слово" /Ordet/ (1955) Дрейера, или "Фильм Ника "Молния над водой" /Lightning Over Water/ (1980) Вима Вендерса и Николаса Рея.

Текст: Екатерина Тарханова
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?