Что посмотреть
Морозко Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWwJxdkFam Okko Okko
Подборки фильмов

15 самых изобретательных начальных титров фильмов и сериалов

В основе своей начальные титры – штука простая и функциональная. Дайте название фильма, сообщите, кто в нем снимался и кто работал за кадром, и зрители ничего больше от вас не потребуют

Добавить в закладки
Магия титров

Кадр из фильма «Вход в пустоту»

Как начать психоделическое кино об американском торговце наркотиками, который живет в Токио и работает в клубах? Естественно, с титров в стиле «клубные глюки»! Именно так начинается картина Гаспара Ноэ. Ее начальные титры – это настоящая феерия типографики и «кислотных» цветов под типичный клубный трек. Ничего больше заставка фильма не содержит – только мерцающие разноцветные и разношрифтные буквы на черном фоне. Однако этого оказывается более чем достаточно, чтобы зрители поняли, какое кино им предстоит увидеть. По признанию режиссера, при создании «Входа в пустоту» он вдохновлялся собственными ощущениями и переживаниями от приема галлюциногенных препаратов, включая экзотические «народные снадобья» из Южной Америки.

Кадр из фильма «Голый пистолет»

Титры «Голого пистолета» начинаются как титры самого что ни на есть стандартного полицейского кино (или скорее сериала). Полицейская машина с включенной «мигалкой» едет по ночной улице – вероятно, торопится на место преступления. Но через 25 секунд после начала титров «мигалка» заезжает на тротуар, чуть не сбивает нескольких прохожих… И пускается во все тяжкие. Она заезжает на мойку, затем в жилой дом, оттуда – в женский душ и заканчивает свое путешествие на «американских горках». И те зрители, кто еще не знают, что пришли на остроумную пародийную комедию, осознают, что это не обычный полицейский фильм, а переполненная визуальными и словесными приколами картина сценаристов и режиссеров Цукера, Абрамса и Цукера.

Кадр из фильма «Добро пожаловать в Zомбилэнд»

Как показать, что ваш фильм одновременно веселый, кровавый и крутой? Metallica и замедленная съемка! Представляя своих создателей, «Зомбилэнд» изображает их имена на фоне замедленных сцен кровавых столкновений между людьми и зомби. При этом каждый фрагмент одновременно страшный и смешной. В одном из них, например, невеста набрасывается на жениха, а в другом клиент улепетывает от стриптизерши. За кадром в это время играет очень тематически подходящий гимн For Whom the Bell Tolls в исполнении самой знаменитой американской металлической группы. Между прочим, над дизайном зомби в картине работал Тони Гарднер, начинавший как помощник мэтра индустрии Рика Бейкера, когда тот создавал спецэффектный грим для клипа Майкла Джексона Thriller. Гарднер играл в нем одного из зомби.

Кадр из сериала "Правосудие Декстера"

Что может быть скучнее утреннего мужского «ритуала»? Помыться, побриться, позавтракать, надеть свежую рубашку, выпить апельсинового сока, почистить зубы перед уходом… Однако заставка «Правосудия Декстера» – напомним, сериала о серийном убийце, который старается убивать лишь виновных в преступлениях, – снята так, что каждое действие главного героя приобретает метафорическое значение. Например, Декстер режет мясо для яичницы так, будто расчленяет жертву, и завязывает шнурки так, словно кого-то душит. Великолепное сочетание изобретательного дизайна и операторской работы… И отличной музыки британского композитора Рольфа Кента в обработке основного композитора шоу Дэниела Лихта.

Кадр из фильма «Монти Пайтон и Священный Грааль»

Белые буквы на черном фоне под мрачноватую музыку. «Наверно, хоррор», – думает зритель, если он не знает, чем знаменита британская скетч-труппа «Монти Пайтон». Затем в районе 35-й секунды у фильма внезапно появляются шведские субтитры. Которые вскоре превращаются в случайные сочетания «псевдошведских» слов и фраз. Далее автор субтитров начинает нести полную «пургу», и на экране появляются извинения из-за качества субтитров и заверения, что их создатели только что были уволены. И это только начало! Чем дальше, тем титры «Грааля» становятся безумнее и абсурднее. Заканчиваются они перечислением южноамериканских лам, снимавших фильм «вместе с Терри Гильямом и Терри Джонсом». Эталонный образец юмора в стиле «Монти Пайтон». 

Кадр из фильма «Розовая Пантера»

В 1960-х в моде были начальные титры в виде мультфильмов, но никто в этом не зашел так далеко, как создатели комедии о похищении крупнейшего в мире бриллианта, известного как «Розовая пантера». Студия United Artists заказала заставку картины известному аниматору Фрицу Фрилингу, ранее работавшему над мультфильмами студии Warner (Багс Банни и другие), и Фрилинг нарисовал столь обаятельную розовую пантеру (не бриллиант, а мультяшную героиню), что она зажила собственной жизнью. Одних только короткометражных мультфильмов о ней было нарисовано более сотни! А началось все с забавных трехминутных приключений на фоне титров самой первой «Розовой пантеры».

Кадр из фильма «Доктор Стрейнджлав»

Когда нормальные люди думают об атомной бомбе, они обычно чувствуют ужас. «Доктор Стрейнджлав», однако – комедия не о нормальных людях, а о тех, кто в годы холодной войны мечтал превратить ее в «горячую» и кто скрупулезно высчитывал, сколько миллионов американцев могут потерять США ради полного уничтожения советского коммунизма. Поэтому для начальных титров своей сатиры Стэнли Кубрик выбрал кадры «совокупления самолетов» – дозаправки в воздухе стратегического бомбардировщика с атомными бомбами на борту. Для военного фанатика это эротическая сцена, и в «Докторе Стрейнджлаве» ее сопровождает нежная, романтичная песня Try a Little Tenderness. Титры при этом были нарисованы от руки дизайнером Пабло Ферро, и они по стилю напоминали детские рисунки – прозрачный намек режиссера на то, что он думает о духовном развитии персонажей ленты.

Кадр из фильма «Хороший, плохой, злой»

По большому счету одной чарующей музыки Эннио Морриконе было бы вполне достаточно, чтобы вписать начальные титры классического спагетти-вестерна в историю кино. Но тема Морриконе – лишь вишенка на торте, который испек для Серджо Леоне (и зрителей всего мира) итальянский дизайнер Иджинио Лардани. Работая в своей домашней студии, он сочетал множество разных техник – сложная типографика, традиционная анимация, силуэтная анимация, цветовое манипулирование старыми фотографиями, водяные и песочные эффекты… В результате получились титры, которые как будто говорят зрителям: «Вы увидите эпическое историческое кино, которое поразит вас мастерством и выдумкой». И это была чистая правда.

Кадр из фильма «Казино Рояль»

При желании мы могли бы составить весь хит-парад из заставок «бондовских» лент. Ни один другой цикл не уделяет столько внимания эффектным титрам, и «бондовские» заставки смотрятся как превосходные видеоклипы, которыми можно наслаждаться в отрыве от основной ленты. Но сосредоточиться на них было бы неуважением по отношению к талантливым создателям других лент. Поэтому мы ограничились лишь одной заставкой – начальными титрами сравнительно недавней «перезагрузки» «Казино “Рояль”». Она показалась нам не только элегантной, эффектной и изобретательной, но еще и сильнее прочих привязанной к сути картины – представлению обновленного, более жесткого Джеймса Бонда. Креатив креативом, но отличные титры должны вписываться в картину, а не быть вещью в себе, красотой ради красоты.

Кадр из сериала "Игра престолов"

В последние годы телевизионные продюсеры редко выделяют время для продолжительных заставок. Они предпочитают оставлять как можно больше времени для основного содержания серий. Однако есть шоу, которые бы проиграли, если бы открывались коротким титром с заглавием. Эпическое фэнтези «Игра престолов» – как раз такой сериал. Потому что его заставка – это не только изобретательное произведение визуального искусства, но еще и наглядная карта, демонстрирующая важные для сюжета места и города из грандиозного мира, придуманного Джорджем Мартином. А так как эта карта трехмерная, она не только ориентирует зрителей в пространстве, но и напоминает, что в «Игре престолов» нет ничего простого. Почти в каждом значимом персонаже можно разглядеть психологическую сложность – подобно тому, как каждый город на карте при приближении оказывается большим скоплением зданий.

Кадр из фильма «Оружейный барон»

Торговля оружием – дело прибыльное, но жуткое. Даже если вы никогда не увидите тех, кого проданная вами пуля убьет, вы все же будете отчасти ответственны за их смерть. Этому посвящен «Оружейный барон» – военно-криминальный фильм о международной торговле оружием – и этому посвящены открывающие картину сцены, известные как «Жизнь пули». Начальные титры «Барона» в самом деле прослеживают жизнь автоматной пули – от ее производства на заводе на Украине (интересно, есть ли на самом деле военные заводы такого рода в Одессе?) до выстрела во время очередного африканского конфликта. В финале фрагмента пуля попадает в лоб солдату-подростку и убивает его наповал. Сопровождает эти жуткие кадры песня рок-группы Buffalo Springfield «For What It's Worth», написанная во времена «бунтов хиппи» в Лос-Анджелесе 1960-х.

Кадр из фильма «Семь»

Бывший клипмейкер Дэвид Финчер знает толк в эффектных начальных титрах. Достаточно вспомнить, как впечатляюще открываются «Бойцовский клуб» и «Девушка с татуировкой дракона». Но болезненная, шизофреническая заставка «Семи» не просто задает тон для одного из мрачнейших голливудских триллеров. Она представляет зрителям злодея, который после этого не появится в картине почти что для кульминационных сцен. Финчер хотел познакомить публику с внутренним миром «Джона Доу», но он знал, что не сможет показать лицо Кевина Спейси, потому что физиономию «Доу» надо было сохранить в тайне. Поэтому начальные титры сосредоточены на его писанине. Наблюдая за тем, как скрупулезно персонаж сочиняет и переплетает тома своих безумств, любой зритель осознает, что героям будет противостоять очень больной и очень опасный маньяк.

Кадр из фильма «Хранители»

Если «Игра престолов» в начальных титрах знакомит зрителей с миром, в котором развивается действие сериала, то комиксный блокбастер «Хранители» уместил в три заставочные минуты всю историю супергеройского движения «параллельной Земли» – от ранних триумфов до позднейших крахов. В титрах нашлось даже место для убийства Кеннеди, которое, разумеется, совершил один из персонажей картины. Редкое кино может похвастаться столь эффектным и экономным введением в столь грандиозный по объему материал. Хотя, конечно, лишь немногим режиссерам приходится решать такие проблемы, которые стояли перед постановщиком «Хранителей» Заком Снайдером. К нему часто относятся с пренебрежением, но начальные титры «Хранителей» безупречны и гениальны.

Кадр из мультсериала "Симпсоны"

На первый взгляд, заставка «Симпсонов» – пусть и эффектное, но вполне типичное для сериальной анимации представление основных персонажей. Но как только видишь несколько серий этого знаменитого рисованного ситкома подряд, понимаешь, в чем фокус его заставки. Она всякий раз меняется! Барт пишет разные фразы на школьной доске, Лиза играет разные соло на саксофоне, а когда в финале вся семья собирается на диване перед телевизором, сцена всякий раз заканчивается новой визуальной шуткой. Только представьте себе, как трудно было придумать более 500 приколов на одну и ту же тему! Но сценаристы и художники шоу всякий раз изобретают что-то новенькое. Порой весьма и весьма необычное. Вроде продолжительного прикола из 467-й серии MoneyBart, который для шоу придумал знаменитый мастер граффити Бэнкси.

Кадр из фильма "Игрок"

Рекорд по продолжительности сцены без единой монтажной склейки принадлежит, как известно, Александру Сокурову. В его «Русском ковчеге» 96 непрерывных минут, и это запредельное достижение вряд ли скоро будет побито. Однако и куда более скромные по продолжительности непрерывные сцены – это потрясающая демонстрация организации съемок и преданности искусству. В «Игроке» Роберта Олтмана начальные титры демонстрируются поверх непрерывного дубля длиной 8 минут 6 секунд, и это поистине эпический фрагмент, позволяющий зрителям понаблюдать за внутренней жизнью крупной киностудии. Олтману и его команде понадобилось «всего» 15 дублей, чтобы создать идеальную непрерывную сцену и самые впечатляющие начальные титры в истории Голливуда.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?