Наверх
Фильмы 2018 Гоголь. Страшная месть Мамма Миа 2 Кристофер Робин Мег: Монстр глубины 22 мили Отель «Артемида» Шпион, который меня кинул Альфа Между рядами

Режиссерский дебют Валерия Николаева «Медвежья охота» эксплуатирует мифологию российского биржевого андерграунда, теории финансовых заговоров и вечный для России конфликт мента и торгаша. «Уолл-стрит» по-русски, иначе говоря.

Начало мая – время продувное, ненадежное. Нервное. На смену авитаминозу приходит паранойя, из-за которой всякие мелочи превращаются в знамения рока. Президентская инаугурация – мероприятие скорей для галочки, но в прошлый раз ей аккомпанировал зловещий фейерверк в Манеже. В этот – обильно расклеенные по столице постеры с надписями «Медвежья охота» (2008) крупным шрифтом и помельче – «При поддержке Правительства РФ». А между ними, если присмотреться, пропечатана еще и сердитая цитата из самурайского кодекса бусидо про то, что жить, не пытаясь достичь поставленной цели – трусость. Медведь, повстречавший самурая. Правительство РФ, поддерживающее охоту на медведя, или охоту медведей на кого-нибудь еще. Тут же – восточные, то есть официально кремлевские, единоборства. Душераздирающий простор для интерпретаций.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Медвежья охота"

«Медвежью охоту» будут судить предвзято и пристрастно. Во-первых, это режиссерский дебют Валерия Николаева, российского актера, в чьем послужном списке значатся фильмы Нойса, Спилберга и Оливера Стоуна. Те, кто в райские кущи Города Ангелов не попал, предпочитают, чтобы за русских в Голливуде продолжал отдуваться Майкл Дудикофф. Во-вторых, тупой маркетинговый ход, совместивший премьеру «Медвежьей охоты» с важной кремлевской церемонией, скорей всего окажет триллеру медвежью услугу. Народ, сажавший на первомай укроп и залечивающий солнечные ожоги пополам с насморком, вряд ли повалит на официоз про патриота-брокера, спасающего отчизну от дефолта.

И напрасно. Начать с того, что под дефолт родную экономику подводят у Николаева родимые спецслужбы, устроившие диверсию с обвалом ценных бумаг, в которые обильно вложился госфонд «Здоровье нации». Ситуация, взятая прямиком из 1998 года, и несложно догадаться, что вымышленный фонд – всего лишь метафора тогдашних ГКО. Цель операции – дестабилизировать рынок и получить на руки управляемого президента, чьи выборы уже на носу. Ничего не подозревающего о заговоре самурая фондового рынка Олега Гринева (Валерий Николаев), которому сливают инсайд о предстоящем падении курса, заговорщики используют сначала в качестве финансового гения, «медведя», умеющего извлекать профит из понижения цен. А когда акции упали и не поднялись (о чем спецслужбы тоже позаботились по своим каналам) – как козла отпущения, профукавшего большую сумму денег. Во-первых, государственных. Во-вторых, взятых у очень серьезных дядь под гарантию дохода от обвала рынка. Попал паренек на бабки, короче говоря.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Медвежья охота"

«Медвежья охота», вопреки ожиданиям, оказалась довольно интересным экскурсом в реалии российской суверенной демократии, где не стесняются брать деньги у бандитов, а за финансовыми консультациями ездить в США. Режиссура у дебютанта Николаева вышла энергичная и простоватая, и часто вместо декораций он выставляет в кадре таблички с надписями «это – биржа», «это – лес», «это – погоня» и т.д. Бодрый монтаж, увы, не всегда может скрыть родимые пятна отечественного сериала: «Охоту» проектировали в четырех частях по 44 минуты каждая, и не все сюжетные линии и звездные камео (Ливанова, Виторгана, Назарова, Олялина) упаковались в два часа без повреждений. На большом экране фильму неуютно. Оператор не виноват: как и положено «для ящика», он не вдавался в детали, отдавая предпочтение мягкому освещению и средним планам.

Впрочем, форма в случае дебюта Николаева интересна совсем не так, как содержание, которое удивляет на протяжении всех двух часов, выделенных на полнометражную версию «Охоты». Тонкость интриги в том, что якобы стихийный рынок, который брокер Гринев считает отличным местом для приложения своего финансового гения, на самом деле управляемый. Точка зрения романтика Гринева – это позиция Игрока. Но когда случаем кто-то манипулирует, Игрок превращается в марионетку. На самом деле в «Медвежьей охоте», спасибо сценаристу Илье Авраменко, столкнулись лбами две смертельно враждебных философии. Одна рассчитывает получать от жизни дивиденды, играя с волей случая. Другая – управляя случаем административно-силовыми методами. Почувствуйте разницу. В переводе на русский это означает древний конфликт человека государева и частного. Политика и вольного стрелка. Мента и спекулянта.

Кадр из фильма

Кадр из фильма "Медвежья охота"

И тот и другой, заметим, одинаково любят деньги: создатели фильма не страдают идеалистическим взглядом на патриотизм одних и цинизм других. Просто у серых кардиналов родина продается плохо и получается 98-й год. А биржевый спекулянт Гринев готов хоть вечно извлекать прибыль из пошатнувшегося «Здоровья нации».

Хотелось бы, чтобы кто-нибудь знающий изнанку финансовой жизни объяснил доходчиво происходящее в фильме. Вот эти господа с замашками следователей НКВД и жучил на бирже – это вообще кто? Но, увы, вряд ли кто из наших богатых самураев даст на «Медвежью охоту» пространный, честный и профессиональный комментарий. За такие вольности самураям назначают харакири – и все дела.

Комментарии  51



Главное

 

Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть