
Неовестерн — жанр далеко не новый. Однако чем больше современные режиссеры занимаются деконструкцией столетних тропов и шаблонов, тем интереснее наблюдать за тем, насколько далеко может увести авторов актуальный взгляд на истории о ковбоях и бандитах. Собрали шесть новых вестернов, которые не боятся экспериментов и борьбы с пафосом почтенного жанра.
Режиссёр Джон МакЛин, некогда подруживший вестерн с шотландскими иммигрантами в пронзительной драме «Строго на запад», снова испытывает на прочность жанровые клише. Торнадо — имя японской девушки (Мицуки Кимура), оставшейся сиротой после того, как банда жестокого Шугармена (Тим Рот) расправилась с её отцом (Такэхиро Хира). Она крадёт золото у бандитов, провоцируя погоню, и заманивает преследователей в ловушку, подготовленную с хирургической точностью.
«Торнадо» эксплуатирует эстетику кросс-жанрового вестерна: самурайский меч главной героини справляется с кровавой местью похлеще любого «Кольта», а пустынные каньоны Дикого Запада заменяют мрачные британские леса и поля. За визуальную часть картины отвечает звездный ирландский оператор Робби Райан, номинированный на премию «Оскар» за работу над фильмами Йоргоса Лантимоса «Фаворитка» и «Бедные-несчастные».
Неовестерн, снятый Одри Каммингс, известной по многосерийной комедийной драме с двойным дном «Джинни и Джорджия», объединяет ковбойский нарратив с хоррором про осаду дома. Действие разворачивается в 1876 году на удаленном от любопытных глаз ранчо, где живут Пандора (Хизер Грэм) и ее дочь Хестер (Бриэль Робиллард). В конце XIX века отсутствие коммуникаций с внешним миром могло сыграть с хозяевами злую шутку, что и произошло в «Месте костей» — бандиты решают сделать из дома временное пристанище, а владельцев отправить к праотцам.
Удивлению преступников не будет предела, когда они поймут, что Пандора вовсе не беззащитная женщина в богом забытой глуши, а настоящий ангел смерти с полным арсеналом смертоносного оружия. «Место костей» переворачивает с ног на голову саму основу жанра, противопоставляя хрупкую на первый взгляд героиню целой толпе жаждущих крови убийц, быстро превращающихся из охотников в добычу.
Брат и сестра Лула (Эсме Крид-Майлз) и Джек (Левон Хоук) теряют родителей, а затем и деда (Гай Спранг), чьи дни оканчиваются на переправе через реку после столкновения с бандой Головореза Билла (Джульетт Льюис). Девушку похищают, а Джек, которого негодяи оставляют умирать на снегу, собирает остатки сил и бросается в погоню. В качестве помощника парень решает нанять в ближайшем городе охотника за головами Реджинальда Джонса (Питер Динклэйдж).
В основе картины — одноименный роман Джо Лэнсдейла. Режиссер Эллиотт Лестер делает ставку на старый добрый сюжет о спасении, но вплетает в повествование нуар, черный юмор и нетипичных героев. Одна из главных находок фильма — химия между Динклэйджем и Льюис, персонажи которых словно две стороны одной монеты — оба лишены морали и гонимы обществом, но заслужить право на спасение суждено лишь кому-то одному.
Подробнее о фильме «Чаща» читайте в нашей рецензии.
Дикий Запад, конец 1870-х. Уилл Эндрюс (Фред Хекинджер) — сын пастора, бросивший университет ради насыщенной жизни охотника на бизонов. Он присоединяется к команде закалённого ковбоя Миллера (Николас Кейдж), который возглавляет экспедицию в долину, где, по слухам, бизонов столько, что хватит на всю оставшуюся жизнь. Репутация у Миллера, мягко говоря, сомнительная, но Уилл решительно отбрасывает сомнения и отправляется навстречу приключениям.
«В поисках зверя» Гейба Польски основан на одноименном романе Джона Уильямса и является, пожалуй, одним из самых философских неовестернов последних лет. Здесь нет ни напряженных перестрелок, ни «плохих» и «хороших» персонажей. Только мрачное и медитативное погружение в темную сторону человеческой сути, где фанатичная охота на бизонов становится синонимом разрушающей силы прогресса.
«Мёртвые не причиняют боли» — второй режиссерский проект актера Вигго Мортенсена, снятый им по собственному сценарию. Камерная драма, умело маскирующаяся под вестерн, где в центре сюжета тяжелая судьба женщины (Вики Крипс), в одиночку вынужденной растить ребенка и вести хозяйство на удаленном от цивилизации ранчо.
Хольгер Олсен (Мортенсен) знакомится в Сан-Франциско с продавщицей цветов Вивьен Ле Куди (Крипс). Вскоре пара решает перебраться в Неваду, где Олсен покупает участок земли и строит дом. Когда начинается Гражданская война, мужчина покидает Вивьен, чтобы присоединиться к борьбе, и одинокая женщина быстро становится объектом навязчивого внимания местного негодяя (Солли МакЛауд). «Мёртвые не причиняют боли» деконструирует вестерн, разрушая все привычные для жанра клише: Вивьен — полноценная героиня истории, в которой на передний план выходит тема разлуки, любви и справедливости.
Спустя пять лет после окончания Гражданской войны в США бывшая служащая кавалерийского полка «Буффало» Мо Вашингтон (Летиша Райт) с небольшой группой отправляется к золотому прииску, чтобы отстоять своё право на шахту. На дилижанс нападают бандиты, повозка разбита, но выжившим удаётся захватить главаря шайки — Томми Уолша (Джейми Белл). Пока Мо держит негодяя на прицеле, её спутники отправляются за помощью.
Фильм Энтони Мандлера ловко переводит жанровый поезд на рельсы социального кино. В «В окружении» достаточно и бойкого экшена, и суровой драмы о сложной судьбе бывших рабов, получивших номинальную свободу, но не гражданские права. А Райт в главной роли демонстрирует многогранный и выверенный подход к игре — ее Мо одновременно и ранимая, сомневающаяся в правильности своих решений женщина, и безжалостная воительница, готовая на все ради осуществления мечты.