Что посмотреть
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 2W5zFJSejhJ Okko
Рецензии

Милые кости: рецензия на фэнтезийный фильм «Яга на нашу голову»

Загримированная Светлана Ходченкова ищет пропавшую ступу в современной Москве (а находит любовь!).

Сегодня Текст: Егор Козкин Обсудить
Добавить в закладки

Трейлер

В российский прокат вышел фильм-сказка «Яга на нашу голову». Режиссёр Александр Войтинский построил резюме на адаптациях волшебных историй, умело связывающих вымысел с реальностью. Для новой картины автор «Чёрной молнии» и «По щучьему велению» выбрал одну из самых каноничных злодеек фольклора – Бабу-ягу – и превратил её в героиню, способную на большие чувства. Взяв за основу малоизвестный первоисточник, книгу «Баба-яга на Новый год» Вали Филиппенко, Войтинский создаёт компактный, вполне уместный продукт, которым способна проникнуться требовательная отечественная аудитория.

Александр Самусев в роли Пети на кадре из фильма «Яга на нашу голову»

Александр Самусев в роли Пети на кадре из фильма «Яга на нашу голову»

Пете (Александр Самусев) десять лет, он живёт и учится в центре столицы, у него вечно занятые родители (Денис Прытков, Вероника Тимофеева) и почти нет друзей. Присмотреть за мальчиком по стечению магических обстоятельств приглашают сварливую Ягу (Светлана Ходченкова). У легендарной хранительницы леса похитили ступу, главное средство передвижения. Виновником оказывается Кощей (Юрий Колокольников) — бывший Яги, а ныне режиссёр модного иммерсивного театра Константин Бессмертин. Напуганный ожившими персонажами и их перипетиями Петя решает помочь Яге и заодно воссоединиться с семьёй, которой всегда не хватает на него времени.

Светлана Ходченкова в роли Яги на кадре из фильма «Яга на нашу голову»

Светлана Ходченкова в роли Яги на кадре из фильма «Яга на нашу голову»

Одним из неоспоримых достоинств «Яги» является её умеренный хронометраж менее полутора часов. Войтинский расходует это время расчетливо: увлекает повествованием, но не скатывается в шаблоны. Красочное вступление фильма кратко вводит аудиторию в курс дела, напоминая крафтовые заставки сериала «Гора самоцветов». Уже после открывается вид на приглаженную зимнюю Москву 2020-х, главную арену происходящего, укутанную в рекламные баннеры многочисленных спонсоров. Петя покажется юным зрителям и их родителям вполне узнаваемым типажом — печальным героем не от мира сего, который вместо скролинга тиктоков и других привычек поколения «альфа» (родившихся после 2010 года) мечтает попасть в театр конферансье Бессмертина. Отец Пети работает юристом в крупной компании, мать — семейным психологом (о своей семье женщина, конечно же, забыла, усмехаются создатели). Облагороженная среда немного заела Петю, поэтому знакомство с Ягой будет носить исправительный, терапевтический характер. В итоге путь героя приведёт к вполне ожидаемому счастливому финалу, где все ценности соблюдены, а подчёркнутая разница поколений, сумевших договориться между собой, наверняка умилит уставших от бытовых ссор взрослых хотя бы на один вечер.

Кадр из фильма «Яга на нашу голову»

Кадр из фильма «Яга на нашу голову»

Выступая на московской премьере фильма, Светлана Ходченкова призналась, что роль Яги для неё — мечта всей жизни. После долгой череды ролей статных героинь, в которых по умолчанию заложена внутренняя драма, Ходченкова меняется до неузнаваемости, и не только за счёт накладного носа. После одиозной колдуньи в «Волшебнике Изумрудного города» (пародирующей Тильду Суинтон из «Нарнии») актриса решилась на редкий комедийный образ в своей фильмографии и не прогадала. Постепенная трансформация героини из манипулятивной ведьмы с оскорблёнными чувствами в чуткую, отзывчивую наставницу удивит как поклонников, так и сторонних наблюдателей. Знакомство с гаджетами, выбор понравившейся обуви, лесная кухня в условиях мегаполиса — всё это элементы привыкания Яги к современному миру. Дуэт Ходченковой с Самусевым оказался органичным, взаимоуважительным партнёрством и центральным достижением фильма. 

Кощей, в свою очередь, вплоть до финала остаётся неряшливо выписанным антагонистом: авторы забывают про его коварство, выставляют картонным персонажем с угрожающей свитой помощников, пугающими киллерами-зайцами. Кощеевское альтер эго Бессмертина в теории можно похвалить за иронизирование над деспотизмом российских театральных постановщиков, но даже с ним выходит совсем неубедительно. Поверхностная мелодраматическая линия Яги и Кощея отчаянно требует развития и хоть какого-то углубления (здесь явно не помешал бы психолог).

«Яге» часто не хватает изобретательности или хотя бы той язвительной хаотичности, что есть в голливудских спин-оффах вроде «Джокера» и «Круэллы». На сложные эмоции сегодня дозволено рассчитывать только во взрослом киносегменте, и то с переменным успехом. Между миллиардерами «Горынычем» и «Алисой» новая «Яга» почувствует себя вполне комфортно, на своём законном месте.

Текст: Егор Козкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2025 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?