Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

Милый друг давно забытых лет

Добавить в закладки

Кинорежиссер Самсон Самсонов известен зрителям прежде всего своими картинами «Оптимистическая трагедия», «Попрыгунья», «Много шума из ничего», «Чисто английское убийство», «Огненные версты», «Одиноким предоставляется общежитие», «Казино».
Самсон Иосифович родился в городе Новозыбково Брянской области. С 1939г. – актер «Мосфильма», снимался в эпизодах и учился в Московском областном художественно-педагогическом училище «Памяти 1905 года». В 1949г. окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Сергея Герасимова и Тамары Макаровой). До 1954г. – режиссер Театра-студии киноактера. В 1951-52 гг. – режиссер Академического театра им. Вахтангова. С 1954г. – режиссер «Мосфильма».
Народный артист РСФСР (1978). Серебряный призер Венецианского кинофестиваля 1955г. Лауреат Каннского фестиваля 1969г. Лауреат Всесоюзного кинофестиваля.
Юбилейный вечер, посвященный 80-летию народного артиста СССР, кинорежиссера Самсона Самсонова, состоялся в Большом зале Центрального Дома кинематографистов 23 февраля. Юбиляра поздравили актеры Вячеслав Тихонов, Михаил Глузский, Любовь Соколова, Павел Винник, Наталья Белохвостикова, Ирина Муравьева, Александр Михайлов, Михаил Ножкин; пародисты Владимир Ланской и Максим Галкин; режиссеры Геннадий Полока, Сергей Соловьев, Владимир Наумов, Марлен Хуциев; кинодраматурги Виктор Мережко и Аркадий Инин; Евгений Дога, композитор, написавший музыку к 6 фильмам Самсона Самсонова; певица и актриса Лариса Шахворостова.
Киноконцерн «Мосфильм» вручил режиссеру почетное свидетельство и медаль «За вклад в золотой фонд российской кинематографии»; фестиваль «Любить по русски» наградил Самсона Самсонова почетным призом «За выдающийся вклад в экранизацию классики» «Золотая подкова».
Вниманию зрителей были представлены отрывки из фильмов «Попрыгунья» (1955), «Три сестры» (1964), «Каждый вечер в одиннадцать» (1969), «Чисто английское убийство» (1974), «Журавль в небе» (1977), «Восьмое чудо света» (1981), «Одиноким предоставляется общежитие» (1983).
Даже в тяжелое время малокартинья середины 90-х Самсонов сумел снять исторический костюмный фильм «Милый друг давно забытых лет…» по рассказу А.Толстого «Любовь».
-- Самсон Иосифович, как вам удалось найти спонсора для своего фильма? Для многих это нереально.
-- В те год я пришел к министру кинематографии Армену Медведеву. А он раскинул руки, распахнул пиджак и говорит: «Нате! Нет денег на кино! Где я вам возьму?» А Инкомбанк дал деньги – под Вячеслава Тихонова, который там играл. Они его очень любят. Актер Михайлов, который снимался у меня в главной роли, говорил: «Иду по »Мосфильму« и слышу иностранную речь да лай голодных собак. Только Самсонов один и снимает кино». А Сергей Соловьев пошутил, что я отрабатываю за всех безработных режиссеров.
-- Тихонов во многих ваших фильмах снимался?
-- Нет, только еще в «Оптимистической трагедии». Мы дружим много лет, и он дорожит этой дружбой. Он привез ко мне дочь, она давно его просила со мной познакомить, и я снял ее в главной роли в фильме «Милый друг…» Этим своим фильмом я хотел вернуть нежное, хрупкое кино. Это как бы мой протест против бойкого ширпотреба, которым все заполнено. Я такие фильмы не смотрю. Насилие над природой кинематографа мстит. Нельзя показывать в кино крикливость. В фильмах Феллини была фантасмагория, но Феллини – гений. Он говорил, что фантазию может снять только реалист. Я считаю, что кинематограф – это иллюзия жизни… Вот на одном из фестивалей показывали очередную работу Бертолуччи, и многие уходили с просмотра – не всем было понятно, о чем этот фильм. Но какая свободная, прекрасная жизнь показана на экране! Вы как бы не чувствуете камеру: люди общаются, гуляют, меняется время суток. У Бертолуччи надо учиться…
-- А у кого учились вы?
-- Я подался поступать к Александрову, к Пудовкину, но потом курс перешел к Сергею Герасимову, у которого я и прошел школу. Все, что имею – от него. Он открыл для меня мир искусства и был как отец – ведь я детдомовец, родителей рано потерял… Сейчас пишу воспоминания о своих учителях – Пырьеве, Юткевиче, Ромме, Герасимове.
-- Недавно у вас был юбилей, его торжественно отметили в Доме кино. Как ощущения?..
-- Возраст – бестактность природы. Мне кажется, что жизнь только начинается… До кино я был художником, но меня увлекло лицедейство, и я стал заниматься в театре-студии, писал рассказы.
-- Есть ли возможность снимать и дальше?
-- Посмотрим. Мои сценарии лежат у спонсоров. Вдруг чудо произойдет?
-- Ваша первая картина – «Попрыгунья»?
-- Это фильм по рассказу Чехова. За него на кинофестивале в Венеции я получил Гран-при. Феллини после просмотра подошел поздравить меня, похлопал по плечу и сказал: «Каро Самсония!» (Саrо по-итальянски «дорогой» – Н.Р.) На Каннском фестивале я показал «Оптимистическую трагедию», и фильм произвел шоковое впечатление. А когда на набережной увидели героиню фильма Маргариту Володину, которая играет комиссара, то не могли поверить, что это одна и та же женщина. Володина – красивая, в длинном шифоновом платье… и вдруг комиссар, отдающий команды, стреляющий в анархистов, женщина строгая, идейная.
-- Володина была вашей женой?
-- Да.
-- В каких ваших фильмах она еще снималась?
-- «Каждый вечер в одиннадцать», «Арена». «Три сестры», где сыграла Машу. Когда она снималась в моем фильме «Огненные версты», ей было 19 лет, она училась в Школе-студии МХАТ. А фильм «Арена» снимал оператор Миша Суслов, который сейчас живет и работает в Лос-Анджелесе. Он мне предлагал даже приехать в Америку преподавать.
-- А где теперь Володина?
-- Мы расстались. Сейчас она вместе с нашей дочерью и внучкой живет в Париже.
-- Как вы считаете, зависит ли судьба кинематографа or того, кто стоит во главе государства?
-- Да! Сейчас довольно трудно, а что будет дальше – посмотрим.

Текст: Надежда Репина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?