
5 сентября Роуз МакГоун празднует 52-й день рождения. Любимая Пейдж из «Зачарованных» и бунтарка из фильмов Грега Арраки, икона 1990-х и 2000-х, за яркими образами которой пряталась сломленная и сбившаяся с пути девушка, пережившая слишком много горестей. Рассказываем о жизни актрисы и ее непростой дороге в индустрии.
Роуз МакГоун выросла в секте
В мемуарах Brave актриса вскользь делится теплыми воспоминаниями о детстве, связанными лишь с образами итальянской природы — кипарисами и оливковыми деревьями, прикосновениями палящего солнца к коже и пестрыми полевыми цветами. В остальном ее детство было сущим кошмаром. Родители Роуз, французская писательница и ирландский художник, растили ее во Флоренции, в секте «Дети бога» — антисоциальном еретическом культе, основанном на идее свободной любви как высшем проявлении духовности.
Сподвижники культа физически и морально издевались над маленькой Роуз из-за ее нежелания пустить в свое детское сознание и сердце их жестокого и непонятного бога. Под гнетом Роуз быстро повзрослела и привыкла к жестоким правилам мира, а заодно навсегда распрощалась со здоровой самооценкой, личными границами и чувством безопасности. Установить дистанцию между собой и реальностью ей помогали книги и винтажная фотокамера отца, главы церковной ячейки. Роуз ловила на пленку сценки из жизни, настроение дня, параллельно придумывая вокруг снимков сюжеты.
Но с каждым днем она все сильнее изнывала от внутренней злобы и острого чувства несправедливости. Уже тогда она поняла, что полагаться на патриархальное общество нельзя, а жить в нем опасно. Ее возмущала насильственная сектантская иерархия. Женщин вынуждали заниматься секс-работой, а под конец существования в секте стали продвигать неподобающее отношение к детям. Тогда отец Роуз и запланировал побег. Он помог маленькой дочери и ее брату Нэту перебраться в Тоскану. А позже присоединился к ним вместе со своей второй женой. Мать Роуз временно осталась в культе воспитывать маленьких детей.
Побег по Америке — буллинг, домашнее насилие и реабилитация
Переезд в Америку вместе с братом и отцом, а затем воссоединение с матерью не избавили Роуз от одиночества. Школы — будь то в Вашингтоне, Колорадо или Орегоне — проповедовали индивидуализм, но на деле отвергали любое отличие от нормы. Одноклассники травили десятилетнюю Роуз: обливали её помоями, высмеивали за чудаковатость и унижали из-за бедности семьи и её зависимости от церковной благотворительности.
Взрослея, МакГоун в каждом уголке страны ощущала себя изгоем, чувствуя на себе косые взгляды окружающих, замечала, как взрослые прилюдно запрещали своим детям с ней разговаривать. Дома тоже приходилось несладко. Нужно было присматривать за полудюжиной младших сиблингов и терпеть противного бойфренда матери, который двусмысленно смотрел на младших сестер Роуз, бил ее братьев до посинения и гонялся за семьей с ружьем. Позже выяснилось, что он подвергал сестренку Роуз, Мэри, сексуализированному насилию, но в полиции отказывались в это поверить.
В 13 лет отчим упек Роуз в реабилитационный центр после того, как тинейджерка единожды попробовала запрещенные вещества. В итоге Роуз сбежала из клиники и больше не возвращалась к матери. Она долго слонялась по Америке, выпрашивала деньги на автобусные билеты у полицейских, жила на улицах и в приютах для бездомных. В конце концов изможденная голодом и холодом Роуз перебралась к отцу в Сиэтл.
Прелюдия к большой карьере
Ещё будучи воспитанницей «Детей бога», МакГоун полюбила петь, музыка помогла ей уверовать, но не в бога, а в себя. А уже в Сиэтле 14-летняя Роуз устроилась помощницей в похоронное бюро и сотрудницей кинотеатра. Когда кинозалы пустовали, она забиралась на сцену и пела, а по вечерам пересматривала идущие в прокате «Кто подставил кролика Роджера» и «Деловую девушку» — фильмы разожгли в Роуз стремление пробиться в мужском мире. Она знала, что однажды станет знаменитой. Однако всем взрослым не было дела до ее амбиций и талантов, как и до ее жизни.
Отец заставил тинейджерку платить за проживание в его доме, поэтому в Голливуд ее привели нужда и инстинкт выживания. В поисках заработка Роуз наткнулась на флаер-приглашение в массовку «Класса 1999». На площадке она подружилась с актером Джошуа Миллером, и его мама помогла МакГоун добраться до Голливуда, где она почти сразу получает роль в «Замороженном калифорнийце» и обретает независимость, лишив отца и мать родительских прав.
Параллельно учебе в старшей школе она изучает театральное мастерство и участвует в постановках греческих трагедий. Над головой юной актрисы очень быстро сгущаются тучи. Она заводит токсичный роман с богатым, на абьюзивным юношей из Беверли-Хиллз, из которого ее еле-еле вытаскивает добрейший из людей — харизматичный Бретт Кантор. 19-летняя МакГоун наконец искренне влюбляется, и жизнь приобретает краски. Но накануне старта их совместной жизни Бретта жестоко убивают — 23 ножевых ранения. Убийца все еще не найден.
Потерянная в поколении
Спустя три недели после смерти возлюбленного к скорбящей Роуз на улице подходит женщина и предлагает сняться в панковом сексплуатэйшне Грегга Араки — «Поколение игры Doom», после показа которого на кинофестивале в Сиэтле отец МакГоун даже рвался врезать режиссеру. Героиня Роуз Эми Блю — оторва и сердцеедка, влюбляющая в себя одним взглядом и страстно мечтающая вырваться на свободу.
Хулиганистый по всем параметрам фильм отчасти искаженно репрезентирует путь вечной беглянки Роуз к независимости. На съёмочной площадке, впрочем, речи о женской эмансипации не шло: актрисе приходилось мириться с навязчивыми выходками партнёров в интимных сценах и с пренебрежительным, подчас уничижительным отношением Араки как во время работы, так и на пресс-турах.
После релиза фильма Роуз просыпается знаменитостью. Она получает свой первый большой гонорар за второстепенную роль в «Крике», снимается в научной фантастике «Фантомы», устраивает себе выпускной бал в «Королевах убийств», оказывается под прицелом MTV и желтой прессы.
Новая секта — Голливуд
В мемуарах МакГоун вспоминает Фрэнсис Фармер, культовую американскую актрису 1930-1940-х, которая отчаянно пыталась порвать с Голливудом. Но продюсеры-мужчины не выпускали ее из своих цепких лап и упекли актрису в психиатрическую лечебницу. «От нее осталась лишь пустая оболочка», — пишет МакГоун, обнаруживая себя в том же состоянии и сразу извиняясь перед читателями за то, что была частью голливудского культа, промывающего мозги, навязывающего извращенное мировоззрение и пропагандирующего сексуализацию женщин.
На старте пути Роуз остро воспринимала противоречия киноиндустрии, но не видела для себя иного выхода, кроме как принять её правила и продолжать работать. Кино приносило необходимый заработок и дарило возможность спрятаться за образами героинь, позволяя хотя бы ненадолго забыть о сложностях повседневной жизни.
Кошмар с Харви Вайнштейном
На съёмках «Класса 1999» Роуз впервые столкнулась с домогательствами. В своей книге актриса, не упоминая его имени, вспоминает сорокалетнего коллегу, в котором она увидела фигуру отца и потенциального друга. А тот, воспользовавшись ее доверием, бесстыдно схватил ее за грудь и склонял к сексу. Тот же мужчина позднее появился на площадке «Крика» и никак не мог понять, почему лицо Роуз кажется ему знакомым.
По-настоящему роковой стала роль МакГоун в «Попутчиках» Марка Пеллингтона. После показа фильма на фестивале «Сандэнс» Харви Вайнштейн назначил Роуз утреннюю бизнес-встречу в ресторане его отеля, как раз перед началом пресс-джанкетов. Менеджерка заверила Роуз, что ей необходимо «произвести хорошее впечатление», иначе не видать ей карьеры.
На входе в отель Роуз попросили подняться к Вайнштейну в его «офис», где после долгого обсуждения траектории развития ее карьеры Роуз подверглась сексуализированному насилию. После случившегося актриса игнорировала звонки продюсера. В прокуратуре актрису убедили, что после сыгранных ею откровенных сцен у нее нет шансов выиграть дело. Адвокат Роуз потребовал от Вайнштена выплатить 100 тысяч долларов в качестве компенсации, которые МакГоун потратила на психотерапию ее ПТСР и пожертвовала в фонды социальной поддержки женщин и мужчин, переживших секуализированное насилие. Однако лекарства и терапия не помогли. Роуз до сих пор мучают ночные кошмары и приступы тревоги.
Что было после? Мэнсон, «Зачарованные» и Родригес
Сразу после событий в отеле Вайнштейн перекрыл Роуз кислород. Переживая штиль в карьере, Роуз знакомится с Мэрилином Мэнсоном. За таблоидным романом, широко и насмешливо освещаемым СМИ, скрывались месяцы стабильных отношений. Правда, это продлилось недолго. После масс-шутинга в школе «Колумбайн» в 1999 году Мэнсон оказался в эпицентре моральной паники за то, что стрелки поклонялись музыканту. Мэрилину и Роуз угрожали расправой, некоторое время пара вынужденно жила затворниками, а в 2001 году они рассталась.
К тому времени 28-летняя МакГоун почти похоронила карьеру. Неожиданно её пригласили в сериал «Зачарованные» — сыграть харизматичную и обаятельную ведьму Пейдж. Персонаж быстро завоевал симпатии миллионов зрительниц, да и сама актриса ценила эту роль: впервые ей не приходилось изображать оторванную от реальности аутсайдерку или карикатурную соблазнительницу. Однако с коллегами по съёмочной площадке, Алиссой Милано и Холли Мэри Комбс, тёплых отношений не сложилось. Разные характеры и социальный опыт только усиливали отчуждение, и со временем участие в шоу стало ощущаться для неё скорее как ловушка, чем как шанс.
В перерывах между сезонами, в 2006 году, Роуз знакомится с Робертом Родригесом, с которым у актрисы завязывается бурный и самый разрушительный роман. Режиссер приглашает МакГоун сняться в его дабл-фичере с Тарантино — «Планете Террора» и «Доказательстве смерти». Роуз казалось, что под крылом Родригеса ей будет безопасно, что работа с Тарантино сделает ее востребованной. Однако все вышло наоборот.
«Планета Террора» обернулась для Роуз психологическим испытанием. Зная о преступлениях Вайнштейна, Родригес включил в сценарий сцену, где героиня МакГоун, стриптизерша Черри Дарлинг, подвергается насилию со стороны персонажа Тарантино. А после завершения съемок режиссер продал свой фильм дистрибьюторской компании Вайнштейна. Роуз терпела психологическое давление режиссера, его ревность и нервные срывы, но не могла уйти вплоть до выхода фильма «Мачете», который поставил точку в партнерстве режиссера и актрисы.
Активизм и новые формы самовыражения
В 2014 году Роуз выпускает дебютную короткометражку «Рассвет», снятую по сценарию друга Джоша Миллера. Фильм о девичьем томлении и самоопределении в консервативном патриархальном мире поразил критиков чуткой режиссурой. В последующих короткометражных работах, «Женская матка» 2017 года и «Лунатизм» 2020-го, Роуз вновь обращается к женской идентичности, тем самым присваивая право на репрезентацию женщин и разговор о них.
В 2016 году Роуз успешно питчит Amazon Studios сценарий сериала и готовится сесть в режиссерское кресло. Все меняется, когда в 2017 году актриса Эшли Джадд публично обвиняет Вайнштейна в домогательствах и сексуализированном насилии. Пару дней спустя Роуз МакГоун рассказывает о своем горьком опыте, обвиняя знавших обо всем актеров и продюсеров, включая руководство Amazon, в трусливом и жестоком замалчивании масштабной индустриальной проблемы. После чего руководство студии закрывает производство ее шоу.
В 2020-м Роуз навсегда сбежала из Голливуда, переехав в Мексику. Перевыпустила музыкальный альбом Planet 9 и обрела чувство свободы. Она осознала, что с самого начала могла стать писательницей, режиссеркой, сценаристкой и активисткой, избежав стольких слез и потерь. Все эти годы актриса фокусируется на духовном исцелении, музыке, изучении новых форм искусства и социально значимой работе. Как и ее героиня Пейдж, МакГоун обрела смысл в помощи людям.