Что посмотреть Раньше было лучше?
Мосгаз. Дело № 10. Метроном Рекламное объявление О рекламодателе ERID: F7NfYUJCUneLr2pM1dbH
Обзоры

«Мутанты»: Тараканы грядут!

Насекомые мутировали -- разрослись до гигантских размеров, научились имитировать внешность двуногих и перешли на новую питательную диету -- свежую человечину...

Добавить в закладки
«Мутанты»: Тараканы грядут!

Для борьбы с переносчиками опасных инфекций, было выведено новое насекомое: гибрид термита и богомола. Сожрав всех членистоногих носителей заразы твари должны были незамедлительно передохнуть. Но назло генетикам и энтомологам выжили и расплодились в тоннелях нью-йоркской подземки. Насекомые мутировали – разрослись до гигантских размеров, научились имитировать внешность двуногих и перешли на новую питательную диету – свежую человечину. Таков сюжет голливудского дебюта мексиканского фантазера Гильермо Дель Торо, фильма со зловещим названием "Мутанты".
Отчего в голливудских лентах последних лет так много злокозненных насекомых – жуков, тараканов, муравьев? Чем эти неприметные твари привлекли к себе внимание и почтенных авторов блокбастеров и изготовителей дешевых полукустарных страшилок? Почему внешность пришельцев из внеземных миров все чаще стилизуется ими под всевозможных клопов, пауков или сороконожек?
Традиция берет начало в третьеразрядных ужастиках пятидесятых годов, которые на свой лад выражали страх американского обывателя перед возможной агрессией коммунистических Советов. Инопланетный паразит, вселившийся в тело добропорядочного гражданина был наглядной метафорой "вредоносных идей", занесенных извне в стабильную благодать американского обихода. Конечно, все это миф – и повседневность в те годы была не столь уж благодатной и угроза агрессии – раздутой сверх мер. Тем не менее, сама сюжетная модель "внедрения чужака" прижилась в голливудском кинематографе. Инопланетные "тараканы" по прежнему обживают людские тела в фильмах различных жанров – в современных страшилках (вроде "Похитителей тел" Абеля Феррары), комических боевиках (см. "Людей в черном" Барри Зоннефельда) и даже в "арт-хаусном" кино (пример – "кислотная притча" Грегга Араки "Нигде").
И все же, почему именно "тараканы" олицетворяют собой неконтролируемую угрозу? Конечно, люди во все века неприязненно относились к малопонятным и малоприятным шестиногим соседям и квартирантам. Но простой брезгливости и неприязни все-таки недостаточно для "демонизации" безобидных жучков-паучков. Ближе всего к ответу на "коренной" вопрос современности подошел мексиканский режиссер Гильермо Дель Торо, который делает насекомых-инсектов центральными персонажами своих фильмов. Если сложить реплики резонерствующих умников из его лент "Хронос" и "Мимикрия" (у нас картина переименована в "Мутантов") получатся вполне внятные тезисы: "Шестиногие твари – весьма совершенные существа, они могут летать, парить, ползти по горизонтали и вверх, и даже – ходить по воде аки посуху (посрамляя тем самым двуногих чудотворцев и святых). Они не чувствуют боли, а потому – потенциально неуязвимы. Они лишены индивидуальных черт – а посему частная смерть им не страшна (новая особь будет точной копией сгинувшей). У "тараканов" отсутствует интеллект, но организация их сообществ действенна, совершенна и мудра". Короче говоря, "таракан" не размышляет, он действует решительно и непреклонно, именно так как ему предначертала жизненная программа-инстинкт. Это-то в нем и пугает нас. С суждениями Гильермо Дель Торо вполне солидарен Пол Верхувен, в своей гротескной антиутопии "Звездный десант", показавший тоталитарное людское общество грядущего и колонию инопланетных инсектов структурными подобиями-близнецами. И тут и там места для частного своеволия попросту не предусмотрено. Выходит, что именно "таракан", идеально отлаженный природою безмозглый биоробот – материализует наши страхи перед нивелирующим диктатом государства, общественного мнения, предрассудков масс. Ведь каждому из нас хочется быть хоть в чем-то "не таким как все", каждый из нас стремится принимать в жизни самостоятельные решения.

Текст: Сергей Анашкин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?