Рекламное объявление
О рекламодателе
ERID: 2W5zFJSejhJ
Насекомые мутировали -- разрослись до гигантских размеров, научились имитировать внешность двуногих и перешли на новую питательную диету -- свежую человечину...
Для борьбы с переносчиками опасных инфекций, было выведено новое насекомое: гибрид термита и богомола. Сожрав всех членистоногих носителей заразы твари должны были незамедлительно передохнуть. Но назло генетикам и энтомологам выжили и расплодились в тоннелях нью-йоркской подземки. Насекомые мутировали – разрослись до гигантских размеров, научились имитировать внешность двуногих и перешли на новую питательную диету – свежую человечину. Таков сюжет голливудского дебюта мексиканского фантазера Гильермо Дель Торо, фильма со зловещим названием "Мутанты".
Отчего в голливудских лентах последних лет так много злокозненных насекомых – жуков, тараканов, муравьев? Чем эти неприметные твари привлекли к себе внимание и почтенных авторов блокбастеров и изготовителей дешевых полукустарных страшилок? Почему внешность пришельцев из внеземных миров все чаще стилизуется ими под всевозможных клопов, пауков или сороконожек?
Традиция берет начало в третьеразрядных ужастиках пятидесятых годов, которые на свой лад выражали страх американского обывателя перед возможной агрессией коммунистических Советов. Инопланетный паразит, вселившийся в тело добропорядочного гражданина был наглядной метафорой "вредоносных идей", занесенных извне в стабильную благодать американского обихода. Конечно, все это миф – и повседневность в те годы была не столь уж благодатной и угроза агрессии – раздутой сверх мер. Тем не менее, сама сюжетная модель "внедрения чужака" прижилась в голливудском кинематографе. Инопланетные "тараканы" по прежнему обживают людские тела в фильмах различных жанров – в современных страшилках (вроде "Похитителей тел" Абеля Феррары), комических боевиках (см. "Людей в черном" Барри Зоннефельда) и даже в "арт-хаусном" кино (пример – "кислотная притча" Грегга Араки "Нигде").
И все же, почему именно "тараканы" олицетворяют собой неконтролируемую угрозу? Конечно, люди во все века неприязненно относились к малопонятным и малоприятным шестиногим соседям и квартирантам. Но простой брезгливости и неприязни все-таки недостаточно для "демонизации" безобидных жучков-паучков. Ближе всего к ответу на "коренной" вопрос современности подошел мексиканский режиссер Гильермо Дель Торо, который делает насекомых-инсектов центральными персонажами своих фильмов. Если сложить реплики резонерствующих умников из его лент "Хронос" и "Мимикрия" (у нас картина переименована в "Мутантов") получатся вполне внятные тезисы: "Шестиногие твари – весьма совершенные существа, они могут летать, парить, ползти по горизонтали и вверх, и даже – ходить по воде аки посуху (посрамляя тем самым двуногих чудотворцев и святых). Они не чувствуют боли, а потому – потенциально неуязвимы. Они лишены индивидуальных черт – а посему частная смерть им не страшна (новая особь будет точной копией сгинувшей). У "тараканов" отсутствует интеллект, но организация их сообществ действенна, совершенна и мудра". Короче говоря, "таракан" не размышляет, он действует решительно и непреклонно, именно так как ему предначертала жизненная программа-инстинкт. Это-то в нем и пугает нас. С суждениями Гильермо Дель Торо вполне солидарен Пол Верхувен, в своей гротескной антиутопии "Звездный десант", показавший тоталитарное людское общество грядущего и колонию инопланетных инсектов структурными подобиями-близнецами. И тут и там места для частного своеволия попросту не предусмотрено. Выходит, что именно "таракан", идеально отлаженный природою безмозглый биоробот – материализует наши страхи перед нивелирующим диктатом государства, общественного мнения, предрассудков масс. Ведь каждому из нас хочется быть хоть в чем-то "не таким как все", каждый из нас стремится принимать в жизни самостоятельные решения.
Ничего не чувствую: почему 2025-й — год мужской депрессии в кино?
24 декабря / Текст: Егор Козкин
Рецензия на фильм «Буратино»: он не игрушка? он живой?
24 декабря / Текст: Ная Гусева
Лучшие игры 2025 года
24 декабря / Текст: Сергей Сергиенко
Что смотреть в кино на этой неделе: «Три богатыря и свет клином» и «Мечты сбываются»
24 декабря / Текст: Алихан Исрапилов
12 лучших российских сериалов 2025 года
23 декабря / Текст: Максим Ершов, Владимир Ростовский
12 романтических комедий 2025 года, которые заставили нас снова (не) поверить в любовь
23 декабря / Текст: Настасья Горбачевская
Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).