Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Мы делаем такие мультфильмы, какие хотели бы смотреть сами

Основатель студии Pixar, креативный директор Walt Disney Animation Studios Джон Лассетер провел в Москве мастер-класс в рамках фестиваля "Черешневый лес". Film.ru публикует самые интересные фрагменты беседы легендарного режиссера со студентами киношколы CINEMOTION
Добавить в закладки

Это моя первая поездка в Москву и вообще в Россию, я ждал ее очень долго. Обожаю вашу страну, город, здесь все прекрасно! Все, кого я тут повстречал, удивительные люди. Город – это не здания. Конечно, ваши здания тоже очень красивы, но главное – люди, и они великолепны.

Может быть, в следующий раз вы снимете что-нибудь о Москве? У вас есть любимый мультфильм?

Мой любимый фильм всех времен – «Дамбо» Уолта Диснея. Мне кажется, это удивительный фильм, я наслаждался им как в детстве, так и в более позднем возрасте. Последние 20 лет очень вдохновляют работы Хаяо Миядзаки, он стал моим хорошим другом. Если вы не знаете Миядзаки, обязательно посмотрите его удивительный мультфильм «Мой сосед Тоторо».

Вы делали вместе с ним какой-то проект?

Я помогал с английской версией этого мультфильма, поскольку Disney во многих странах выпускает его анимацию в кинотеатрах и для домашних экранов. Мы работали в сотрудничестве, поэтому у нас очень близкие отношения.

Pixar обычно избегает научно-фантастических фильмов, таких как серия «Final Fantasy». Конечно, у вас есть «Валли», но это же не стандартный фантастический мультфильм. Почему так?

Потому что мы не типичны для Голливуда, мы не ориентированы только на бизнес. Все истории, которые создает Pixar, утверждаются у режиссера и его команды сценаристов. Мы делаем такие мультфильмы, какие хотели бы смотреть сами. Так получилось, что всех нас вдохновляют работы Уолта Диснея, Фрэнка Капры, Престона Старджеса, Говарда Хокса и, например, Мартина Скорсезе. Я отвечаю за креатив в нашей компании, и когда авторы представляют мне новые идеи, ищу в них два элемента. Во-первых, я задаю себе вопрос: где будет источник эмоций? Обычно это определяет тип сюжета, который мы собираемся снять. Например, «История игрушек» – фильм о дружбе. Тип истории определяет тип эмоций, которые получит зритель. И второй вопрос, который я задаю: в каких декорациях происходит действие? Хочу ли я находиться в этом мире полтора-два часа? Совпадет ли задумка с нашими возможностями и уровнем технологий? В ранние времена вся компьютерная анимация выглядела как пластилиновая. Первую историю мы решили рассказать про игрушки, которые и так пластиковые, поэтому тема идеально соответствовала уровню технологий. Понимаю вашу любовь к фантастическим фильмам, но «Валли» нетипичен для компании Pixar. Главный герой был практически мимом, отсутствовали диалоги – это, по сути, классика анимации.

Я разговаривала с друзьями, которые занимаются мультфильмами в России, и они рассказали мне об определенных технологических этапах, по которым развивалась компьютерная анимация. Что было самым сложным для вас? Был ли какой-то момент открытия?

Вообще, студия Pixar изобрела много составляющих современной компьютерной анимации. Разработки определялись историями, которые мы хотели рассказать. Допустим, мы снимали «Корпорацию монстров». Главный герой весь покрыт мехом, и мы не знали, как его изобразить. Это был серьезный технологический вызов, пришлось решить эту проблему. Или «Храбрая сердцем», которая выйдет здесь в конце июня, – первый мультфильм Pixar о героине женского пола, действие происходит в средневековой Шотландии. Там было много технологических вызовов. Например, ее волосы: мы пытались передать ее свободный дух через движение волос. Мать готовила героиню к тому, чтобы стать принцессой, и советовала убирать волосы, а Мэридит хотела держать их распущенными. Нам пришлось решать, как показать эти волосы наиболее реалистично. Кроме того, когда мы исследовали одежду средневековой Шотландии, то узнали, что она состояла из многих слоев. Вот эти несколько слоев еще усложнили изображение. Когда вы смотрите на одежду, то понимаете, из какой она ткани: тонкий шелк, либо кожа, либо мех или шерсть. Поэтому нам нужно было разобраться, как работает динамика ткани, это уже следующий уровень понимания текстур. Подобное происходит с каждым из наших мультфильмов – наступает момент, когда ты приходишь на работу и видишь на экране нечто новое. Именно поэтому мне нравится ходить на работу каждый день. Потому что каждый день я вижу что-то, чего никто до меня не видел.

Сюжеты фильмов Pixar – всегда так или иначе истории о любви, вы согласны с этим?

Наверное, это правда. «История игрушек» – это, например, история о дружбе, и в каком-то смысле ее можно сравнить с дружеской любовью. «Тачки» тоже в определенном смысле рассказывают о любви к обществу, где ты живешь, к своей семье, о любви к окружающим, которой не было у главного героя. Любовь – очень сильная эмоция, и она не обязательно должна быть типичной историей отношений мужчины и женщины, хотя у нас есть и такие мультфильмы. Например, «Валли» – настоящая история любви. И даже замечательный мультфильм «Вверх», вспомните первые 10 минут – это тоже история любви. Но потом приходит чувство потери, и Карл снова находит контакт с реальным миром, когда у него появляется новый друг – маленький мальчик.

А что важнее для кино – иметь хорошую команду или хороший сценарий?

Эд Кэтмулл – президент и один из основателей Pixar – великолепный лидер, и когда он дает лекцию, всегда задает этот вопрос в первую очередь. Обычно он видит, что люди делятся 50 на 50. Для нас же ответ очевиден: важнее всего хорошая команда. Мы всегда ориентируемся на людей, потому что великая идея, которую вы дадите посредственной команде, станет в лучшем случае посредственной. Великая идея, которую вы дадите великим людям, станет великой. И даже если вы дадите великим людям посредственную идею, они скорее всего ее просто выкинут и придумают что-то свое, тоже великое. Мы верим в людей – по сути это основа того, чем мы занимаемся в Pixar. Когда я только начинал работать в 1983 году в подразделении компании Lucas, которая занималась компьютерной анимацией, нас было не больше 10 человек. Но каждый из этих 10 был одним из самых умных людей в области компьютерной графики, которых я когда-либо встречал. Я тогда только вышел из Disney, в которой работали великие аниматоры, знаменитые «9 стариков из компании Disney», они были моими учителями. Они уже ушли на пенсию в тот момент, и над ними смеялись. Во время Уолта Диснея они считались второстепенными, посредственными аниматорами. И насколько они чувствовали угрозу от этого нового движения молодых людей, появлявшихся на студии, которые приезжали из школы «Кэл Аркс», где я учился. Например, моими одноклассниками были Тим Бертон, Брэд Берд и многие другие. Мы были молоды и буквально горели. Мы могли так много нового привнести в анимацию, что нас просто жгло. И они настолько этого боялись, что даже не хотели нас слушать. В какой-то момент меня уволили, потому что я не готов был отказаться от чего-то важного для меня. Я пытался достучаться до более высоких уровней иерархии и наступил многим людям на ноги по пути наверх. Но когда я перешел в компанию Lucas и стал работать с Эдом Кэтмуллом, то спросил его: «Где ты взял столько талантливых людей?» Эд ответил: «Я просто пытаюсь нанимать людей, которые умнее меня». Тогда я над ним посмеялся, но это настолько глубокая мысль на самом деле. Потому что Эд очень и очень умный, и если он ищет кого-то умнее себя, это должен быть умнейший человек. Кроме того, Эд был уверен, что должен дать другим людям шанс стать заметными в мире компьютерной графики. Это стало тем фундаментом, на котором мы строили компанию Pixar. Я вообще не верю в иерархию по отношению к хорошей идее. Так мы пытаемся строить нашу студию, всегда опираясь на людей. Знаете, очень многие свои истории мы находим в личной жизни, в отношениях с теми, кого любим, и именно это делает все наши проекты особенными.

Существуют ли, по вашему мнению, страны, способные быть достойными конкурентами в анимационной индустрии Америке в целом и студии Pixar в частности?

Да, я вообще не думаю о студиях как о конкурентах. Я считаю, что анимация – это как джакузи: вода отличная, и всем хватает места, такая большая ванна. Америка – не единственное место, где создаются хорошие идеи. Мне кажется, по всему миру есть отличные рассказчики, поэтому я очень жду анимации из других студий. Анимация – фантастическое средство самовыражения. Есть одна история о Стиве Джобсе, который был моим коллегой 25 лет, он был для меня как брат. Когда я работал над «Историей игрушек», первым полнометражным мультфильмом Pixar, еще до того, как Стив вернулся в компанию Apple, однажды мы разговаривали, и Стив… Знаете, он был особенным человеком, и когда он очень глубоко задумывался, то смотрел сквозь меня, и я всегда узнавал этот взгляд. И он мне как-то сказал: «Знаешь, Джон, когда мы делаем компьютеры в компании Apple, сколько они живут? Ну, три года, может быть, пять лет. Через пять лет можно просто двери ими подпирать, вот и все. Технология развивается так быстро. Но если ты сделаешь то, что делаешь, правильно и хорошо, если у тебя получится снять фильм »История игрушек«, он может жить вечно». И я задумался об этом. Кино стареет гораздо быстрее, чем мультфильмы. Попробуйте вспомнить какой-нибудь фильм 1938-го года, который смотрели бы так же, как «Белоснежку и семь гномов», «Пиноккио», «Дамбо» или «Золушку». Мультфильмы живут дольше, чем все, что было создано в то время, потому что это великие истории. Вспомните, «История игрушек» вышла еще в 1995 году. Именно поэтому я призываю режиссеров пробовать работать в анимации. Вы профессионалы и знаете, насколько тяжело снять анимационный фильм. Мы в Pixar выяснили, что монтаж нужно делать до начала продакшена, именно поэтому мы так активно используем раскадровки. Мы вкладываем максимум в разработку идеи до того, как приступим непосредственно к производству мультфильма. Это очень сложная работа, которая занимает много времени, но именно так у нас получается сфокусироваться на историях и персонажах.

Ожидаете ли вы, что способ общения зрителя с анимацией изменится в ближайшие 5-10 лет? Как вы думаете, смогу я через 10 лет попасть в мир «Корпорации монстров» как зритель и увидеть все глазами уборщика или кого-нибудь еще?

Интересный вопрос, потому что сейчас появляется много новых медиа, новых средств самовыражения, новых типов историй. Если мы говорим о видеоиграх, то это удивительный способ рассказывать историю, он интерактивен. Человек, который играет в игру, может контролировать, куда он хочет дальше вести сюжет. Это очень интересно, но так вы оказываетесь наедине с историей, а нам больше нравится создавать совместные переживания. Мы обожаем трехактную структуру, работаем с ней постоянно и создаем общие переживания для всех зрителей в зале. Вот недавно появился айпад, позволяющий делать интерактивные книги, которые мы тоже производим. Сейчас появляется много интересных технологий, которыми могут пользоваться творцы для создания разных эффектов. Но нам в первую очередь важно развлечь свою аудиторию, именно анимация ведет нас вперед.

Мой вопрос касается вашего нового фильма «Храбрая сердцем» – первого фильма с главной героиней девушкой. Будут ли еще у Pixar мультфильмы про девушек?

Да, мы будем снимать такие мультфильмы. Мы давно хотели сделать фильм с главной героиней, искали ее очень долго. Моя жена Ненси тоже сейчас в Москве, она очень сильная женщина и всегда мне помогала в поисках сильной героини. Сейчас Пит Доктор тоже работает над новым мультфильмом, в котором будет женщина в центре сюжета, есть и другие идеи. Обещаю, это не последняя работа.

Фильмы компании Walt Disney были началом или концом мировой анимации? И кто выиграет битву за сердца детей: Русалочка, ковбой Вуди или Баз Лайтер?

Мне кажется, каждому достанется эта медаль. Не нужно выбирать какого-то одного победителя в битве за сердца детей. Сердца детей большие, туда может поместиться много героев, которых они полюбят. Наши фильмы создаются и для таких зрителей, как вы. Дисней никогда не считал, что снимает свои фильмы только для детей. Вспомните «Пароходик Вилли», снятый в 1929 году. Это был очень успешный мультфильм, он нравился взрослым не меньше, чем детям. Вспомните работы Чака Джонса, одного из моих менторов, великого режиссера, работавшего на Warner Brothers. Его мультфильмы про Даффи Дака, Багза Банни вместе с фильмами Warner Brothers для взрослых были интересным феноменом. Мне кажется, в 60-е годы у людей появились телевизоры, и именно тогда каналы стали покупать библиотеки мультфильмов разных анимационных студий и выпускать их по субботам в то время, когда дети приходят из школы. Именно в тот момент стали думать, что мультфильмы только для детей. В наших работах мы стремимся создавать великолепных персонажей, конечно, интересных для детей, но и для всех остальных тоже. Знаете, у всех есть ощущение успешно выполненной работы, когда что-то делаешь и думаешь: ух ты, здорово получилось. В мире кино такое чувство часто приходит, когда получаешь какую-то награду: «Пальмовую ветвь», «Оскар» или удачно стартовавший первый уик-энд. Но мой личный критерий – это ощущение, когда я вижу ребенка с игрушкой или с чем-то еще, что относится к нашим мультфильмам. Впервые я это ощутил через пять дней после выхода фильма «История игрушек». Это был мой первый фильм, четыре года я провел в работе над ним. И вот я путешествую со своей семьей, мы делаем пересадку в аэропорту Далласа. Я выхожу из самолета и вдруг вижу четырехлетнего мальчика, который держит куклу ковбоя Вуди – это через пять дней после премьеры мультфильма! Меня это так тронуло! В тот момент я понял, что персонаж Вуди больше мне не принадлежал, он принадлежал ему. Я думаю о том мальчике каждый день, когда работаю в Pixar. Это объяснение, почему я занимаюсь тем, чем занимаюсь. Когда я летел в Москву, то видел ребенка, который катил чемодан с рисунком «Молнии МакКуин». Он был очень маленьким, и это был его личный чемоданчик. Родители его торопили, они хотели за него катить чемоданчик, но мальчик им не давал. Что было в нем? Игрушки, машинки… Это был для него особенный чемоданчик. Я получаю огромное удовлетворение от таких моментов. Надеюсь, мы продолжим создавать таких персонажей, которые, как вы сказали, выиграют битву за сердца детей. И я думаю, что в этих сердцах хватит места на всех героев!

Текст: Павел Прядкин, Анна Моисеенко, Максим Алехин
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?