Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Статьи о кино

Невидимый фронт

Вокруг нас происходит множество событий, но обо всех происшествиях нам рассказывают в «правильном» ключе. Если взглянуть в сводки новостей, то перед глазами откроется не самая радужная картина, ибо 80% повестки – это ЧП разной степени мрачности

Добавить в закладки
Невидимый фронт

Джейсона Борна некоторые называют американским Джеймсом Бондом, хотя общего у них крайне мало. Борн, в отличие от своего коллеги, не красноречив, не носит смокинг, не пьет литрами смешанный, но не взболтанный коктейль и не выполняет плановых показателей по соблазненным женщинам. Но одно их все-таки роднит, и это не спецподготовка – это правило «никогда не говори “никогда”».

Все мы прекрасно помним, как после «Ультиматума Борна» Мэтт Дэймон и Пол Гринграсс чуть ли не хором говорили, что история закончена. Актер и режиссер не думали возвращаться к франшизе, чего не скажешь о студии. Продюсеры не опустили руки и вслед за «Идентификацией», «Превосходством» и «Ультиматумом» выпустили «Эволюцию» с Джереми Реннером, заявив, что проект «Тредстоун» был лишь верхушкой айсберга. В 2016 году на экранах ждали вторую часть про Аарона Кросса, однако планы нарушили Дэймон и Гринграсс. Они внезапно решили подвинуть Реннера и Гилроя, продолжив законченную историю Борна.

Кадр из фильма "Джейсон Борн"

Зачем они это сделали? И Дэймон, и Гринграсс, само собой, утверждают, что деньги не при чем. Борис Иванов считает, что у обоих исполнителей был личный интерес. Один хотел еще раз напомнить о себе как об актере в центре большой франшизы, второй – снять политическое кино, которое было бы актуально в свете последних событий. Что ж, может быть, но сам Гринграсс в интервью The Verge называет иные причины – ему просто хотелось вернуться в мир Джейсона Борна.

«Я не планировал четвертый фильм. Это все Мэтт и мой друг Крис Рауз (сценарист). Они считали, что мы можем снять еще один. Прошло более чем достаточно времени, и мир изменился, поэтому, возможно, было бы интересно узнать, что делал все это время Борн, и посмотреть, сможем ли мы построить на этом историю, – рассказывает Гринграсс. – Я был очень скептически настроен. Однажды мы вместе обедали и обсуждали Борна. Тогда Мэтт сказал то, что отложилось в моей голове: нам повезло, что у нас есть аудитория, которая любит мир Джейсона Борна, любит персонажа, любит то, что мы делаем. Я подумал, что, может быть, нужно отдать зрителям должное и посмотреть, что у нас получится нарыть».

Пол Гринграсс сказал свое «да», Аарона Кросса перенесли на 2018 год, Фрэнк Маршалл получил стратегическую схему, о которой он мечтал (Борн, Кросс, Борн+Кросс), а зритель… зритель получил экскурс в мир.

Кадр из фильма "Джейсон Борн"

Новый фильм, вышедший в прокат 1 сентября, является именно экскурсом. То, что сделали Гринграсс, Дэймон и Рауз, нельзя называть полноценной кинематографической лентой или продолжением истории. По сути, они устроили нам поход в тематический парк имени Джейсона Борна, в котором можно покататься, подраться и поиграть в разведку без какой-либо смысловой нагрузки. Собственно, отчасти поэтому новый Борн в заглавии не идентифицируется, никого не превосходит и не ставит ультиматум. Если посмотреть в синопсис, то даже там нет намека на развитие сюжета: «Мир на грани катастрофы, а значит, пришло время ему вернуться. Неаполь, Мюнхен, Нью-Йорк — его имя знают повсюду. Элитный суперагент, лучший из лучших, даже в Лас-Вегасе игра пойдет по его правилам. Он — Джейсон Борн». Англоязычный анонс от своего русского аналога недалеко ушел: «Мэтт Дэймон возвращается к своей самой известной роли, и Джейсону Борну, самому смертоносному бывшему агенту ЦРУ, приходится выйти из тени».

Создатели собрали выигрышные ингредиенты из старых фильмов, придумали надуманный повод для главного героя снова появиться на горизонте и собрали новый актерский состав: Алисия Викандер, Венсан Кассель, Томми Ли Джонс. Результат получился противоречивым, ибо политического кино у Гринграсса не вышло (или же его мало кто разглядел), а поездка по парку развлечений имени Борна понравилась не всем.

«На протяжении всего фильма Дэймон приковывает вас к войне, разворачивающейся у Борна в голове. Он выдает отличный, взрывной перформанс. Дэймон вольготно чувствует себя в образе и тащит на себе фильм. “Борн” получился напряженным, напичканным умопомрачительными твистами и таким, каким его не нарисует ни один компьютер, – душевным», – получил дозу «борнианы» Питер Траверс (Peter Travers/Rolling Stone).

Кадр из фильма "Джейсон Борн"

«”Джейсон Борн” – на данный момент лучший экшен-триллер года. В нем с полдюжины фееричных погонь и боев», – пишет Ричард Репер (Richard Roeper/Chicago Sun-Times).

«Да, Джейсон Борн во многом полагается на три масштабные экшен-сцены, которые элегантно между собой увязали. Но кого это волнует, если эти сцены столь великолепны?» – вопрошает Джими Фамурэва (Jimi Famurewa/Empire).

Кого волнует? Да как раз отсутствие чего-либо за экшеном волнует многих. Дело в том, что стать «лучшим экшен-триллером 2016 года» – так себе достижение, ибо 2016-й получается крайне скудным на хорошее попкорновое кино. Острой конкуренции среди блокбастеров не наблюдается. И количество тех, кому новый «Борн» понравился, примерно равно числу людей, которые увидели очередной заурядный фильм.

«На несколько голов выше “Эволюции”, но намного слабее всех остальных “Борнов” с Мэттом Дэймоном. У франшизы еще есть запал, чтобы удивлять, но, похоже, выдохлась сюжетная составляющая», – считает Джордан Фарли (Jordan Farley/Total Film).

Кадр из фильма "Джейсон Борн"

«Как только история принудительно выводит Борна с пенсии, она становится чередой драк и погонь, которые лишь иногда прерываются на непродолжительную беседу», – резюмирует впечатление Стивен Уитти (Stephen Whitty/New York Daily News).

«Стоит ли смотреть фильм? Определенно. Абсолютно абсурдная погоня по Вегасу убедит вас, что деньги потрачены не зря. Не все, что снимает Гринграсс, выглядит умно. Но, честно говоря, смотреть стоит, потому что это фильм про Джейсона Борна, и в ваших глазах он будет котироваться чуть выше, чем следует, потому что это именно Борн», – считает Билл Гудикунц (Bill Goodykoontz/Arizona Republic), совсем не оценивший сцену, снимая которую создатели искорежили 170 машин.

«Воссоединение Гринграсса и Дэймона должно было стать глотком свежего воздуха для франшизы, но “Джейсон Борн” оказался очередной копией, которая никому не нужна. Все ингредиенты знакомы, и Гринграсс не добавил ничего, чего не делал ранее. Быть может, лучше дать Борну спокойно уйти на покой», – разочарованно констатирует Эрин Уитни (Erin Whitney/ScreenCrush).

Уйдет ли Борн на покой? Едва ли. На вопрос, остановится ли франшиза на пятом фильме, Пол Гринграсс отвечает многозначительной фразой: «Никогда не говори “никогда”».

Текст: Владислав Копысов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?