Что посмотреть
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

Новый год как национальная идея

Готовь сани летом – это правило особенно актуально для кино, поэтому новогодними и рождественскими чудесами компания Bazelevs занимается в самый разгар июня

Добавить в закладки
Новый год как национальная идея

Постановкой центральной новеллы займется Тимур Бекмамбетов, который впервые с 2010 года сядет в режиссерское кресло на российском кинопроекте. Главные роли в новелле исполнят постоянные участники франшизы – Иван Ургант и Сергей Светлаков, зрители увидят их на киноэкранах в непривычных исторических образах. Действие их новеллы развернется в Сочи, в канун Рождества 1914 года. Пока в одном уголке страны бушует декабрьская вьюга, в другом расцветают персики. Заправский денди Борис (Иван Ургант) покупает имение на черноморском побережье, чтобы поразить богатую невесту Беллу (Евгения Брик) – у него большие планы на ее приданое. В канун Рождества они приезжают осмотреть покупку, но на пороге их встречает Евгений (Сергей Светлаков), бывший хозяин дома, который никак не привыкнет к своему новому статусу и боится рассказать о продаже имения домочадцам. Евгений оказывается между молотом и наковальней – двадцатью родственниками, которые собрались встретить Рождество, и непреклонными Борисом и Беллой, решившими всех выселить…

На съемках фильма «Елки 1914»

В первую очередь нам было крайне интересно пообщаться с Тимуром Бекмамбетовым. Мы прекрасно знаем уровень этого постановщика, но помним также, что в России он не снимает уже довольно давно. Что же привлекло его в четвертых «Елках»?

– Чем вас подкупили ваши коллеги из Bazelevs? Сценарием?

Бекмамбетов: Сценарий мне никто не дал, мне самому пришлось заниматься его написанием вместе с Олесей Казанцевой, моей давней коллегой по работе в Bazelevs, работавшей моим вторым режиссером начиная еще с «Ночного дозора». Так вот, мало кто знает, но она еще и гениальный писатель, она ведет один из самых популярных женских блогов в Рунете. Я очень давно уговаривал ее написать что-то для кино и вот убедил сделать новеллу для «Елок». Вообще у нас должна была сниматься другая новелла, которую должен был делать Жора Крыжовников, но, к сожалению, графики не совпали, они стали снимать «Горько 2» и выпали из проекта. Мне пришлось срочно вступать в бой.

– То есть вы не главный режиссер всего проекта, работаете наравне с другими постановщиками?

Бекмамбетов: Я делаю только эту новеллу. У фильма нет какого-то главного режиссера, есть креативный продюсер Ольга Харина, она у нас за старшего.

На съемках фильма «Елки 1914»

– Почему решили перенести действие на сто лет назад?

Бекмамбетов: Были чисто прагматические соображения. Невозможно бесконечно повторять самих себя. Да, это приятно нам, да, это нравится зрителям, но появилось впечатление, что четвертый фильм – это чересчур. А с другой стороны, очень хотелось заглянуть в прошлое, посмотреть, как рождался этот праздник – Новый год. Если вы помните, была такая серия рекламных роликов банка «Империал», в которой был ролик про Суворова и Рождество. Этот ролик в какой-то мере и породил этот фильм. Тогда произошло мое первое взаимодействие с этим уникальным праздником, и тогда же я впервые почувствовал, услышал невероятный отклик зрителя. Этот праздник уникален – в нем смешаны христианские традиции с языческими елками и советскими звездами и способом празднования. При этом он вне национальности, вне конфессий, объединяющий всех до единого жителей большой страны. Суть, можно сказать, нашей национальной идеи – каждый год в одно и то же время мы заняты одним и тем же, загадываем желания, веселимся, целуемся под бой часов.

– В каждом фильме елочной франшизы была своя история, связывающая новеллы. Что соединяет героев в этом фильме?

Бекмамбетов: Сюжетная основа – это факт, случившийся в 1914 году, когда в Государственной думе Российской империи обсуждался вопрос о запрете елок. Это был год начала войны с Германией, а елка считалась протестантским символом Рождества, и депутаты обсуждали вопрос об отмене елок. К счастью, хватило ума у императора, у правительства и у наших героев отстоять этот образ, который сохранился в том или ином виде до наших дней. У елок есть своя история, наш фильм об этом.

На съемках фильма «Елки 1914»

– В вашей жизни происходили чудеса?

Бекмамбетов: Главное чудо для меня – это то, как наша франшиза умудряется сниматься, собираться и выпускаться в срок. Уникальная особенность этого проекта состоит в том, чтобы выйти к конкретному времени. Мы не можем выйти на месяц позже или на месяц раньше, мы должны написать, снять, смонтировать и выпустить фильм за год. Это очень малое по современным меркам время. Поэтому это всегда чудо – то, что у нас все складывается. Часто мы заканчиваем работу перед самой премьерой, но как-то всегда нам везло, мы успевали. Чудо!

– Какое продолжение может быть у «Елок»?

Бекмамбетов: Я не знаю. Не берусь ничего предсказывать, но мне кажется, что на этом можно было бы и закончить. Вселенная «Елок», безусловно, будет жить – мы уже сняли фильм «Елки лохматые» про Пирата и Йоко, четвероногих героев третьего фильма. Бренд будет разрастаться. Возможно, уже не будет громоздких фильмов, построенных на новеллах, но могут появиться отдельные фильмы про кого-то из героев.

Главными действующими лицами новеллы «Дом», съемками которой занимается Тимур Бекмамбетов, стали два типичных представителя своего времени – не то купцы, не то дворяне, испытывающие определенные трудности в своей жизни. Сергей Светлаков и Иван Ургант, облаченные в непривычные для них костюмы покроя столетней давности, с удовольствием отвечают на вопросы о фильме, однако верить их словам мы бы не торопились – ребята сочиняют прямо на ходу…

– Эти костюмы придают вам какую-то особую осанку, уверенность?

Светлаков: Да мы так живем-с, голубчик.

Ургант: Ничего не скажу насчет осанки, мы отказались от корсетов. Тебе удобно, Сергей?

Светлаков: Конечно. Я вообще в своем. Сейчас переоденусь и пойду в кадр. Скорее дамы, которые нас окружают, старинные вещи, фотографии, интерьеры – это все создает атмосферу. Если на площадке заснуть, когда проснешься, секунд десять ты Там…

На съемках фильма «Елки 1914»

Ургант: Я на всякий случай с собой всегда ношу iPhone, чтобы, если потерялся, раз в карман, и все, заземлился.

Светлаков: Главное отличие новых «Елок» для нас состоит в том, что здесь мы гораздо больше находимся в этой замечательной компании. Обычно ведь у нас один-два дня съемок, а тут целых четыре недели вместе. Кроме того, этот исторический пласт редко выпадает непрофессиональным актерам… Ой, Иван, ты же профессионал, извини… А вот я непрофессиональный актер, и для меня попасть в такую среду и почувствовать себя актером не только кино, но даже немного театра, это настоящая удача. Я очень рад, что именно в эту сторону свернул сценарий.

Ургант: Основной принцип «Елок» состоит в том, что события фильма укладываются в один день, это основной ход сюжета.

Светлаков: И самая главная мысль фильмов заключается в том, что чудо может произойти только в Новый год, так уж устроен россиянин. Просто мозг россиянина не может принять того, что в любой другой день тоже возможны глупости, смешные случаи, совпадения. Нет, нам кажется, что такое должно происходить только в Новый год. В этом секрет успеха «Елок» – с одной стороны, мы смотрим какие-то не совсем реальные истории, всем везет, чудеса происходят, все счастливы. Но верим мы в это только один день в году. Поэтому Новый год и считается самым нашим любимым праздником.

– А с вами случались чудеса?

Светлаков: Конечно. Я же бурундуком родился. А в Новый год нелепый случай сделал из меня человека.

– В семьях вы оба праздника отмечаете? И Рождество, и Новый год?

Светлаков: В моей семье – да.

Ургант: Я отмечаю и Рождество, и Новый год. И иногда даже по старому стилю Рождество и по старому стилю Новый год. Я, пользуясь случаем, хочу попросить руководство нашей страны сделать как можно больше стилей, потому что я люблю отмечать Новый год в стиле «диско».

– Насколько сложно было вжиться в новые для вас образы, еще и исторические?

На съемках фильма «Елки 1914»

 

Ургант: Мы растительностью поменялись на лице. Я побрился, а Сергей – наоборот.

Светлаков: Ну какие это сложности…

– Тимур сказал, что вы, Сергей, похожи на Чехова…

Ургант: Я не стал бы верить Тимуру. Откуда он знает? Он же не видел Чехова.

– Борода ваша, Сергей?

Светлаков: Моя. Мы все со своим. У нас малобюджетное кино.

Ургант: В кадре не материться – вот сложность для нас.

Светлаков: Но только с первого июня. И не курить в кадре, и не пить… Скоро так будут выглядеть все наши фильмы.

Ургант: Я боюсь, скоро так будут выглядеть все россияне!

– Тогда тоже без матерка не обходились.

Ургант: Тогда матерились гораздо меньше.

Светлаков: Но буковка «с» в конце всегда присутствовала.

– Оценили изменения в языке?

Светлаков: Окститесь, какие изменения?

Ургант: Помилуйте, голубчик, тот же язык. Тот же! Мы в перерыве между съемками читаем хорошую русскую литературу и говорим на хорошем русском языке. Да, Сергей?

Светлаков: Ага-ага!

На съемках фильма «Елки 1914»

– Юмор изменился за сто лет?

Ургант: А у наших героев было чувство юмора?

Светлаков: Ну, по крайней мере, они так выглядели – смешными. А так ничего не изменилось, история идет по спирали.

Ургант: Самое главное отличие – мы снимаем про Рождество, а не про Новый год.

Светлаков: А чувства-то те же. Глаза те же, радости те же, девочки, мандарины…

Ургант: Тогда мы праздновали Рождество одновременно с католическим Рождеством, посмотрите, сколько всего за эти сто лет произошло. Время даже зимнее отменили.

– В свое время Салтыков-Щедрин говорил о том, что даже через сто лет в России ничего не поменяется. Вы так не считаете?

Светлаков: Я думаю, действительно ничего не поменялось, эти знаменитые слова имеют смысл, имеют значение, и все, что в них вкладывается, времени неподвластно. Все осталось тем же самым: дураки, дороги, в ценностях семья и брак. Не изменились даже предметы для шуток. Чуть изменилась стилистика, немножко – язык, а чувства не меняются.

Ургант: Самое главное – не меняется ощущение от праздника. Праздник сам меняется, Рождество стало Новым годом, а ощущение не изменяется. Все сосредотачивается вокруг семьи.

Светлаков: Наша новелла называется «Дом», и рассказывается в ней о семье, которая прожила вместе в одних стенах несколькими поколениями.

Ургант: Если через год будет сниматься продолжение, оно будет называться «Дом 2».

– На съемочной площадке совсем не видно снега…

Ургант: Основное отличие этой серии – действие происходит не в снежной части России. Мы этим показываем, что Россия многогранна и велика.

Светлаков: Хотелось бы, чтобы она еще стала больше…

Ургант: Ну подожди… Потихонечку, потихонечку… В общем, в этот раз мы без снега.

Светлаков: Но только наша история будет отличаться от остальных. У других будет классический Новый год со снегом.

На съемках фильма «Елки 1914»

Ургант: Компания Bazelevs решила сэкономить на искусственном снеге и отправила нас в жаркие края. Мы отправились и встретились друг с другом там. Мой герой приезжает вступать в права владения недавно купленным домом…

Светлаков: А мой герой еще не выехал из этого проданного дома, так скажем. И ему очень нужно остаться в этом доме на последнюю рождественскую ночь, когда вместе собралась вся семья. На этом и строится конфликт.

Ургант: Любой человек, который хоть раз в своей жизни общался с судебными приставами, поймет, что ждет героев.

– В этом фильме, Сергей, у вас еще больше детей стало. Справились?

Светлаков: У меня в жизни двое, а тут трое бегает, и четвертого мы ждем. В принципе, это только добавляет положительных эмоций.

– Значит, погружение в эпоху прошло успешно? Какими средствами?

Ургант: Мы смотрели ретрофотографии, читали ретрожурналы, ездили на ретроавтомобилях.

Светлаков: С Тимуром вот пообщались, он в теме.

Ургант: Тимур предлагал нам пожить какое-то время с Владимиром Зельдиным, пропитаться духом времени.

На съемках фильма «Елки 1914»

– Расскажите, кстати, о своих новых партнерах по фильму.

Ургант: У нас масса новых партнеров в кадре. Альберт Филозов, Эммануил Виторган, Нина Дворжецкая, Евгения Брик – прекрасные актеры! Мы, собственно, и до этого не были обделены хорошими партнерами, мы к четвертому фильму всегда незримо ощущаем вокруг голос Константина Хабенского. Мы счастливы, что довелось работать с такими замечательными людьми.

Светлаков: Я испытываю огромное чувство удовлетворения после окончания смены. Я понимаю, что в этот день я прожил какую-то не свою жизнь, но жизнь, в которую я хотел бы заглянуть, посмотреть. Все очень здорово. Это совершенно не то, что происходило в предыдущих фильмах: другая история, другой пласт, другое время, другие актеры нас окружают.

– В каких-то других исторических картинах хотели бы сыграть?

Ургант: Мне была бы интересна эпоха гардемаринов.

Светлаков: Так это сняли уже.

Ургант: Так мы можем переснять!

– Пятая часть будет?

Ургант: Пятая? «Елки в космосе»! «Елки 2023». Герой Сергея выходит замуж, и начинается космос.

– Способны «Елки» вытеснить с экранов телевизора главного своего новогоднего конкурента – «Иронию судьбы»?

Светлаков: А в моем случае они не пересекаются никак. Слава богу, в эфир может войти около пятнадцати фильмов в день, а у нас их пока всего два – «Ирония судьбы» и «Елки».

Ургант: Ты забываешься! Еще есть «Ирония судьбы 2»!

Светлаков: Ах, да! Извиняюсь, не говорите об этом Тимуру… Так что место есть. Мы, со своей стороны, хотим лишь, чтобы «Елки» продолжались, потому что уже стало традицией, что именно они задают новогоднее настроение. Мы очень рады, что имеем к этому какое-то отношение.

На съемках фильма «Елки 1914»

– «Елки» стали часто использовать в кадре животных, в новелле Вержбицкого вот появится медведь…

Светлаков: У нас тоже будет животное.

Ургант: Мы с Сережей наконец снялись с козлом. Вместе. По отдельности мы с разными козлами снимались, а вместе – никогда. Тонкое, умное и, главное, исконно русское животное.

Светлаков: Я поражен был его профессионализмом.

Ургант: Да! Раньше всех на площадке, всегда загримирован.

Светлаков: К ноге примотаны суточные. Готов. Ему говоришь актерскую задачу «Стой», и он стоит. Профессионал! Мечтаю теперь, чтобы козлов в кино было больше.

Ургант: А в зрительном зале – меньше.

Тем временем группа приготовила декорации сцены, где персонажу Ивана Урганта предстоит гонять саблей многочисленных родственников героя Сергея Светлакова. Пока реквизиторы собирают новогодний праздничный стол, ломящийся от угощений, мы беседуем с Эммануилом Виторганом, величественно возвышающимся над многочисленной экранной «родней»…

– Как проходят съемки?

Виторган: Тот материал, что был мне предложен, у меня лично не вызвал какого-то ахового интереса. Я за свою профессиональную жизнь прожил огромное количество жизней своих героев, и в данном случае роль не выглядит каким-то достижением, но я все равно с радостью согласился работать, потому что возглавляет нашу съемочную группу очень интересный для меня человек. Я не был знаком с Тимуром, только видел то, что он снимал у нас и в Штатах, поэтому предложение я воспринял с удовольствием. Сейчас, находясь на площадке, я очень надеюсь, что пребывание с этим коллективом, очевидно очень хорошим, сработавшимся коллективом, где все очень чутки друг к другу, выльется в удовольствие не только мое, но и зрителей.

На съемках фильма «Елки 1914»

– Как к вам относятся молодые звезды?

Виторган: Фантастически! Мне грех жаловаться, я переиграл кучу мерзавцев, но меня все равно любят. Эта группа очень хорошая, такого отношения к ветеранам мой профессии я не припомню. Надеюсь, что результат будет приятный, тем более что все это делается для праздника.

– В 1914 году вам комфортно?

Виторган: 1913 год был самым богатым в России, страна до сих пор не достигла того пика, на котором была в 1913 году. 1914-й повлек за собой массу неприятностей и трагедий. Здесь молодые люди, люди с юмором, люди, очень чуткие друг к другу, люди, которые проживают новые для них жизни по-разному, побывать рядом с ними мне просто очень интересно.

– Как вы относитесь к Новому году?

Виторган: Я ничего не преувеличу, если скажу что это главный праздник в нашей семье, хоть он и несет с собой чувство определенной потери, потри предыдущего года, мы становимся старше, старше и старше. Есть энное количество праздников, для кого-то важнейшими были 7 ноября и 1 мая, но сейчас они практически не существуют, так что Новый год стал главным объединяющим событием. Естественно, я с большим воодушевлением отношусь к 8 Марта, несмотря на Клару Цеткин и Розу Люксембург, но Новый год – это самое ценное, что есть сейчас у человека. Радостный праздник с застольями, фейерверками, снегом, его не любить невозможно.

На съемках фильма «Елки 1914»

– Кого вы играете?

Виторган: Наверное, мне нельзя рассказывать. Скажу лишь, что мой герой входит в родственную связь с одним из персонажей ребят.

– Как играется с Сергеем и Иваном?

Виторган: Я оказался не в самой лучшей физической форме на площадке, здоровье подводит, но и ребята, и вся группа очень чутки ко мне. Иван и Сергей понимают, чего они хотят от профессиональной жизни, они очень подвижные, очень толковые, у них очень хорошие мысли. Поблагодарим их родителей. Профессия наша такова, что достаточное количество людей, не имея дипломов театральных вузов, становятся актерами, но для большого актера все равно необходимы и талант, и образование. То, что Сергей сейчас здесь, это редчайший случай талантливого человека, и, думаю, хоть и не говорил с ним на эту тему, он с удовольствием пошел бы заниматься в театральный вуз. Я смотрю на этих молодых звезд, и мне очень интересно. Я когда-то воспитал один курс, только один, потому что это колоссальнейшая ответственность, но Иван и Сергей просто настоящие профессионалы. Я не заметил с их стороны ни одного косого взгляда, ни одного признака недовольства, наоборот – всегда с юмором, молодцы.

– Возможно ли продолжение вашего сотрудничества с «Елками»?

Виторган: Мне жаль, что я не встретился с этим режиссером раньше, но очень надеюсь, что наше сотрудничество продолжится к обоюдной радости. Я благодарен актерам, благодарен режиссеру, благодарен группе – Новый год в этот раз нас всех ждет невероятный!

Работа над продолжением популярного киносериала, третья часть которого собрала у киноэкранов более 5 млн. зрителей и стала самой кассовой российской комедией за всю историю отечественного кинопроката, началась в феврале 2014 года. Всего в состав фильма войдет шесть новелл, действие которых развернется в больших и малых городах России, дворянских усадьбах и крестьянских избах, на беззаботных балах и суровых фронтах Первой мировой. 24 декабря, накануне Рождества 1914 года, героям предстоит решить, казалось бы, неразрешимую проблему, но, объединившись, они смогут совершить настоящее чудо.

На съемках фильма «Елки 1914»

В самых разных исторических образах – титулованных дворян и обычных крестьян, прогрессивных поэтов и первых фигуристов, отважных солдат и полевых медсестер – предстанут как постоянные участники киносериала – Александр Головин, Анна Хилькевич, Александр Домогаров-мл., Галина Стаханова, так и новые лица проекта – Владимир Гостюхин («Дальнобойщики»), Екатерина ШпицаМетро»), Ян ЦапникГорько!») и другие. В «елочную» команду снова вольются звезды первой части фильма – Мария Порошина, Виктор Вержбицкий и Артур Смольянинов.

Кинокомедия «Елки» – самая успешная российская франшиза, каждая новая серия которой показывала положительный прирост посещаемости и кассовых сборов («Елки» – 3,7 млн. зрителей и 700 млн. рублей; «Елки 2» – 4,2 млн. зрителей и 833 млн. рублей; «Елки 3» – 5,3 млн. зрителей и 1,2 млрд. рублей).

Четвертая часть франшизы – «Елки 1914» – выйдет в широкий прокат ровно через 100 лет после показанных в ней событий – 25 декабря 2014 года, на Рождество по старому стилю.

Текст: Евгений Ухов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?