Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Обзоры

Охотник кислых щей

Отечественные и зарубежные критики предъявили немало претензий новому фэнтези-боевику с Вином Дизелем «Последний охотник на ведьм». Почему?

Добавить в закладки
Охотник кислых щей

1. Охота на ведьм – неблаговидное занятие

Кто такой «охотник на вампиров»? Очевидно, это благородный и героический воин, избавляющий человечество от кровопийц. А кто такой «охотник на ведьм»? Когда мы слышим это выражение, мы первым делом представляем не фэнтези-мир, а современную реальность, в которой так называют политиков, раздувающих паранойю. Даже если такой политик противостоит реальной угрозе, он входит в историю как злодей.

Классический пример – сенатор Джозеф МакКарти, который так рьяно искал коммунистических шпионов в послевоенной Америке, что эта охота получила название «маккартизм». Ныне ее как положительное явление воспринимают лишь отпетые консерваторы. Хотя трудно отрицать, что коммунистов и социалистов в то время в Штатах действительно было немало, методы МакКарти и его истошные попытки до смерти напугать американцев сделали его имя оскорблением.

Кадр из фильма "Последний охотник на ведьм"

Ничего хорошего сейчас никто не говорит и о христианских инквизиторах, уничтоживших тысячи заведомо невинных женщин. Да и вообще – была ли в истории человечества хотя бы одна охота на ведьм, которую вспоминают с уважительной ностальгией? Это явно не то явление, с которым стоит ассоциировать себя актеру, играющему героические роли.

Конечно, персонаж Дизеля живет в мире, где ведьмы – не суеверие и не метафора, а вполне реальная угроза для человечества. Но, в отличие от вампиров, ничто, кроме личного злодейства и античеловеческой идеологии, не заставляет ведьм быть злодейками. У них нет подавляющей волю жажды крови (или жажды мозгов, как у зомби), а магия не застит им разум, как это случается с оборотнями. Так что нет смысла «охотиться на ведьм». Есть смысл «наказывать плохих ведьм», и только. Мы же не называем полицейских «охотниками на людей»! И если персонаж в таком мире называет себя «охотником на ведьм», это делает его расистом, для которого все ведьмы на одно, злодейское лицо. Даже если герой по ходу действия осознает, что ошибался, в Америке XXI века столь откровенный расизм – крест на репутации. Особенно среди молодежи.

2. Мужчине не к лицу охотиться на женщин

Да, в мире «Последнего охотника на ведьм» слово «ведьма» относится не только к женщинам, и один из основных противников героя Дизеля – здоровенный мужик, сыгранный американо-исландским актером Олафуром Дарри Олафссоном. Но все же женщины в этом мире явно доминируют, если судить по числу героинь с именами и сюжетным значением. Кроме того, основным противником героя Дизеля является Королева Ведьм, а не Король. Так, при всех оговорках, «Последний охотник на ведьм» – кино об охоте мужчины на женщин. А это занятие не героя, а маньяка. Герою – тем более с габаритами Дизеля и способностями и знаниями его персонажа – надлежит охотиться на мужчин и воевать с женщинами лишь как с второстепенными злодеями. Даже если война мужчины с женщинами абсолютно оправданна, она все равно плохо смотрится. Представьте себе «Коммандо», в котором Шварценеггер полтора часа убивает женщин. Этот было бы совсем другое кино!

Кадр из фильма "Последний охотник на ведьм"

3. Ведьмы – «детские» враги

Вспомним литературную и народную классику, и мы обнаружим, что ведьмы сплошь и рядом оказываются противницами для детей. Причем самых обычных детей, а не магических Гарри Поттеров. «Волшебник Изумрудного города», «Снежная королева», «Хроники Нарнии», сказка о Гензеле и Гретель, некоторые сказки о Бабе-яге… В те далекие довоенные времена, когда американцев еще можно было напугать фильмом о Дракуле или о чудовище Франкенштейна, голливудцы уже выпускали ленты вроде «Волшебника Страны Оз», где девочка-подросток уничтожает аж двух злобных ведьм. И получается, что, согласившись сыграть охотника на ведьм, Дизель стал в один ряд не с супергероями фильмов прошлого, а с девчонками вроде Дороти и Герды.

Правда, «Снежную королеву» в США читали далеко не все. А вот «Волшебника» знает каждый, в чьем доме есть телевизор. Это до сих пор очень популярная сказочная картина, и когда американцы слышат слово «ведьма», они сразу представляют жутковатую, но жалкую носатую героиню Маргарет Хэмилтон. Прямо скажем, неподходящий ассоциативный ряд для актера, который хочет казаться круче всех крутых.

4. Вин Дизель не похож на викинга

В «Последнем охотнике на ведьм» Вин Дизель сыграл персонажа, который из-за проклятия Королевы Ведьм живет вот уже 800 лет, со времени викингов. Он не первый и не последний бессмертный киногерой, но вот беда – на викинга Дизель никак не похож. Разумеется, нет ничего плохого в его, как пишут в Америке, «неопределенной расовой идентичности». Наоборот, смешение кровей с нескольких континентов делает его идеальным актером для современных боевиков вроде «Форсажа» или фантастических лент вроде «Черной дыры». Но на роль персонажа, который 800 лет назад был викингом, нужно было брать исполнителя с более европейской наружностью. Потому что, как гласит старый советский анекдот, «не бывает у нас негров-трактористов». И хотя этот нюанс не особенно важен для повествования, Дизеля он сразу превращает в посмешище – многие рецензии пропесочили картину за мискаст центрального персонажа.

Кадр из фильма "Последний охотник на ведьм"

5. История повторяется дважды…

Повествование «Последнего охотника на ведьм» хронологически начинается с победы героя Дизеля над Королевой Ведьм, и оно завершается повторным противостоянием этих персонажей. Видите проблему? Ну конечно же – киногерой должен брать новые высоты, а не повторять прошлые достижения. Тем более новое сражение с уже побежденным противником абсурдно, если в прошедшие между баталиями 800 лет герой набирался сил и опыта. Сравните сюжет «Последнего охотника на ведьм» с «Властелином Колец», и вы сразу почувствуете разницу. Толкиен не устает подчеркивать, что в прежние времена люди, эльфы и их союзники могли победить Саурона в открытом бою, а теперь это невозможно – былых армий Средиземья больше нет, и лишь горстка воинов разных рас способна сражаться на том уровне, на каком сражались их предки. Поэтому возвращение Саурона чудовищно опасно – он лишь немногим слабее прежнего, а его противники измельчали. Напротив, в «Последнем охотнике на ведьм» герой Дизеля 800 лет учился воевать с ведьмами, а его противница все это время пребывала в небытии, где у нее вряд ли была магическая «качалка».

6. Фильмы вроде «Последнего охотника на ведьм» не особенно успешны

Съемки в «Последнем охотнике на ведьм» имели бы смысл, если бы фильмы о войнах с ведьмами стабильно окупались в прокате и приносили огромные прибыли. Но из всех картин такого рода полноценными хитами стали лишь «Ведьма из Блэр», которая не имеет с «Последним охотником на ведьм» ничего общего, и «Охотники на ведьм» (оригинальное название «Гензель и Гретель – охотники на ведьм»), победившая в прокате скорее вопреки, чем благодаря. Несмотря на то, что эта лента решила почти все перечисленные выше проблемы, сделав картину повествованием не об одиноком герое, а о равноправных партнерах, мужчине и женщине. Показательнее всего неудачный прокат «Оза: Великого и ужасного». Диснеевская картина должна была стать одним из главных успехов года, а она едва окупила потраченные на нее и его раскрутку баснословные деньги. Не сорвали банк и «Братья Гримм» – слабая попытка Терри Гильяма встроиться в современный шоу-бизнес. А поскольку в обеих этих лентах играли знаменитые актеры, то одного присутствия Дизеля явно было недостаточно, чтобы превратить фильм о противостоянии с ведьмами в гарантированный суперхит.

Кадр из фильма "Последний охотник на ведьм"

7. Персонаж Дизеля основан на герое, которого актер придумал для ролевой игры

Все настоящие поклонники Вина Дизеля знают, что этот актер со «зверской» внешностью в душе «ботан», обожающий даже не компьютерные, а настольные ролевые игры, позволяющие игрокам придумывать и детально прорабатывать для себя персонажей. История «Последнего охотника на ведьм» началась с того, что Дизель рассказал коллегам об одном из своих любимых персонажей, и те предложили сделать его главным героем фильма. Почему это проблема? Потому что «твой» герой в ролевой игре – это тот, кем ты хочешь быть, тот, за кого тебе интересно играть. А главный герой такого фильма, как «Последний охотник на ведьм», должен быть тем, кем зритель быть не хочет. Это трагический персонаж, потерявший семью, оторванный своим бессмертием от обычной человеческой жизни и прикованный к своей кровавой работе. Это «крутая», но незавидная судьба. Вспомним для сравнения аналогичного персонажа из «Горца» или супергероя Росомаху. Чтобы снять о таком персонаже удачное кино, нужно одновременно подчеркивать «крутость» и «незавидность». Тогда герой заслужит как зрительское уважение, так и зрительское сочувствие, что очень важно для подобных постановок. А так, поскольку персонаж Дизеля основан на герое, которым он хотел бы быть, фильм кренится в сторону крутости охотника на ведьм, и персонаж вызывает не сочувствие, а зависть. Очевидная концептуальная ошибка.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?