
Есть фильмы-эпохи, а есть фильмы-привычки. Комедия Леонида Гайдая, которой в 2025 году стукнет, страшно сказать, 60 лет, умудряется быть и тем, и другим. Это и слепок «оттепельного» оптимизма, и неизменный атрибут наших праздников, разобранный на цитаты, мемы и культурные коды. Кажется, мы знаем этот фильм наизусть, с любого кадра, с любой реплики. Но так ли это на самом деле?
Давайте начистоту: за легкостью и безудержным весельем гайдаевских новелл скрывается титанический труд, жесткие споры с цензурой и череда счастливых случайностей, без которых шедевра могло и не быть. В этой статье мы заглянем за кулисы съемок, раскроем секреты трех новелл и расскажем истории, которые остались за кадром великой комедии Леонида Гайдая.
После успеха «Деловых людей» Гайдай искал новый материал на современную тему. Выбор пал на сценарий Якова Костюковского и Мориса Слободского «Несерьезные истории» о приключениях интеллигентного очкарика Владика Арькова. И тут мы подбираемся к первому «привету» советской цензуре. Имя Владик вызвало у худсовета серьезные опасения: в нем усмотрели нежелательную аллюзию на имя Владлен, то есть Владимир Ильич Ленин. Чтобы избежать политических параллелей, героя спешно переименовали в нейтрального Шурика.
Изначально новелл было две: перевоспитание хулигана и подготовка оболтуса к экзаменам. Но для полнометражного фильма этого было мало. И тогда Гайдаю пришла гениальная мысль: в третьей новелле столкнуть нового героя с уже полюбившейся зрителям троицей — Трусом, Балбесом и Бывалым. Так родилась идея «Операции», название которой, к слову, тоже изменилось. В сценарии она фигурировала как «Операция „У“», но режиссер лично исправил ее на абсурдную и оттого еще более смешную «Операцию „Ы“».
На роль тунеядца Феди Гайдай сразу утвердил Алексея Смирнова, с которым работал на «Деловых людях». А вот Михаилу Пуговкину он изначально предлагал именно эту роль. Но Пуговкин, поразмыслив, попросил роль прораба, резонно заметив, что его комплекция больше подходит для начальника. И оказался абсолютно прав.
Большую часть сцен снимали на реальной стройке в московском районе Свиблово. А вот знаменитую сцену обеда — в Одессе. Гайдай, говорят, был мастером «выбивать» командировки на море под производственным предлогом.
Легендарный диалог «Шурик, вы комсомолец? — Да. — Это же не наш метод… Надо, Федя, надо!» едва не вырезали. Цензоры заподозрили в нем намек на Фиделя Кастро, которого в кремлевских кругах якобы звали «Федей». Гайдаю стоило огромных трудов отстоять одну из ключевых фраз фильма.
Когда Федя «замуровывает» Шурика, звучит вовсе не музыка Зацепина, а — внимание, тонкая ирония! — несколько тактов «Сугубой ектении» Александра Гречанинова в знаменитой записи с солирующим басом Фёдора Шаляпина. Отпевание заживо, не иначе.
На главную роль пробовались более сотни актеров, среди которых были Виталий Соломин, Андрей Миронов и даже Евгений Петросян. Но Гайдай искал типаж, похожий на него самого в юности. И нашел его в ленинградском актере Александре Демьяненко, которому для завершения образа даже подарил свои очки.
Вопреки популярному мифу, будто новеллу едва не запретили из-за «откровенной» сцены с Лидой в купальнике, всё было ровно наоборот. Если к другим новеллам у худсовета были претензии, то «Наваждение» приняли «на ура». А всемогущий глава «Мосфильма» Иван Пырьев назвал ее «самой большой удачей картины» и «новой гранью таланта Гайдая». Сама же сцена родилась на пробах: когда Гайдай усомнился в фигуре 18-летней Натальи Селезневой, та, придя с пляжа, решительно сбросила сарафан. Режиссеру понравилась ее легкая и абсолютно целомудренная реакция — именно такой он и видел героиню.
Существует красивая легенда, что Гайдай якобы снял альтернативный, грустный финал, где Шурик и Лида не узнают друг друга в трамвае. Увы, это лишь миф. Никаких документальных подтверждений этому нет, а сохранившаяся версия — единственная, что была снята.
Юрий Никулин был гением импровизации. Именно он придумал сцену со скелетом на складе. А вот гэг с пробитой рапирой бутылкой, из которой вместо крови течет вино, — находка самого Гайдая.
Основную натуру для этой новеллы снимали в Ленинграде, потому что в Москве растаял весь снег. Но и в Ленинграде с погодой не повезло. В итоге снег пришлось имитировать с помощью ваты и нафталина.
Изначально новелла и весь фильм заканчивались сценой в тюрьме, где оказывается знаменитая троица. Однако на финальном просмотре Иван Пырьев заявил: «Концовка в тюрьме — плохо. Может, закончить планом, как их бабуся тянет на веревке?». Сцену безжалостно вырезали, а финал с «бабушкой — божьим одуванчиком» стал каноническим.
Гайдай придумал хулиганскую мультипликационную заставку: Балбес пишет на заборе «ХУ…», подходит милиционер, но вместо того, чтобы его остановить, понимающе улыбается, а на заборе появляется надпись «… ДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ». Конечно, такую «крамолу» ему снять не разрешили.
Но главный феномен «Операции „Ы“» — это язык. Фильм стал неисчерпаемым источником цитат, которые мгновенно растворились в повседневной речи и живут в ней до сих пор.
Так почему же «Операция „Ы“» остается бессмертной классикой? Ответ прост и сложен одновременно. Это идеальное совпадение гениальной, виртуозной режиссуры Леонида Гайдая , блестящего актерского ансамбля, где каждый, даже в эпизоде, на своем месте , и по-настоящему народного, универсального юмора, понятного без перевода и сносок. Это фильм-антидепрессант, культурный феномен и просто очень смешное и доброе кино. И кажется, так будет всегда.
А какая ваша любимая новелла или фраза из фильма? Поделитесь в комментариях!