Что посмотреть Раньше было лучше?
Okko Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWvoHrnWEQ Okko Okko
Рецензии

Рецензия на фильм «Душа шпиона»

Шпионская драма режиссера «Собачьего сердца» мнит себя умной и увлекательной, но на деле оказывается глупой и скучной

Добавить в закладки
Особенности национального Штирлица

Трейлер

Александр Федоров (Андрей Чернышов) – российский разведчик-нелегал, который живет в Лондоне и выдает себя за австралийского бизнесмена. По приказу из Центра он связывается с представительством ЦРУ, раскрывает все свои тайны и даже сдает российского агента в британском парламенте (Малкольм МакДауэлл). Алекс надеется втереться к американцам в доверие, чтобы узнать, кто из центрального аппарата СВР передает на Запад имена разведчиков-нелегалов.

Кадр из фильма "Душа шпиона"

«Душа шпиона» уже давно должна была добраться до зрителей, но фильм Владимира БорткоСобачье сердце», «Тарас Бульба», «Идиот») больше года не мог получить прокатное удостоверение. Рассказывая журналистам о своих мытарствах, создатели фильма прозрачно намекали, что все дело в «главном разведчике в Кремле». Мол, их картина, основанная на книге бывшего советского разведчика Михаила Любимова «И ад следовал за ним», изображает реальную, зачастую неприглядную шпионскую работу, а наши власти предпочитают, чтобы разведчиков изображали исключительно как рыцарей без страха и упрека. Тем более когда речь идет о людях, которые шпионят сейчас, а не в позднесоветские времена, о которых написан роман Любимова (в фильме действие перенесено в наши дни).

Кадр из фильма "Душа шпиона"

Действие фильма развивается в нескольких странах, и картина на самом деле снималась в России, Британии, Франции и Египте

Ныне мучения «Души» позади, но не факт, что Бортко от этого выиграл. Если бы лента так и осталась на полке, то ее авторы могли бы разглагольствовать о том, что сняли запрещенный шедевр, и никто не решился бы им возразить. Теперь же каждый желающий может оценить «Душу шпиона» по достоинству – и осознать, что это не только не шедевр, но и не компетентное жанровое кино.

Кадр из фильма "Душа шпиона"

Бюджет картины составил 10 миллионов долларов. 9 миллионов были получены от государства

В самом деле, что главное в «разговорной» шпионской ленте в советском духе, снятой как альтернатива блокбастерам о Джеймсе Бонде и Джейсоне Борне? Правильно – интеллект. Или, по крайней мере, его убедительная имитация. Если фильм о шпионаже не может впечатлить трюками и побоищами, он должен поразить сюжетной сложностью и глубоким психологизмом. Нечто подобное мы недавно видели в американском триллере «Шпион, выйди вон!».

Кадр из фильма "Душа шпиона"

Фильм Бортко же экзамен на интеллект проваливает, как только становится ясно, что в нем происходит. Алекс «предает Родину», чтобы выведать одну из главных тайн ЦРУ, но как имитация предательства ему поможет? В Лэнгли не дураки сидят. Они никогда не сообщат имя московского агента московскому перебежчику. Это имя – тайна за семью печатями даже для большинства сотрудников управления, и американцы в Лондоне, между прочим, предателя наверняка не знают. Ведение российского агента – работа цэрэушников в России. Так что втираться в доверие надо было либо в Москве, либо в Вашингтоне, чтобы быть поближе к людям, которые могут быть в курсе, кто завербован в СВР. И, кстати, почему российские герои уверены, что предатель завербован именно ЦРУ? У них нет для этого никаких оснований, и вся их операция – выстрел в темноту.

Кадр из фильма "Душа шпиона"

Может, у «суперагента» есть какой-то хитрый план? Нет. Алекс просто сдается ЦРУ и плывет по течению. Он не проводит никакого расследования, не пытается выведать сокровенные тайны, толком не манипулирует американцами в интересах дела… И то, что он все же узнает имя предателя, – ни в коем случае не его заслуга, а просто стечение обстоятельств. Причем Алекс мог бы узнать заветное имя еще в середине картины, если бы делал свою работу, а не манкировал ей ради организации свадьбы с англичанкой или прогулок по кладбищам с любимым агентом (грубейшее нарушение конспирации!). Да, герой в книге Любимова как-то ехидно замечает, что слишком умных в разведку не берут, потому что слишком умные часто психически неустойчивы. Но хотя бы элементарное соображение у агента-нелегала должно быть!

Кадр из фильма "Душа шпиона"

Впрочем, практически все ключевые герои ленты ведут себя как идиоты, и в определенный момент начинаешь подозревать, что Бортко снял ироническую комедию. Эпизодические и сугубо комические появления Алексея Булдакова и Михаила Ефремова эту теорию вроде бы подтверждают. Но нет – «Душа шпиона» снята всерьез. Настолько всерьез, что Ефремов и Булдаков никак не рифмуются с окружающим их фильмом. Так что дурость героев – это дурость создателей ленты.

Кадр из фильма "Душа шпиона"

А что же душа? В теории картина должна была показать, как трудно хорошему человеку подличать и обманывать ради Родины и как легко потенциальному злодею поддаться на искушение денег и предательства. Но раз так, то одним из эмоциональных центров ленты должно было стать предательство Алексом его агента, которого он с потрохами сдает ЦРУ. Ведь для разведчика хуже предательства «идейного» агента только предательство товарищей и Родины! Но после того как Алекс раскрывает свои карты, с персонажем МакДауэлла ровным счетом ничего не происходит. И получается, что предательство есть, а переживать герою не из-за чего. И он не переживает. За весь фильм он выражает свою заботу об агенте всего одной фразой. Драматургически это очень слабо. Как если бы Раскольников убил старушку, а она бы продолжала давать деньги в рост.

Кадр из фильма "Душа шпиона"

Не удается Бортко и исследование души шпиона на материале отношений Алекса с женщинами. Поскольку оставшаяся в Москве жена герою изначально не подходит (все их сцены либо холодные, либо конфронтационные), и за русский брак Алекса «болеть» невозможно. Брак же героя с англичанкой – это какая-то сюжетная ерунда, потому что раз герой раскрыл себя ЦРУ, то его дни как австралийца сочтены. Так с какого же перепугу он предлагает девушке руку и сердце, будто планирует еще годами жить в Лондоне?

В общем, куда в сценарий ни ткни – всюду несуразица. Мы затронули лишь малую толику логических нестыковок. А ведь еще есть странности, связанные с тем, что сюжет книги передвинут из советской эпохи в наши дни, но не всегда удачно адаптирован… И получается, что на интеллектуальное кино картина никак не тянет, а экшен-триллером она быть не может из-за скудости экшена. А также из-за меланхоличной музыки, которая не нагнетает напряжение, а нагоняет сон. Последний гвоздь в крышку гроба «Души» – скучные и старомодные операторские и монтажные решения. Лента смотрится как российский сериал, а не как кинофильм. Такой шпионаж нам не нужен. Особенно на фоне голливудских «Американцев». Вот где отличное исследование души шпиона-нелегала!

С 8 октября в кино.

Текст: Борис Иванов
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?