Что посмотреть Раньше было лучше?
Тень Чикатило Рекламное объявление О рекламодателе ERID: 4CQwVszH9pWynaoLBPW
Обзоры

От «Звездных войн» до вселенной Marvel: как изменился женский образ в боевиках за последние 50 лет

В популярной культуре все еще сохраняется стереотип о том, что боевик – это фильм, снятый мужчинами для мужчин с мужчинами в главных ролях. В течение многих лет у актрис было мало возможностей, чтобы проявить себя в этом жанре. За последние пятьдесят лет такие картины претерпели множество изменений, а женские персонажи постепенно начали выходить за пределы универсальных архетипов «заложниц», «жертв» и «любовниц» и даже стали главным героинями своих собственных фильмов. На примере культовых персонажей и знаковых фильмов поп-культуры мы решили проанализировать, как именно происходила эволюция женского образа в боевиках.

Добавить в закладки
От «Звездных войн» до вселенной Marvel: как изменился женский образ в боевиках за последние 50 лет

1970-е: Первые иконы

В фильме Джека Хилла «Фокси Браун» (1974) Пэм Гриер сыграла героиню, которая готова на все, чтобы отомстить крупной сети наркоторговцев за смерть своего парня. Секс, наркотики, преступный мир и черта бедности здесь изображены наряду с правами темнокожих и женщин. Таким образом, Фокси Браун стала ведущей моделью и примером для будущего поколения чернокожих актрис.

Кэрри Фишер в образе принцессы Леи

Кэрри Фишер в образе принцессы Леи

Ну, а потом появилась Лея. Изначально ее образ мог вызвать сомнения, ведь она, как ни крути, принцесса. Все изменилось в «Новой надежде» 1977 года, где героиня Кэрри Фишер сама брала все в свои руки и закатывала глаза на попытки парней решать проблемы. Показательна сцена, где девушка душит своего похитителя Джаббу, одетая в облегающее золотое бикини, которое, вероятно, ее заставили надеть, чтобы она стала подобием украшения. Однако сексуальность принцессы уходит на второй план, а решающими качествами становятся сила и хитрость, которые и помогли ей спастись. Лея стала предшественницей будущих воинственных персонажей и иконой для целого поколения людей, выросших на «Звездных войнах», что, правда, не так хорошо сказалось на самой актрисе, постоянно чувствующей на себе давление и груз ответственности.

Даже если считать «Чужого» Ридли Скотта скорее фильмом ужасов, чем боевиком, Эллен Рипли в любом случае проложила путь для по-настоящему крутых персонажей. Героиня Сигурни Уивер была настолько хорошо прописана и воплощена на экране, что стала практически эталоном для боевиков с участием женщин. Интересно, что роль изначально предназначалась для мужчины, и, по словам режиссера, после того, как Уивер была выбрана на главную роль, в сценарии мало что изменилось.

Сигурни Уивер в роли Рипли

Сигурни Уивер в роли Рипли

Переосмысляя типичное восприятие женщин в боевиках, Рипли перевернула зрительское представление о том, что героини обязательно должны быть эмоционально слабыми. На фоне самых дальних уголков космоса она отказывалась быть жертвой и по сей день продолжает оставаться одной из самых знаковых фигур в кино.

1980-е: Сара Коннор среди мужчин

1980-е по-настоящему изобилуют боевиками. «Рэмбо: Первая кровь», «Смертельное оружие», «Крепкий орешек», «Бегущий по лезвию» и множество других достойных картин, где мы, увы, не увидим женских главных ролей, а лишь подружек протагонистов. В этой пучине маскулинности начинает проявляться образ Сары Коннор из «Терминатора», которая, казалось бы, идет проторенным путем женского пола: беззащитная женщина, вынужденная стать сильной, чтобы защитить своего ребенка. Однако именно ее фигура станет едва ли не самым идеальным персонажем боевиков в 90-е.

1990-е: Воинственные музы и «синдром Тринити»

В этом десятилетии Сара Коннор чувствует себя более комфортно. Теперь от нее можно ожидать чего угодно: от краж машин до сражений с роботами-убийцами. Воспитывая сына-подростка, героиня источает энергию сильного женского персонажа, готового к любым действиям.

Такие режиссеры, как Люк Бессон, Джосс Уидон и Ридли Скотт, уже зарекомендовали себя как сторонники сильных женских персонажей. Например, в фильмах Бессона «Никита», «Леон» и «Пятый элемент» опасные девушки с оригинальными прическами стали для режиссера источником вдохновения, вокруг которого строился весь сюжет.

Керри-Энн Мосс в роли Тринити

Керри-Энн Мосс в роли Тринити

На кинематографической сцене также появляется Тринити из «Матрицы», которая могла кардинально спасти ситуацию. Ведь ей не просто всучили оружие и пытались сделать из нее «сильный женский персонаж», словно она мультифункциональная соковыжималка 3 в 1, а практически прописали самостоятельную героиню, которая могла бы вытянуть фильм на себе одной. Но, к сожалению, наследие этой женщины оставляет желать лучшего. Именно после нее появился так называемый «синдром Тринити», то есть феномен, при котором автор создает яркого второстепенного персонажа-женщину с богатой предысторией и понятной мотиваций, значимой для сюжета, но при этом не дает ей возможности стать независимой, важной и настолько же впечатляющей, как и представляющая ее сцена.

Также стоит иметь в виду, что в 90-х с их обильностью масштабных фильмов режиссеркам в основном не давали снимать высокобюджетные картины, где, возможно, они смогли бы посмотреть на ситуацию с другого ракурса.

2000-е: Мстительницы во главе с Анджелиной Джоли

Новый век стал прямым ответом на целые десятилетия подавления женщин в боевиках со стороны Голливуда и общества в целом. Возможно, не случайно сюжеты таких фильмов, как, например «Другой мир: Эволюция», основаны на предательстве сильных женских персонажей мужчинами, которым они когда-то доверяли. Вскоре появляются «Ангелы Чарли», «Обитель зла», «Женщина-кошка», «Убить Билла» и другие ленты, в которых сила и успех девушек отодвигали их сексуальную привлекательность на второй план.

Но воплощением героини боевиков начала 2000-х была, конечно же, Анджелина Джоли. После ролей в фильмах «Мистер и миссис Смит» и «Особо опасен» актриса, вероятно, стала первой женщиной, добившейся такого успеха в боевиках, и оказалась наравне с такими звездами, как Сильвестр Сталлоне и Брюс Уиллис. Ну и нельзя не упомянуть ее Лару Крофт. Сам фильм собрал по всему миру 275 миллионов долларов и в очередной раз доказал, что зрители охотно пойдут на боевик с женщиной в главной роли.

Анджелина Джоли в роли Лары Крофт

Анджелина Джоли в роли Лары Крофт

2010-е: Современные идолы

Вспомним огромные франшизы, в особенности супергеройские, – в каждом ансамбле есть хотя бы одна женщина. Черная Вдова в «Мстителях», Гамора в «Стражах Галактики», Летти Ортис в «Форсаже». Слишком часто такие персонажи появляются только лишь для того, чтобы пообщаться с главным героем или стать частью команды, при этом не особенно продвигая сюжет вперед. Но вот спустя семьдесят шесть лет после дебюта в комиксах, вероятно, самая известная женщина-супергерой в мире, Чудо-женщина, наконец получила свой собственный фильм. А история героини Скарлетт Йоханссон, у которой нет могущественного молота или суперкостюма на миллиард долларов, но есть выдержка и смелость, будет рассказана в долгожданной ленте «Черная Вдова».

Скарлетт Йоханссон в роли Черной Вдовы

Скарлетт Йоханссон в роли Черной Вдовы

Женщины также начали играть главные роли в таких фильмах, как «Дивергент», «Изгой-один. Звёздные войны: Истории», сиквелах «Звездных войн» и других. И, конечно, появилась Китнисс Эвердин, которая не просто герой, а лидер в войне против репрессивного правящего класса и символ надежды и свободы. Ну и как же без Фуриосы в «Безумном Максе», которая, как катализатор сюжета, спасает рабынь и отправляется через пустыню в поисках лучшей жизни и капельки свободы.

Дженнифер Лоуренс в роли Китнисс Эвердин

Дженнифер Лоуренс в роли Китнисс Эвердин

Все эти герои борются и сражаются в боевиках по самым разным причинам: кто-то из-за морального долга, кто-то просто запрограммирован на такое, кто-то откровенно пользуется своим правом убивать. Да, женский персонаж в главных ролях не обязательно делает фильм хорошим, так же как и герой-мужчина не является гарантией качества. Впрочем, все это не столь важно в рамках данного разговора, ведь главное, что мы получаем, – это разнообразие женских образов на больших экранах. А подобный путь кинематографа, такая стремительная эволюция дает надежду на более инклюзивное кино будущего, к которому всем нам, как авторам или же зрителям, стоит быть открытыми и готовыми.

Текст: Гульназ Давлетшина
Написать комментарий
А
О проекте Контакты Вакансии Реклама Перепечатка Лицензионное
соглашение
ВКонтакте OK.RU Яндекс Дзен Telegram
18+ Film.ru зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство Эл № ФС77-82172 от 10.11.2021. © 2024 Film.ru — всё о кино, рецензии, обзоры, новости, премьеры фильмов
Предложить материал
Если вы хотите предложить нам материал для публикации или сотрудничество, напишите нам письмо, и, если оно покажется нам важным, мы ответим вам течение одного-двух дней. Если ваш вопрос нельзя решить по почте, в редакцию можно позвонить.

Адрес для писем: partner@film.ru

Телефон редакции: 8 (495) 229-62-00
Film.ru Пожаловаться Что именно вам кажется недопустимым в этом комментарии?