Наверх
Фильмы 2018 Мир Юрского периода 2 Лето Суперсемейка 2 8 подруг Оушена Ночная смена План побега 2 Убийца 2. Против всех

«Они шли, обессиленные, и не знали, дойдут ли. Но не это уже было важно. Важно было то, что сосредоточившаяся в этих лесах, чтобы нанести удар исподтишка по советским войскам, отборная дивизия с громким именем »Викинг« обречена на гибель». «Они» - это оставшиеся в живых четверо разведчиков под командованием лейтенанта Травкина, отправленные в немецкий тыл, чтобы узнать о планах противника. Герои популярнейшей после войны повести Эммануила Казакевича «Звезда», так и не вернувшиеся с задания, но поломавшие планы фашистов по прорыву нашей линии фронта. Простой рассказ о семерых совсем молоденьких, нецелованных ребятах, сгинувших безвестно в топких болотах, успев только передать то, что узнали в немецком тылу. И никто не знает, как погибли, где погибли, да и сами они точно не знали, за что гибнут. Знали только, что за Родину. Но не задумывались, им хватало этого знания, чтобы идти на смерть.
В экранизации повести режиссером Николаем Лебедевым от повести, от ее пафоса, от характеров героев, да и от самих героев ничего не осталось. Очень вольное переложение позволило донельзя изменить сюжет, оставив лишь главную линию: ушли и не вернулись. И связистку Катю, влюбленную в Травкина, сидящую у рации без сна, с механическим отчаянием повторяющую: «Звезда. Звезда. Я Земля. Ответьте Земле, Звезда».
«Звезду» создавали ударными силами. Сначала «Мосфильм» задумал снять фильм о Великой Отечественной. Карен Шахназаров нашел материал - повесть Казакевича. Потом долго искали режиссера и остановились на Николае Лебедеве («Змеиный источник», «Поклонник»), человеке молодом, сколь способном, столь и далеко не всеми любимом. Его хичкоковски жутковатый «Змеиный источник» прополоскали в прессе изрядно, «Поклонника» - тоже, и многие не верили, что Лебедев - именно тот из молодых, кто снимет достойный фильм о войне. В помощь Лебедеву призвали маститых сценаристов, кто-то из них отказался, но согласился переделать сценарий Евгений Григорьев (недавно ушедший замечательный сценарист) да слегка приложил руку Александр Бородянский. Так что в титрах сценаристов аж трое. Сам Шахназаров спродюсировал, Госкино дало деньги. Одним словом, к «Звезде» подошли как к акции государственного значения, выкатив ее как тяжелую артиллерию против множественного барахла отечественного производства, а заодно фильмов, волокущих тяжкую ношу национальной идеи и выстреливающих ею прямой наводкой по неокрепшим эстетически и духовно зрительским сердцам.
Эту задачу фильм, безусловно, выполнил. Даже очень серьезные и въедливые кинокритики истово и долго аплодировали на премьере, тайком смахивая слезу, а в фойе устремлялись к растроганному Лебедеву с поздравлениями. И было это предельно искренно. И было это в определенном смысле справедливо. Потому что Карен Шахназаров и Николай Лебедев сотоварищи вернули нас в привычное советское кино, представив далеко не худший его образец, отбросив притянутую за уши и дурновато пахнущую эфемерную национальную идею, дав взамен простой и лаконичный, снятый по все правилам военного боевика-мелодрамы фильм, абсолютно чистый, как души этих мальчишек. Здесь есть совершенно определенные враги - фашисты, и никому не придет в голову сомневаться в том, кто виноват, что они стали врагами, как это происходит с чеченцами. А значит, не приходится сомневаться в том, что убивающие их - герои. Здесь нет и намека выспренную «русскость», которая многое объясняет. Здесь никому ничего не надо объяснять. Все ясно как дважды два.
Не знаю, кто как, но автор этих строк давно не испытывала такого эмоционального напряжения, как на премьере «Звезды», - до боли вцеплялась в ручки кресла, когда героям грозила опасность; вместе с другими облегченно вздыхала, когда фашист, не дойдя полуметра до затаившихся разведчиков, разворачивался и уходил; боролась с подступавшим горлу комом, когда один за другим гибли ребята - и все героически, спасая остальных. А когда лейтенант Травкин произносит перед смертью - без страха, но с горечью и даже обидой - «Умирать-то как не хочется!», предательский ком в горле грозит разродиться крупной слезой.
И ребята-то как подобраны! Лейтенант Травкин (совсем молодой актер Игорь Петренко), чем-то похожий на Тома Круза, сто очков тому вперед даст. Глаза - что два огня, красавец, мужественный - куда там Тому с его масленым взором. В фильме, правда, скорее есть смысл говорить о типажах, нежели о персонажах и характерах. В этом смысле «Звезда» Казакевича и «Звезда» Лебедева - Шахназарова рядом не стояли. В картине нет ничего, напоминающего человеческие отношения. Что было у Казакевича, кстати. Рядовой Мамочкин, например, «бузотер и неврастеник», как охарактеризовал его Казакевич, пускался в спор по любому поводу и мучительно завидовал Аниканову, потому что у того орден, а у Мамочкина - только медаль: Вся разведгруппа, как могла, оберегала Аниканова - он был такой мощный и здоровый, что - упаси Бог, ранят его - как тащить-то?.. Ушли эпизодические персонажи, унеся с собой сюжетное разнообразие, - например, деревенская старуха, приютившая разведчиков и не знающая, как себя с ними вести: один сын в партизанах, другой - в бандиты, «лесные братья» подался (дело происходит на Западной Украине). И не любит она этих советских разведчиков, потому как мать бандита, и жалеет, потому как мать партизана.
В картине ничего подобного нет. Все подчинено одной сверхзадаче - показать героизм и незамаранную душевную чистоту этих ребят. Героизм, как известно, лучше всего показать в бою. Поэтому герои гибнут, если можно так выразиться, самым подробным образом (в книге, кстати, четверо поначалу остались в живых, и что с ними потом произошло, никто не знает), под красивую музыку Алексея Рыбникова, без натуралистических деталей. Красивый, духоподъемный фильм о красивых людях. Словно мы начали историю Великой Отечественной войны с чистого листа. Словно не было Астафьева:
А вот интересно, что сказал бы Виктор Астафьев, доживи он до этого момента и посмотри картину. Любопытно, как отнесся бы Виктор Некрасов и какой вердикт, если посмотрит, вынесет Василь Быков. Люди, которые старались писать о войне, кроме всего прочего, еще и правду, горькую, негероическую правду не об ужасах смерти на войне, а об ужасах духовного вырождения, предательства, необоснованных и ненужных жертв.
Ну что ж, не всем быть врачами, говорящими страшную правду. Горьковский Лука, в конце концов, был хорошим психологом, он знал, что безнадежный больной должен верить в далекую-далекую светлую больницу, где его обязательно вылечат. Когда так плохо и страшно кругом; когда мир разделился на своих и чужих; когда со всех сторон выливают на тебя ушаты национальных идей одна другой сомнительнее и коричневее, и впору самому хвататься за пистолет; когда на экране летают оторванные руки-ноги и нет места чувству локтя и благородству (не на материале же чеченской войны его, право, показывать); когда мы попросту забыли, кто на кого напал и кто в конце концов победил; когда мы в угаре споров о войне чеченской потеряли право чувствовать превосходство победителей в войне ТОЙ и спокойно относимся к таким фильмам, как «Враг у ворот» - так вот, при всех этих обстоятельствах пусть снятая по голливудским лекалам война «с парадного входа», как «Звезда», но наполненная благородством, просто необходима. Да, это наш адекватный ответ «Рядовому Райану», «Тонкой красной линии», «Перл Харбору» и пр. Ребят, не забывайте, кто выиграл Вторую мировую. Это во-первых. А во-вторых, нет никакого сомнения, что этот фильм при умелой раскрутке (а его непременно раскрутят) станет мейнстримовским, и значит, его будут смотреть, на него будут ходить. А это значит, что наши исторически безграмотные дети и - тем паче - внуки получат хоть какое-то представление о том, что творилось в нашей стране шестьдесят лет назад и поймут, куда делся молодой прадедушка в военной гимнастерке с фотографии, что это значит - «не вернулся с фронта».



Комментарии  135


Нравится материал?

Может быть, вас это заинтересует?


Подпишись на нас и будь всегда в курсе!

Не хочу больше это видеть